Муниципальный конфуз и штрафы для никого

Важные события пятницы: надежды губернатора повернуть вспять «муниципальную реформу» разбились о федеральный закон, а с нарушителями спокойствия в национальном парке решили бороться ужесточением штрафов.

gusev_8.jpgМуниципальный конфуз

В пятницу стало известно, что столь широко декларируемая губернатором Николаем Цукановым «муниципальная реформа наоборот» обернулась конфузом. Выяснилось, что российское законодательство не позволяет вернуться к системе одноуровневого управления муниципалитетами, прежней схеме городских округов.

Внесенный в областную Думу законопроект «О преобразовании Гусевского городского поселения, Калининского, Кубановского, Маяковского и Михайловского сельских поселений путем объединения поселений и наделении вновь образованного городского поселения статусом городского округа» наткнулся на предостережение прокуратуры, и областная Дума решила его отложить.

И это несмотря на то, что жители Гусевского района в декабре 2011 года провели референдум, на котором сказали «да» возвращению в городской округ, а бывший секретарь областной избирательной комиссии, ныне являющийся главой областного агентства по внутренней политике Игорь Кудрявин тогда заявил интернет-порталу Rugrad.Eu, что уже с 1 января 2013 года Гусевский муниципальный район вновь станет городским округом, а в 2012 году пройдут выборы главы округа и депутатов. Действующие гусевские депутаты даже успели принять документ, гарантирующий им выплаты в размере трех окладов после роспуска Совета, который ожидался осенью. И вот оказалось, что все напрасно…

Напомню, ликвидация многочисленных сельских и городских поселений «первого уровня», которые в изрядном количестве наплодились при прежнем губернаторе Георгии Боосе, была давней задумкой нового главы региона Николая Цуканова.

Идея, на самом деле, вполне здравая и имеющая право на жизнь. Ведь прошедшая в области несколько лет назад муниципальная реформа, разделяющая поселения на второй и первый уровень, привела к тому, что первому уровню досталась масса затратных полномочий (в первую очередь, жилищно-коммунальное хозяйство) и почти полное отсутствие денег на их исполнение. В итоге в области появилось большое число местных депутатов и глав, но не осталось денег на «коммуналку», поскольку значительная часть местных бюджетов уходила на зарплаты «народным слугам». Более того, разделение властей привело к тому, что рядовые жители просто начали путаться — куда и к кому обращаться с той или иной проблемой, — к главе городского поселения или к главе района. К тому же, иногда реформа по преобразованию городских округов носила уж совсем странный характер, и была направлена на то, чтобы свергнуть действующего главу, поменяв статус его муниципалитета, как это планировалось сделать в Балтийске.

Вернуть все, как было, убрать многочисленных депутатов и местных глав и предлагал губернатор Николай Цуканов. Причем впервые подобное заявление он сделал еще в августе 2010 года, будучи кандидатом в губернаторы.

Затем эта идея приобрела серьезный масштаб — практически в каждом муниципалитете, который попадался на пути губернатора во время всевозможных предвыборных визитов, он предлагал местным властям подумать об объединении, а местным жителям — провести референдумы о том, что они согласны с таким объединением.

В октябре 2011 года пресс-служба правительства рапортовала, что депутаты большинства муниципалитетов Калининградской области приняли решение вернуться к одноуровневой системе местного самоуправления, объединив городские и районные администрации.

«Переходить к одноуровневой системе первыми начали власти Черняховского, Неманского, Гурьевского, Светлогорского, Гусевского, Нестеровского и Зеленоградского районов, — передавало правительство. — Там уже приняты решения о внесении изменений в уставы муниципальных образований».

Но в итоге оказалось, что все не так просто, и референдумы проведены зря. По словам главы комитета по законодательству Облдумы Олега Шлыка, прокуратура обратила внимание, что федеральное законодательство все это, увы, не разрешает. Внимание, вопрос: а куда смотрели до этого все юристы правительства области во главе с полномочным представителем губернатора в областной Думе Тамарой Кузяевой, которая в свое время как раз и разрабатывала муниципальную реформу? Куда смотрел бывший секретарь избирательной комиссии, а ныне глава агентства по внутренней политике Игорь Кудрявин, заявлявший, что Гусевский район станет городским округом? Как вообще все это могло произойти?

