Открыть янтарь заново: рассказываем про главные работы биеннале Алатырь-2019


В Музее янтаря продолжает работу VIII биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2019», на которой представлены более двух сотен произведений художников из 10 стран. 

Торопова
Основной темой для них в этот раз стала «Botanica» — характерный набор образов для резьбы по янтарю, широко использующийся в мировой художественной традиции. Корреспондент «Нового Калининграда» прошел по выставке с заместителем директора музея по научной работе Ириной Тороповой и записал впечатления о некоторых ярких и необычных художественных произведениях, отмеченных членами жюри.

Браслет «Сяо Цзин»

янтарь
Автор: Ма Юйсянь (Пекин, Китай)
Лауреат в номинации «Новаторство»



В переводе на русский название браслета — «Книга почтительности». В китайской культуре есть целый мир предметов (в основном это предметы для чайной церемонии), на которых она процитирована. Но это, как правило, каллиграфические надписи, выполненные на достаточно крупных предметах. А здесь мы видим эти тексты перенесенными на украшение. Для его создания использовались современные компьютерные технологии: делалась развертка текста на сферическую поверхность, а затем по компьютерной модели вручную проводилась гравировка. Сложно сказать, является ли цитирование «Книги жизни» на браслете отступлением от канонов, но в результате получилась вещь, обогащенная многовековым культурным наследием и впечатляющая качеством самой резьбы.

Кольцо-конструктор «Bite» («Укус»)

бронза, серебро, янтарь, фианиты, оргстекло
Автор: Ольга Кузнецова (Тольятти, Россия)
Лауреат в номинации «Театр»



Помимо постоянных в конкурсе регулярно появляются новые номинации. Поскольку 2019 год в России был объявлен Годом театра, одна из них получила название «Театр». Лауреатом в номинации стала Ольга Кузнецова с кольцом-конструктором. Оно представляет собой два отдельных украшения, которые могут быть собраны в один предмет. Гротескная форма предмета в сочетании с использованными материалами и неожиданное название наделяют его некоторой драматургией.

Броши «Триптих»

серебро, медь, янтарь
Автор: Довиле Жидялене (Вильнюс, Литва)
Гран-при конкурса



Автор подала эти броши в номинацию «Мастерство». И мастерство здесь великолепно: в обработке, в подборе цветов и, конечно, в представленных образах. Пластины серебра, покрытые эмалевыми узорами, впечатляют своей живостью: как будто бы это мягкая органическая плоть плывущих в воздухе или воде фантастических существ. По форме броши напоминают цветок: у каждой есть серединка и фантастическая юбочка из лепестков, — но образы не назидательны, они предполагают очень широкий смысловой диапазон в трактовке. И, конечно, они очень хорошо, мастерски сделаны. Жюри отдало «Триптиху» гран-при единогласно.

Ваза «Вспоминая Хокусая»

клён, американский орех, янтарь
Авторы: Витали Папст (Нюрнберг, Германия) и Евгений Чекмарев (Калининград, Россия)
Диплом в номинации «Флореальные мотивы в мировой художественной традиции»



Основная идея этой работы принадлежит Витали Папсту, но в резьбе по янтарю ему помогал калининградец Евгений Чекмарев. Янтарь здесь не наложен на дерево как элемент украшения, а вставлен в структуру вазы. На вопрос о том, почему изделие так названо, отвечает центральная часть композиции. Это отсылка к японской графике, в которой часто встречаются образы водных растений, рыб как символы, не только отражающие красоту мира, но и как пожелания богатства, счастья, процветания. Соединение в вазе уникальной технологии, которую использует Папст, с историческим контекстом и обилием общекультурных связей позволило жюри отметить ее дипломом.

«Живые существа»

янтарь, пластик, эпоксидная смола
Автор: Ильдзе Богана, Рига, Латвия
Диплом в номинации «Создание художественного образа»



Член жюри, итальянский историк ювелирных украшений Бьянка Капелло сразу отметила в этой композиции экологическую тематику: океан, его загрязнение пластиком и живые существа, которые оказываются в новых для себя условиях. Но, с другой стороны, здесь можно постараться увидеть и другие темы. Кто кого, например: пластик губит живое или живое поедает пластик? Форма живых существ, которые выполнены из янтаря, неопределенная — то ли это растения, то ли животные. Тема жизни и наличествующей по факту проблемы делает эту композицию притягательной концептуально. Кроме того, автору с помощью резьбы по янтарю удалось добиться сильного, даже отталкивающего эффекта для своих «существ» — как будто бы это реальные живущие в воде и движущиеся объекты.


Броши «DREVO» I и «DREVO» II

янтарь, красное дерево, металл
Автор: Диана Табачкова (Москва, Россия)
Лауреат в номинации «Флореальные мотивы в мировой художественной традиции»



В данных работах автор опиралась на языческую мифологию восточных славян. Мифологический образ дерева жизни существует в культурах многих народов. Здесь тоже изображены олицетворяющие связи верхнего и нижнего миров деревья, на ветвях которых можно разглядеть имеющих сакральное значение фантастических существ.

Композиция «Вальс цветов»

янтарь, ясень, чёрное дерево, зуб кашалота, металл, стразы, китовый ус
Автор: Александр Королев (Калининград, Россия)
Диплом в номинации «Театр»



Художественная традиция изготавливать из цветных камней композиции исключительно для рассматривания, украшения пространства, соизмеримого человеку, достаточно давняя, и одними из самых известных в этом направлении ювелирного искусства являются произведения мастеров фирмы Фаберже. Александр Королев является большим поклонником их творчества, но вместо цветных камней он использовал в своей композиции из 11 предметов янтарь разных оттенков. Дополняет композицию дирижерская палочка.

«Гелиокар»

латунь, янтарь
Авторы: Александр Юрицын, Алексей Сажин, Екатерина Топчиева, Владимир Лиханов, Елена Сапожникова (Калининград, Россия), Витали Папст (Нюрнберг, Германия)
Диплом в номинации «Театр»



Эта солнечная машина выполнена в основном из латуни, а янтарь здесь выступает, видимо, как источник энергии. Все детали у модели — движущиеся. Таким образом, этот объект соответствует заявленной номинации и рождает разнообразные представления об атрибутах фантастического театрального действия.

Справка

Калининградский областной музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1
3588
Реклама. Калининградский музей янтаря

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.