Право на скутер и выборы на скотном дворе

Важные события понедельника: законодатели пробуют совладать с игнорирующими правила движения и здравого смысла юными водителями скутеров, а, пока в Калининграде до выборов ещё далеко, власть вовсю применяет правила «Скотного двора» Оруэлла.

mop.jpgПраво на вождение
Автомобилисты, которые не любят церемониться и не выбирают выражений, частенько называют скутеристов «смертниками» (и другими интересными терминами), сочно матерясь, когда те попадаются на пути. Для многих водителей машин весна и лето сопровождается повышенными стрессами и напряжением за рулем, потому что на дороги выезжают они – дерзкие, наглые, игнорирующие правила или просто их не знающие подростки на мопедах. Поэтому не удивительно, что именно весной в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий получение прав на вождение для водителей скутеров и мопедов. По всей видимости, накипело.

Инициатором поправок в закон «О безопасности дорожного движения» стал депутат Госдумы от «Справедливой России» Антон Беляков. По его словам, российское законодательство в области управления мопедами, скутерами и другими транспортными средствами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров — одно из самых либеральных в мире. Потому что подростку, чтобы в 16 лет сеть на мопед и погнать по дорогам со скоростью 50 километров в час, не нужно ни прав, ни навыков, ни даже элементарных знаний правил дорожного движения: где какие знаки, кто должен уступить дорогу и почему ему нельзя вылезать из крайней правой полосы. И при этом 50 км/ч – это вполне достаточно, чтобы свернуть себе шею, особенно если суммируется скорость другого транспортного средства. Или еще кому-нибудь.

Поэтому-то Беляков и предлагает обязать желающих сесть на скутер получать водительские удостоверения. Мол, они такие же участники дорожного движения, как и автомобилисты с мотоциклистами, а значит, должны осознавать, что несут ответственность не только за себя, но и за других людей. Еще одно предложение депутата – понять возраст для управления мотоциклами с 16 до 18 лет. «Считаю, что в 16 лет подросток слишком мал, чтобы осознать всю опасность передвижения на современных мотоциклах, иметь возможность справиться с критической ситуацией на дороге и не причинить вред себе и другим участникам дорожного движения», - уверен он. 

Само собой, все участники дорожного движения, будь то пешеход, скутерист, автомобилист или велосипедист, после внесения такого предложения поделились на два противоборствующих лагеря. Одни (в основном водители машин) руками и ногами за ужесточение мер по отношению любителям двухколесных коней. Другие негодуют и указывают на нарушения и аварии с участием автомобилистов - мол, сами хороши. И самое главное, почти всех мучает вопрос: а обяжут ли тогда учить правила дорожного движения и, соответственно, получать разрешающие документы на управление велосипедом? Вполне логичное продолжение истории с мопедами.

Как говорил мой преподаватель по вождению, «несмотря на то, что велосипедисты нигде не пользуются приоритетом движения, они об этом не знают». Примерно то же самое можно сказать и о скутеристах, которые, лавируя между автомобилями, без зазрения совести выезжают на середину дороги. Ежедневно сталкиваясь со сводками ГИБДД о произошедших ДТП, я заметила, насколько с приходом тепла стало больше пострадавших водителей мопедов. Учитывая это, очень даже обоснованными кажутся предложения о получении прав. 

Но есть и обратная сторона медали. Как прикажете быть людям на скутерах и велосипедах, когда зачастую весь правый ряд заставлен припаркованными против правил машинами? Ведь правила предписывают двигаться двухколёсному транспорту именно по правому ряду. Или когда 60-летний дедушка на старом «Фольксвагене», не обращая внимания на знаки и не считаясь с другими участниками дорожного движения, поворачивает направо с левого ряда? Тут сколько бы ты правила не учил, действовать придется по обстоятельствам. 

Всё же это, скорее, частности. В большинстве случаев на дороги у нас люди выезжают, весьма поверхностно ознакомившись с ПДД и культурой вождения. И если культуру привить на уровне законодателей не получится, то вот обязать всех сдавать на права – можно. Ну или хотя бы просто доносить до людей основы основ. Помню, как в первом или во втором классе на уроках ОБЖ мы изучали дорожные знаки, сейчас детям в детских садах и школах рассказывают о светофорах и «зебрах» сотрудники ГИБДД. Так почему бы, например, не ввести в старших классах курс правил дорожного движения с обязательным экзаменом? Такие практически знания вряд ли кому-то повредят, а на дорогах, глядишь, станет чуть безопаснее. Да и в водительском удостоверении для скутеристов нет ничего плохого. Быть может пару потраченных месяцев на изучение основ безопасности на дороге, и какой-нибудь юный 17-летний гонщик останется жив и здоров.

