Воскресенье, 11 марта

Важные события рабочего воскресенья: поездки в Европу через Литву не всегда доводят до добра, чиновники продолжают перемещать свои тела за 400 рублей в час, а смертность наших сограждан становится еще более внезапной в условиях запоздалых заморозков.

1_1.jpgУвидеть Париж и улететь
Улететь в Париж из Вильнюса попытались три россиянки — 11, 20 и 43 лет, сообщил литовский портал Delfi.lt. История была бы совершенно обычной и, возможно, немного романтической, если бы эта затея им удалась. Но, по данным портала, три дамы попытались обмануть пограничников, поскольку в анкетах на визы указали посещение Литвы в туристических целях. По своим визам они прибыли из Калининградской области на авто, после чего в тот же день отправились в аэропорт Вильнюса. При этом визы были шенгенскими. В итоге россиянкам порекомендовали покинуть территорию страны и отпустили.

Вообще, вряд ли для пограничных служб соседних стран большой секрет, что калининградцы не только оформляют более удобные визы, но и летают авиалиниями по Европе. Такой вариант проведения отпуска получается значительно выгоднее и намного авантюрнее, чем поездка через турагентство, которое оформляет визы страны назначения. И значительно выгоднее и удобнее полета через, например, Москву, с предварительным посещением там консульства страны назначения. Да, и по правилам Шенгенской зоны получается вполне честно — две визы одновременно открывать нельзя, но и посетить надо в первую очередь страну, представительство которой открывает визу. Другой вопрос, что это не совсем честно и законно. Как должно быть? Открыл литовскую визу — чтобы ездить в Литву. Открыл польскую визу — чтобы ездить в Польшу.

Это было бы логично, если бы у нас все представительства без проблем выдавали туристические визы, пусть и подкрепленные бронью в гостинице. Но многим калининградцам известно, что этот путь непростой-либо консульства находятся в Петербурге или Москве, либо просто в Польшу и Литву ближе ехать, что означает чаще и дольше там бывать. В Париж все же человек поедет как-то однократно, а в Литву или в Польшу все ездят часто и много.

Трудно сказать, какие именно визы были у задержанных россиянок, обладая этой информацией, можно было бы рассуждать гораздо менее голословно. Возможно, они открыли однократную визу и сразу ломанулись в Париж, что и правда в глазах пограничников должно было выглядеть странно. А, может быть, у дам были многократные визы и они не в первый раз были по ним в Литве.

Но это, на самом деле, имеет не такое большое значение, как общая система, в рамках которой организована возможность калининградцев путешествовать. В таких условиях жителям области надо либо быть очень богатыми и иметь хороший запас времени для путешествий, либо надо уж очень любить не выезжать за пределы области. Для кого-то кажется нормальным, что можно сидеть на одном месте годами — есть у меня знакомые жители области, у которых никогда не было загранпаспорта.

Но ведь неспроста есть такое наказание в уголовной практике — ограничение свободы, когда человек не может выезжать за пределы города, в котором живет. Да и Шенгенская зона, в плотное кольцо которой оказалась зажата область, вроде бы как и создана была, чтобы не надо было десяток виз открывать для путешествий. Возможно, этот акт задержания и выдворения с позором из страны был показательным, вроде бы как: «Эй, там, поосторожнее со своими поездками через Литву». Может быть, дамы и были неправы. Но за этой историей видится какая-то нехорошая система, в которой надо увидеть Вильнюс и, видимо, не доехав до Парижа, умереть.

Наталья КАЛУГИНА, корреспондент

gov_new.jpgЛюбовь к «членовозам»
Ежедневный мониторинг официального сайта государственных закупок позволяет увидеть много нового и интересного, особенно когда речь касается расходования денег бюджета. Последние полтора месяца я постоянно натыкалась на сообщения о том, что-то или иное министерство и ведомство правительства объявляло торги на перевозку на служебных автомобилях себя любимых.

