Брат за брата, неподъемные крылья и мы под большой водой

Важные события понедельника: для того, чтобы отправиться в депутаты от партии власти достаточно близкородственных связей, транспортные проблемы региона растут пропорционально убыткам российских авиакомпаний, а пока чиновники решают, кто что и кому должен, город всё чаще уходит под воду.

edin.jpgБрат за брата
Представление под кодовым названием «внутрипартийные праймериз „Единой России“» проходит не только в Калининграде. Партия власти, поддерживающая стабильность, активно пытается доказать населению, что выдвигает кандидатами на те или иные должности в органы власти только тех, кто прошел жесткий внутрипартийный отбор. Прогрессивная общественность уже имела возможность наблюдать, как подобная «конкурентная борьба» привела к опустошению списка потенциальных участников на пост кандидата от «Единой России» в главы Калининграда.

В понедельник стало известно, что Калининград в этом смысле далеко не эталон, и праймериз могут проходить веселее и более «непредсказуемо». В данном случае именно так — в кавычках. Конкретный пример — праймериз в Советске. В пятницу вечером выборщики от «Единой России» и Общероссийского народного фронта провели в Советске процедуру предварительного голосования за кандидатов, которые должны войти в список претендентов на кресло депутата областной Думы. Напомним, 40-летний секретарь местного отделения партии депутат Вайдас Абарюс безвременно ушел из жизни в январе этого года. Официальная версия трагической гибели депутата — проблемы с сердцем.

Выяснилось, что на освободившееся кресло от «Единой России» претендуют три кандидата — глава городской администрации Владимир Луценко, секретарь местного отделения партии Елена Соколова и… Евгений Абарюс, который, в отличие от громких партийных титулов своих оппонентов был обозначен просто как брат покойного Вайдаса Абарюса и глава фонда его памяти. Как оказалось, этого вполне достаточно, чтобы стать кандидатом в депутаты.

«Евгений Абарюс пообещал решить жилищные проблемы горожан „путём ремонта старого жилья и строительства нового“, привлечь инвестиции, решить проблемы занятости населения, поддержать ветеранов и построить новый детский сад, — сообщила пресс-служба „Единой России“. — Владимир Луценко, выступая перед выборщиками, заявил, что он „работает с Евгением в одной команде, как работал с его братом“ и предложил поддержать кандидатуру Абарюса, Елена Соколова также заявила, что Советск в областной Думе должен представлять Евгений Абарюс».

В итоге предварительная процедура голосования прошла без той самой конкурентной борьбы, о которой с таким воодушевлением ранее говорили представители партии. За Абарюса проголосовали 167 человек, за Соколову — 7, за Луценко — 5.

«Единая Россия» решили, что брата должен заменить брат. Кстати, подобная ситуация уже была несколько лет назад в Багратионовском районе, когда местным главой избрали брата бывшего главы Олега Шлыка, ушедшего тогда на пост вице-губернатора в администрации Владимира Егорова. Чем закончилась та история, некоторые помнят — в сентябре 2004 года суд постановил, что избранный на выборах Эдуард Шлык должен покинуть кресло главы муниципалитета. Его соперник Владимир Нескоромный доказал, что доверенные лица нового главы района подкупали избирателей. И благополучно утвердился в этом кресле, где и восседает поныне, несмотря ни на что.

И вот вновь братство во власти. О личности Евгения (Аугениюса) Абарюса известно крайне мало. По словам депутата областной Думы Павла Федорова, Евгений Абарюс в настоящее время финансирует проект достройки жилого комплекса «Ясная поляна», застройщик которого Алексей Грядовкин был убит в Калининграде 18 июня 2012 года. Также Евгений Абарюс является президентом областной Федерации спортивной борьбы, исполнительный директор которой имеет непосредственное отношение к скандальному платному паркингу около торгового комплекса «Эпицентр» в Калининграде (паркинг продолжает работать, несмотря на угрозы администрации Калининграда). Более того, руководителем фирмы-собственника парковки ООО «Благоустройство» был в свое время близкий друг покойного Вайдаса Абарюса Николай Воищев, который сейчас является главой администрации Советского городского округа

Отдельно стоит остановиться на истории с ООО «Жилсервис» из Советска, которое странным образом в 2011 году должно было получить на капитальный ремонт домов в Советске 26 млн рублей из бюджета. Прежний владелец этой компании — предприниматель Игорь Задиранов Арбитражным судом области в декабре 2010 года был признанкредитором Аугениюса Абарюса, который был должен ему 4,4 млн рублей.

Разговоры о том, какое влияние на бизнес в Советске имели братья Абарюсы, одно время не сходили со страниц СМИ. В 2008 году «Дворник» писал про то, что братья — «негласные правители Советска». В 2010 году они были под пристальным вниманием «Новых колес Игоря Рудникова».

Все эти публикации, наверное, можно не брать в расчёт. В конце концов, в нашей стране действует принцип презумпции невинности, и никто не имеет права называть человека преступником, пока не вступил в силу обвинительный приговор суда. К тому же об умерших — или хорошо, или ничего. В ситуации с праймериз в Советске меня удивляет другое. Чем так понравился Евгений Абарюс выборщикам, кроме того, что он является родным братом Вайдаса Абарюса? Неужели в нашей стране власть передается по наследству от отца к сыну, от брата к брату? Вроде Советск находится в Калининградской области, а не на Северном Кавказе.

Впрочем, главный вывод очевиден. То, как проходили праймериз в Советске, еще раз доказало, что эта процедура — не более чем комедия. Предлагаю включить праймериз в афишу театров и дать этим комедиям название «Стабильность».