Мария БОЧКО, корреспондент

yar_mozh.jpgПравила «Скотного двора»
Во время интернет-конференции «Чиновник он-лайн» в понедельник глава депутатской комиссии окружного Совета по бюджету Олег Мигунов, отвечая на вопрос жительницы ул. Комсомольской о судьбе сквера и памятника павшим воинам, сообщил, что «ситуация это непростая». 

Депутат признал, что, по его информации, у прихода Русской православной церкви, которая огородила сквер забором, вознамерившись строить в этом месте еще один православный детский садик, разрешения на строительство нет.

«Закон должен быть один для всех, в том числе для общественных организаций и церкви. Насколько мне известно, разрешения на строительство нет, — сказал Мигунов. — С одной стороны, это памятник и зеленая зона, с другой — церковь не на продажу собирается строить здание, у нее тоже благие цели». По словам депутата, «в этой нелегкой ситуации баланс найти крайне непросто». Он предложил задавшей вопрос жительнице района встретиться, чтобы обсудить эту тему.

Признаться, слова депутата ошеломили. То есть, сначала он говорит, что закон един для всех, но после этого говорит о некой «непростой ситуации». Складывается ощущение, что в нашей стране закон действительно един для всех, но некоторые имеют право его обойти. «Все животные равны, но некоторые животные равнее других», как в «Скотном дворе» Оруэлла.

Учитывая весьма толерантное отношение главы Калининграда к Русской православной церкви, можно было предположить, что эту самую возможность — быть равнее других — представителям церкви предоставил сам Александр Ярошук. Однако глава города предпочитал воздерживаться от разговоров на эту тему, хотя однажды и заявил, что не выдавал никаких разрешений Русской православной церкви на строительство. В конце апреля городские власти сообщили, что на Комсомольской начался демонтаж забора. Однако слова депутата Мигунова заставляют усомниться в том, что решение это окончательное.

Кстати, во время этой же конференции депутат рассказал о судьбе другого сквера в центре города — на перекрестке Чайковского и Леонова, где расположен памятник Пушкину.

По его словам, застройку (а там уже было выдано разрешение на строительство) удалось приостановить. «У нас давно была идея сделать там сказочный уголок, я подготовил эскиз, и надеюсь, что он будет завершен, — сказал Мигунов. — Там появится освещение, фигуры сказочных героев, дорожки. Это будет место отдыха для детей со всего города».

Мигунов еще раз напомнил, что проблемы с точечной застройкой появились не при нынешней власти, что все это — наследство былых времен.

Напомню, что и сам Александр Ярошук, у которого год назад, по всей видимости, уже переполнилась чаша терпения из-за постоянных обвинений в уничтожении зеленых зон, поступил как обычно: «перевел стрелки» на своего предшественника. Городские власти не раз утверждали, что та точечная застройка, которая все еще продолжается в областном центре, — это проблема начала 2000-ных годов, когда земельные участки выделялись по не совсем прозрачным и понятным схемам. 

Учитывая, что Александр Ярошук на выборах главы города в 2007 году был явным преемником рейтингового экс-мэра Юрия Савенко, о чем свидетельствовали оплаченные за счет избирательного фонда Ярошука буклеты с «прощальным письмом» Савенко, в котором последний писал трогательное «я родился в этом городе, я работал для вас, служил вам», ситуация вытанцовывается не очень красивая. И получается, что не только Николай Николаевич Цуканов грациозно потоптался на своем предшественнике и бывшем покровителе Георгии Боосе, обвинив последнего чуть ли не в приватизации служебных квартир (информация эта потом, правда, не подтвердилась). Но и Александр Ярошук безжалостно списал все грехи на своего бывшего товарища.

Впрочем, одно дело — пинание полуживого слона, которое устроил губернатор аккурат через несколько дней после своей инаугурации, другое — проблема, с которой столкнулся Ярошук после ревизии городских земель.

Однако же правило «Скотного двора» под ключевым названием «некоторые равнее» проявляется до сих пор. В частности, так и нет пока ответа на вопрос о том, каким образом городские власти уже в конце 2011 года выдали разрешение на строительство в зоне малоэтажной застройки на ул. Марата. Да и личный проект Ярошука — организация в городе зеленых зон — тоже пока на стадии проекта. Разукрашенная граффити табличка о том, что в парке на Гаражной-Юношеской планируется создать по личной инициативе главы города ухоженный сквер, давно покосилась, еще немного — и рухнет. Остается надеяться, что проекты откладывались из-за холодной зимы, и с наступлением весны и лета обещания главы города начнут-таки воплощаться в жизнь. В любом случае, всем жителям города очень повезло, что в октябре 2012 года пройдут выборы главы города, потому что именно накануне выборов у нас делаются самые добрые дела, вспоминаются самые прекрасные обещания. Когда на носу выборы, правила «Скотного двора» не действуют. Хочется надеяться, что не действуют.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.