Триумф идей и смыслов: что смотреть на главной янтарной биеннале Калининграда




В Музее янтаря открылась восьмая международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь 2019». Для итоговой выставки члены жюри, в состав которого вошли специалисты из России, Германии, Италии, Литвы и Польши, отобрали более двух сотен работ художников из 11 стран. «Новый Калининград» пообщался с экспертами и дипломантами конкурса и рассказывает, на что именно следует обратить внимание, оказавшись в музее.

Конкурсные выставки авторских работ из янтаря «Алатырь» в Калининградском музее янтаря проходят с 2005 года. Начиная с 2011-го каждая из них была посвящена определенной тематике. Так, в 2015 году темой конкурса была заявлена «Метафизика света» — из-за особенностей янтаря пропускать, преломлять и отражать световые лучи, — а в 2013-м художникам предлагалось создать произведения на тему «AquaTerra» — представить процесс превращения смолы древних растений в янтарь.

Заявленная в этом году «Botanica» — тема не менее широкая и разнообразная. По замыслу членов оргкомитета, раскрывая ее, художники могли продемонстрировать в своих изделиях многообразие флоры или же использовать различные растительные мотивы, существующие в мировом искусстве и национальных художественных традициях.

«Тема предоставила художникам очень широкие возможности для творчества, — говорит искусствовед, заместитель директора Музея янтаря по научной работе Ирина Торопова. — В результате на выставке можно увидеть много вариантов реализации оригинальных идей, посвященных растительному миру нашей планеты. Многие художники работали как в направлении реализма, так и в направлении символизма, некоторые использовали мифологические образы».

Каждый художник мог представить на конкурс не более трех произведений с использованием янтаря как главного художественно-выразительного средства. Кроме того, в этом году впервые была учреждена номинация для работ, выполненных из копалов и имитаций янтаря. Пойти на такой шаг оргкомитет заставила ситуация, возникшая на прошлой биеннале. Тогда в общей сложности два десятка работ, поступивших на конкурс, натурального янтаря не содержали. Изделия включили в итоговый каталог, но не стали оценивать, а в этот раз имитации решили «легализовать».

«Надо искать первопричину: почему люди, желая работать с янтарем, создают изделия из его имитаций. Может быть, потому что янтарь стал стоить дорого, а может, еще по каким-то причинам», — поясняет директор музея Татьяна Суворова. Чем закончится данный эксперимент, и останется ли номинация в числе постоянных, в музее пока не знают, но обещают сделать соответствующие выводы.


Всего же в результате работы международного жюри для выставки были отобраны более двух сотен изделий художников из Германии, Дании, Китая, Латвии, Литвы, Польши, России, Франции, Финляндии, Эстонии и Японии. Для того, чтобы выбрать лучшие произведения мастеров из Калининграда, решили заранее организовать их отдельную выставку.

«Калининградские художники среднего и старшего поколений заметно меняют мышление, отношение к янтарю. По этому году могу сказать, что гораздо большее их количество подало работы на конкурс», — отмечает Татьяна Суворова.

Неудивительно, что в результате калининградцы чаще других встречаются в списке дипломантов. Однако эксперты обращают внимание и на то, что новых имен среди них немного. «Назвать молодое поколение художников именно поколением, которое идет на смену старшим коллегам, я не могу, — поясняет директор музея. — Есть отдельные интересно работающие художники, но их единицы».

Среди произведений иностранных авторов многие изделия обращают на себя внимание оригинальностью подходов и замыслов. Поверхность янтарного браслета «Синь Цзин» китайского автора Ма Юйсянь, победившего в номинации «Новаторство», к примеру, полностью покрыта гравировкой. «Это очень интересная работа, производящая неожиданное впечатление, — соглашается Ирина Торопова. — И хотя нам не были понятны слова или символы, мы остались под впечатлением».

А ожерелье «Мгновение на пляже» финского художника Антти Неминена (диплом в номинации «Мастерство») выделяется необычностью идеи: мастер создал его из осколков боеприпаса времен Второй мировой войны. «Год назад мы с друзьями проводили день на калининградском взморье, и я обнаружил фрагменты бомбы, которые стали частью работы, представленной здесь. Эти куски железа меня заинтересовали вот почему: каждый из них мог убить человека. Я принял решение использовать их в сочетании с янтарем, найденным на том же пляже. Вышло что-то вроде памятника неизвестному солдату», — пояснил свой замысел Антти Неминен.

0NEV3895.jpg0NEV3902.jpg0NEV3905.jpg

Главный приз в этом году жюри присудило литовской художнице Довиле Жидялене за набор брошей «Триптих». Победительница закончила художественную академию в Тельшяе, и это, по мнению экспертов, нашло свое отражение в изделиях. «Там, можно сказать, начало начал, то, чего не хватает другим участникам — то есть школа в прямом смысле слова, — поясняет литовский координатор Музея янтаря в Паланге и член жюри Регина Макаускене. — Мы на этом конкурсе смотрели на изделия и сердцем чувствовали: эта работа может быть из Литвы, эта — из России... Это, конечно, зависит от учителей в школах, где художники изучали свое ремесло».

Работы из Литвы, по словам эксперта, отличаются лаконичностью. «У нас все немного скромнее, потому что так много янтаря, как в Калининграде, в Литве никогда не было — использовали то, что находили на морском побережье. Янтарь сам по себе очень красивый, другие камни и металлы должны только подчеркнуть его естественную красоту. Но это, конечно, очень широкий вопрос», — отмечает Регина Макаускене.

О различиях в подходах школ рассуждает и Бьянка Каппелло — историк ювелирных украшений из Италии, преподаватель Европейского института дизайна. «Даже в России и странах Балтии янтарь рассматривается по-разному. Очень часто художники пытаются выразить в этом материале свои культурные особенности, и это находит свое отражение в создаваемых ими работах, — говорит она. — „Алатырь“ как раз тем и хорош, что здесь можно увидеть, как с янтарем работают художники из различных стран. Это как отец, который разрешает своей дочери встречаться с молодым человеком».

Увидеть работы художников на выставке «Botanica» в рамках международной биеннале «Алатырь 2019» до 9 сентября могут все посетители Музея янтаря.

Справка

Калининградский музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1
2618
Бизнес
Источник: Музей янтаря