Суммы, казалось бы, на первый взгляд были и не такие уж большие — где-то 500 тысяч рублей, где-то 200 тысяч, а где-то миллион. Однако давнее понимание того, что «копейка рубль бережет», в итоге сподвигло нас на систематизацию этих отрывочных сведений. Полученный результат и бюджетная сумма, которая будет потрачена в 2012 году на перевозчку членов правительства (в советские времена, кстати, служебные машины называли «членовозами») оказалась удивительной. По предварительным данным, перевозка чиновников на служебных машинах обходится налогоплательщикам в 50 млн рублей в год, в среднем — около 1 млн рублей за 1 автомобиль. Причем сумма эта неокончательная, поскольку ряд министерств и ведомств на сайте госзакупок пока еще «не засветились», кроме того, некоторые ведомства объявили торги на услуги по собственной перевозке на полгода, а то и на 1 квартал. Означать это может, что бюджетные расходы на транспортировку чиновников вырастут еще больше.

Стоит отметить, что средний тариф на перевозку одного чиновника — 400 рублей в час, вполне сопоставим с услугами такси, в который уже заложена прибыль владельца таксофирмы, зарплаты водителей и диспетчеров. Но нашим чиновникам, наверное, пользоваться услугами такси не по рангу. Более того, «членовозы» должны быть оборудованы ГЛОНАСС, системой кондиционирования и подогрева сидений, для водителей установлен специальный дресс-коди т. д.и т. п.

Между тем, на стоянке перед зданием правительства области в местах, отведенных под личный транспорт чиновников, тоже стоят машины не самого худшего класса. По всей видимости, зарплаты сотрудники областного правительства «рангом повыше» (тех самых, которые ездят на служебных авто) получают вполне сносные, чтобы позволить себе хорошие автомобили. Но все равно они предпочитают пользоваться «членовозами» за счет бюджета. Насколько мне известно, исключением являлся только министр по развитию инфраструктуры Александр Рольбинов, который несколько лет подряд по министерским делам ездил на собственном «Лексусе» и даже платил за него транспортный налог из собственного кармана. Впрочем, карман министра по развитию инфраструктуры наполняется, как мы знаем, не только за счет зарплаты из бюджета, но и за счет дивидендов крупной торговой сети, совладельцем которой он является. Еще одного такого оригинала (пользующегося для служебных целей собственным транспортом) в правительстве встретить, увы, не удалось. Но, наверное, и не все чиновники — совладельцы крупных торговых сетей. Хотя бизнесменов «в прошлом» среди них тоже хватает. Помнится, как-то и сам губернатор Николай Цуканов признался, что «все в правительстве были люди не просто от станка, все занимались бизнесом».

Но складывается впечатление, что желание пользоваться служебным транспортом за счет бюджета — это для наших чиновников некая привилегия, позволяющая им отнести себя к определенной касте. Но по сути это самый настоящий «совок». Ведь это в советские времена считалось верхом карьеры — иметь служебную машину, и эта традиция, по всей видимости, сохраняется до сих пор — человек, который живет в служебной квартире и пользуясь служебной машиной, считает себя необычайно успешным и состоявшимся. Вот и несутся служебные авто по утрам за чиновниками, пренебрегая правилами дорожного движения, по встречной полосе.

В этой связи хочется вспомнить мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, миллиардера и владельца агентства финансовой информации Bloomberg, который ездит на работу на метро. Мэра Лондона Бориса Джонсона, который ездит на велосипеде и однажды он даже спас женщину от хулиганов. Возвращаясь домой на велосипеде, он услышал крики о помощи и разогнал хулиганов. Кого спасают и что слышат наши чиновники, сидя в служебных автомобилях с подогревом сидений, за которые налогоплательщики платят минимум 50 млн рублей в год? Вряд ли они слышат, что 50 млн — это четвертая часть нового детского сада в Калининграде, и что 4 года экономии на служебном транспорте помогли бы построить в городе новый сад и решить проблему, как минимум, 240 семей. Еще эти деньги можно было бы потратить на ремонт старых домов, которые не видели его с довоенных времен. Или на новые школьные автобусы. Да мало ли на что, действительно нужное и полезное жителям области, за счет которых и живут чиновники. Но, увы. Наверное, поэтому и живем мы в Калининграде, а не в Лондоне или Нью-Йорке.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