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

hrabrovo_2.jpgНеподъемные крылья
Неприятная новость: авиакомпании и России, и мира испытывают большие проблемы с рентабельностью. Как сообщает АЭВТ, общий финансовый результат 35 основных авиакомпаний страны в 2011 году составил 14,5 млрд рублей убытка. И при этом на них приходится 97% всех внутрироссийских перевозок.

Как подчеркивает организация, дела у отечественных авиаторов обстоят не самым лучшим образом давно — за 5 лет количество эксплуатантов воздушного транспорта в России уменьшилось на треть, а в 2011 год из конкурентной борьбы выбыло вообще 37 авиакомпаний. При этом к 1 ноября 2011 года количество коммерческих авиаперевозчиков, работающих в России, сократилось с 160 до 128, то есть на 20%. Сейчас их всего 123.

При этом в Европе в 2011 году функционировало 976 авиакомпаний, имеющих лицензию на коммерческую деятельность. То есть, сегодня всю Россию обслуживает в восемь раз меньше авиаперевозчиков, чем Европу, которая в несколько раз меньше, как помнит каждый, кто хоть как-то закончил школу.

Самое печальное в этой истории с отрицательной рентабельностью авиаперевозок состоит в том, что мы, калининградцы, похоже, можем забыть о дешевых авиабилетах, по крайней мере, в обозримом будущем. Дай бог, чтобы вообще хоть какие-то самолеты к нам залетали. Калининградское направление всегда было проблематичным с точки зрения прибыли, причем как и для международных, так и для внутрироссийских авиаперевозчиков. Тот же польский «LOT» месяц назад отказался от прямых рейсов в Калининград из-за низкой рентабельности полетов.

Авиаперевозчки, конечно, стремятся извлечь хоть какую-то прибыль. Поэтому сейчас полет над нашей Родиной только совсем оторванный от земной жизни человек может назвать доступным каждому, или хотя бы большинству, удовольствием. По льготному тарифу в Москву можно улететь за 3600, в питер — за 3300. И это в одну сторону, причем если повезет купить билет.

Конечно, это совсем не те 10 тысяч за место в экономклассе и 29 тысяч за бизнескласс, которые вдруг случились после того, как «КД авиа» прекратила полеты. Но, возможно, возврат этих цен не за горами.

На фоне этих сообщений и прогнозов чиновников Росавиации, сделанных еще два года назад, информация о том, что нашелся инвестор, желающий развивать аэропорт «Храброво», вызывает массу вопросов.

Все-таки компания «Аэроинвест» не благотворительный фонд и даже не госструктура, чтобы работать себе в убыток. Каким же образом она собирается «отбить» свои вложения в наш аэропорт? Якорный авиаперевозчик у нас, скорее всего, так и не появится, рассчитывать на огромный турпоток, оценивая нынешние погодные условия, тоже не приходится. ЧМФ-2018? Ну так даже если он и случится, что не факт, за месяц все равно вряд ли удастся вернуть вложенное.

Не совсем ясно, что будет с 2,2 млрд рублей бюджетного кредита, который область получила из федерального бюджета на развитие Храброво. Губернатор Николай Цуканов пока сообщил, что все будет оговорено в неком «инвестиционном соглашении».

При этом уже под боком вполне успешно функционируют конкуренты — самолеты российских компаний «РусЛайн» и «ИрАэро» вполне успешно летают по маршруту «Москва-Паланга», ну, а доехать до Паланги для калининградца совсем не сложно.

Кроме того, аэропорт «Храброво» уже фактически упустил шанс успешного превращения в международный хаб. Еще несколько лет назад «КД авиа», вполне успешно работавшая на чартерных перевозках и международных маршрутах, пыталась его сделать. Но известные события все перечеркнули. А сейчас под боком есть и Каунас, и Гданьск, и та же Паланга, где базируются авиаперевозчики на любой вкус и кошелек, летающие по всему миру. И то, что эти аэропорты находятся в других странах, практически ничего не меняет — визы-то нужны в любом случае.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

11.jpgПод большой водой
Было время, когда немцев, живших до нас на территории нынешнего Калининграда, хаяли, на чем свет стоит, теперь же хвалят и благодарят. Например, благодарят за ливневую канализацию, которая пока еще живет и спасает город от полнейшего затопления. Ведь если бы не старая-добрая «ливневка», стать бы нам уже всем мореплавателями. Впрочем, на какие бы века кенигсбержцы не строили, и их ливневая канализация иногда не способна справляться с дождями Балтики. Минувшие выходные снова показали, что у нас в городе есть проблема коллекторами, канализацией, стоками и прочей инфраструктурой. Поступали сообщения о наводнениях на Московском проспекте, улице Алее Смелых и прочих подтоплениях, коих в субботу насчитали 18.

В понедельник на Калининград снова обрушился ливень. Как обычно, никого не предупреждая. Как обычно, за несколько минут превратив чистые и даже вполне ухоженные дворы и улицы в мини-озера. После того, как дождь закончился, а соцсети заполонили фото с мест затопления, возник логичный вопрос: «доколе»? Этот вопрос был задан руководителю МКУ «Калининградская служба заказчика» (отыгрывающему конкурсы на содержание дорожной сети) Елене Ивановой и гендиректору ЗАО «Дорожно-строительного предприятие» (выигравшему право следить за содержанием «ливневок») Сергею Григоренко. Ответы, если кратко и утрируя, сводились к простой истине: когда рак на горе свистнет.

Сначала немного о конкретике: проблемных мест много. