"«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru"

"«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru" "«Буря» в драмтеатре": фоторепортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru"
27 и 28 сентября в рамках фестиваля искусств «Балтийские сезоны» на сцене Калининградского областного драматического театра состоялся спектакль «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке народного артиста СССР Роберта Стуруа. Специальный корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгения Романова попыталась разгадать образ главного героя - волшебника Просперо в исполнении Александра Калягина.

Самый драгоценный (во всех смыслах) камень в ожерелье программы «Современный театр» на нынешних «Балтийских сезонах» - это шекспировская «Буря» театра «Et Cetera». Спектакль сочиняло знаменитое грузинское трио: режиссер Роберт Стуруа, художник Георгий Алекси-Месхишвили, композитор Гия Канчели. В «Et Cetera» к ним добавились актер и руководитель театра Александр Калягин, а также продюсер Давид Смелянский. И «Шейлок» Шекспира, и «Последняя запись Крэппа» Беккета, идущие в этом театре – плоды усилий того же состава мастеров.

Последняя пьеса Шекспира, его поэтическое завещание, кажется, придумана специально для великого Роберта Стуруа, а роль мага Просперо – специально для великого Александра Калягина. По версии режиссера, Просперо – это Гамлет, каким он стал, если бы выжил и захотел отомстить врагам. «Это притча о человеке, который владеет силами природы, – говорит Роберт Стуруа. – Он хотел навести порядок в мире, и ничего не получилось. Получилась только любовь».

Просперо – бывший миланский герцог, свергнутый с трона своим родным братом и отправленный вместе с трехлетней дочкой в ссылку на далекий необитаемый остров. Обладающий магическим даром, Просперо долгие годы живет жаждой мести. Наконец, волею судеб недалеко от острова Просперо оказывается судно с обидчиками, в числе которых не только коварный брат, но и Неаполитанский король, облагодетельствовавший предателя, а также вся королевская свита.

Огромные дигитальные мрачно-стальные морские валы вздымаются по стенам выгороженного пространства белой пещеры Просперо. От грохота грома вибрируют зрительские кресла. В эпицентре стихии, в руках мага Просперо – маленькое суденышко с жизнями его обидчиков. Но происходит чудесное спасение...

Ключ к «Буре» - не в ее логической интерпретации, а в ее музыкальности. Ткань пьесы – это игра и жизнь различных звуков и мелодий: плеск волн, ветер в верхушках деревьев, пение птиц, журчание ручья, звуки шагов, разговоры, смех, нежно зовущие голоса духов, песни - все возможные звуки, которые дарит природа магического острова. Музыкальные решения Гии Канчели со щемящими темами грузинских мелодий помещают бесконечность шекспировской мысли в драгоценную клетку, сотворенную волшебным даром Роберта Стуруа. С непосредственностью ребенка и мудреца режиссер-постановщик развивает симфоничность пьесы, уподобляясь магу Просперо. И тогда не кажется излишней дигитальность сценографии, а длящийся без антракта более полутора часов спектакль становится островом, свободно и красиво плывущим в мир иллюзий.
 
«Буря» - едва ли не единственная пьеса Шекспира, где соблюдается единство времени и места. Все ее многослойное действие происходит в течение четырех часов. В одно и то же время в разных концах острова, послужившего прибежищем изгнанного из Милана Просперо, происходят разные события. Здесь есть и заговор, который с целью убийства Неаполитанского короля замышляет коварный братец Просперо – Антонио. Здесь есть и любовная история дочери Просперо Миранды и сына Неаполитанского короля Фердинанда, причем с предполагаемым хэппи-эндом. Здесь есть и «восстание рабов», спровоцированное Калибаном, сыном ведьмы, бывшей «хозяйки» острова, а ныне – рабом Просперо. Уверившись в богоизбранности одного из пьяниц – слуг Неаполитанского короля, Калибан предлагает ему уничтожить Просперо и завладеть его дочерью. Но – о, слава тебе, вездесущий дух воздуха Ариэль! - Калибан в «Буре», в отличие от другого шекспировского «дикаря» Отелло, вовсе не одаренный военачальник и брутальный мужчина, а непонятное существо - злобное и порочное.
 
И все эти события происходят по воле Просперо. Но смертному, пусть и беспредельно постигшему науку и искусство волшебства, не дано познать масштаба даже своих магических творений, а уж тем более – своих возможностей. Разочарование – едва ли не лучший выход. Просперо Александра Калягина – это человек чувствующий и страстный, который не надеется только на свои магические умения. Он готов страдать, он стремится к целостности, преодолевая дуалистический раскол своего внутреннего мира и пытаясь соединить несоединимое. Но ему, познавшему механизм иллюзии, не остается ничего, кроме пустоты.
 
Казалось бы, Просперо решает с помощью магии все свои проблемы: он выдает свою дочь замуж по любви за сына Неаполитанского короля, получает обратно титул Миланского герцога и даже находит в себе силы отказаться от мести своему брату, укравшему у него герцогскую корону. После саморазрушающей борьбы с самим собой в итоге побеждает Просперо – творец иллюзий:
 
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
 
Просперо подвластны стихии, но владение белой магией вовсе не означает владение Миром. Просперо Александра Калягина – это земной человек, которому, по версии Роберта Стуруа, приходится преодолевать соблазн мести, мощь которого может сравниться только с мощью бури, сотворенной Просперо в качестве преамбулы акта возмездия. Путь Просперо к самоусмирению проходит через тени висящих в петельках тряпичных куколок, отображающиеся на стенах его белой пещеры. Отказавшись от мести, он отказывается от всего, что связывает его с бренным миром: не случайно стих эпилога Шекспир не вкладывает в уста самого Просперо, доверившего свою дальнейшую судьбу власти Неаполитанского короля, а «произносится актером, играющим Просперо»:
 
Я слабый, грешный человек,
Не служат духи мне, как прежде.
 
И самый честный финал для Роберта Стуруа в этой философской сказке великого барда – нежно-хулиганский поступок очаровательной и озорной Ариэль (Наталья Благих): белый чертик пудры, вылетающий из коробочки, подаренной при расставании Просперо его любимым духом воздуха. Грусть и тайна иллюзии – все, что остается после того, как задуманное сбывается.

Текст - Евгения Романова, фото – Станислав Ломакин для «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]