Конечно, есть версия, что на самом деле в каком-то дальнем российском регионе год назад властям удалось повернуть вспять «муниципальную реформу». В этой связи можно предположить, что просто наша областная Дума в очередной раз решила сделать неприятный сюрприз губернатору, что говорится, остановить полет его мысли на лету, разрушить надежды и мечты, а потому застопорила закон под неким не совсем однозначным предлогом. Ведь прокуратура даже и не предостережение депутатам направила, а просто некое информационное письмо. Конечно, все это лишь предположение, но иначе объяснить тот конфуз, который произошел с губернатором, мне просто сложно. Ну не укладывается как-то в голове, что 1,5 года правительство области занималось бурной деятельностью, которая изначально была запрещена законом. Это уже совсем как-то по-идиотски. Да и Гусев, все же, немого жаль. Так и останется районом, а не городским округом.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

kkosa_road2.jpgШтрафы для никого

В России свободное ношение оружия запрещено. Исключение делается только для автомобилей: это средство поражения, порой даже массового, доступно почти каждому после нескольких месяцев обучения. Автолюбителей постоянно пытаются заставить быть чуть более внимательными и ответственными, но пока это сводится лишь к ужесточению штрафов, которые взимаются через раз.

В пятницу в пресс-службе национального парка «Куршская коса» сообщили об увеличении штрафов за уничтожение животных на территории национального парка. Теперь тем водителям, которые гоняют по косе и сбивают ее обитателей, грозит штраф в несколько десятков тыс рублей. Сумма существенная, вот только в национальном парке опасаются, что нарушители так и останутся безнаказанными.

Как выяснилось, новые нормы действуют уже два месяца. За это время уже были прецеденты, когда животные оказывались под колесами. Так, например, недавно сотрудники нацпарка обнаружили у обочины дороги двоих детенышей кабана. Очевидно, они были сбиты кем-то из неосторожных посетителей Куршской косы. Вот только установить личность неаккуратного водителя и оштрафовать его не удалось, отметили в пресс-службе нацпарка.

Фактически на косе соблюдение правил дорожного движения зависит от добропорядочности самого водителя. «Тот, кто сбил животное, может быть наказан только в двух случаях: если во время аварии мимо проезжал экипаж ДПС или повреждения автомобиля были такие серьезные, что водителю пришлось вызывать специальные службы. Даже если сотрудник КПП видит характерные повреждения на автомобиле и останавливает водителя, ему остается лишь поверить объяснениям. Обычно автолюбители ограничиваются фразами о том, что повреждения были получены давно», — отметила пресс-секретарь нацпарка Ольга Барбофф.

Легко предугадать, что случится в ситуации, если водитель-убийца все-таки будет пойман на дороге случайно проезжавшим мимо экипажем ДПС. Наверняка, начнутся разговоры о том, что он «не знал» о наказании за такой проступок, сделал это «ненамеренно», куча людей до него оказывались в такой же ситуации, но штраф никому не грозил. И, наверняка, найдутся даже сочувствующие граждане: завопят, что о штрафах никто массово не предупреждал, пожалеют бедного парня-девушку-дедушку-бабушку, которые совершенно случайно попали в лапы правосудия. Впрочем, такой случай все же из разряда фантастики. По просьбе нацпарка ГИБДД недавно стало обращать внимание не обилие правонарушителей у КПП, которые паркуют машины как попало. О постоянном патрулировании 48 км нацпарка вкупе с видеонаблюдением на трассах и маршрутах речи не идет.

Если абстрагироваться от ситуации с Куршской косой, то станет понятно, что безнаказанность безголовых участников дорожного движения — распространенная проблема. Ежедневно день каждый из нас по дороге на работу легко насчитает несколько десятков нарушений правил дорожного движения: припаркованные под знаками автомобили, водители, остановившиеся в автобусных карманах, тонированные стекла машин, превышение скорости, проезд на красный, скутеристы и байкеры, которые едут посреди дороги, пешеходы, которые пересекают дорогу так, как бог на душу положит, велосипедисты, которые почему-то ездят по тротуарам, и т.д, и т.п.

После этого сводки ГИБДД, в которых говорится, что инспектора дорожного движения за сутки ловят около 1000 нарушителей правил дорожного движения, кажутся нелепой шуткой. Ребята, да возле вашего же здания в центре города — с десяток нарушений ежедневно! Тысяча нарушений? Столько же, наверняка, могут зафиксировать сотрудники небольшой компании, отслеживая нарушителей ПДД по дороге на работу и обратно.

Неудивительно, что ежедневно мы читаем в сводках: пьяные водители сбивают людей и врезаются в столбы, автолюбители несутся по косе и сбивают животных, малоопытные автовладельцы мчатся по городу и в результате их жертвами становятся законопослушные водители и пешеходы, пассажиры их и чужих автомобилей.

Нарушать правила на дорогах Калининграда — это все равно, что играть в беспроигрышной лотерее. И ужесточение штрафов вряд ли будет действенной мерой, пока ловля нарушителей осуществляется «на авось». Может быть, кое-кому пора прекратить быть менее избирательными? Глядишь, тогда даже маленькие штрафы начнут действовать.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.