traff.jpgНевыносимая внезапность бытия
Каждое межсезонье у водителей вызывает удивление внезапный гололед. Вообще весной, когда перепады температуры, холод в принципе вызывает удивление. Я тоже каждую весну искренне недоумеваю — почему уже март, но еще так холодно? Но, такое время. Вышел на улицу легко одетый — простыл, проехал на машине слишком резко — занесло. Как звучало в одном грустном анекдоте: «Переходя дорогу смотрите на машины, а не на светофоры. Светофоры еще никого не сбивали». На светофоры, конечно, стоит посмотреть, но и на дорогу тоже. Мало ли. Так и с погодой.

Госавтоинспеция неустанно повторяет — смотрите не за знаками, а за дорогой, и думайте трезво. Весна очень обманчивое время. Гололед может оказаться внезапным. Хорошо, сегодня нет пострадавших — все же обледенение было несильным, но с утра на эстакадном мосту немножко «возило» по дороге. Хотя, для одного автовладельца сегодняшнее утро точно оказалось неприятным — некий темно-красный джип перевернулся на мосту на улице Невского в Калининграде, и, если верить нашим форумчанам — частично повис в воздухе над землей. Но, по данным ГИБДД, аварий с пострадавшими, произошедших из-за гололеда, до обеда в воскресенье не произошло.

Впрочем, что говорить о гололеде, если все равно находятся «смертники», которые нетрезвыми садятся за руль в праздники. В нынешние праздничные дни особо популярными оказались придорожные деревья. Два смертельных исхода, три аварии — с пострадавшими. Одно авто полностью выгорело. И это не единственные аварии за праздники. Хотя и нетрезвые водители были не везде, конечно же. Возможно, кстати, все тот же самый гололед повлиял на исходы некоторых опасных маневров, превратившихся в аварии. Или, например, небольшой дождь. Казалось бы, сейчас — не осень, когда часть водителей запоздало не успевает сменить резину. Сейчас все, кто ездил с зимы, должны вроде бы ездить на зимних шинах. Но ведь и они не панацея.

Есть такие простые вещи — у них большая сила, как и у простых слов. Но люди порой почему-то их не делают. Как не говорят простые слова. Можно просто чуть-чуть «сбросить» скорость, когда едешь по возвышенности или по мосту. Можно чуть-чуть подольше посмотреть на дорогу, когда ее переходишь — вдруг там что-то водителя отвлекло и он не притормозил. Нужно посмотреть на термометр и следить за дорожным покрытием, если воздух холоднее 3–4 градусов Цельсия — водить «в зимнем режиме». Это занудно, сложно, скучно. Но это спасает.

Недавно я въезжала за рулем в Гурьевск около 11 часов ночи со стороны Полесска и сильно сбросила скорость, больше, чем полагалось по знакам. Просто что-то заставило. А буквально через пару минут под колеса практически кинулись двое пешеходов, взрослых женщин, на вид вполне трезвых. Они просто дорогу переходили, не по пешеходному переходу и забыли на дорогу посмотреть. На визг торможения дамы все же повернулись, увидели машину и нервно захихикали. Что-то спасло их от травм, а меня от уголовной судимости. Что-то заставило сильно затормозить. Пусть и всех других тоже спасет это что-то. Заставит нажать на тормоз в нужный момент. Заставит посмотреть на термометр. Заставит надеть шапку. Пусть это что-то окажется именно таким. Спасающим. Потому что беда не в том, что люди смертны, а в том, что они, как писал классик, смертны внезапно.

Наталья КАЛУГИНА, корреспондент

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru" и blog.visaguru.co.uk.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.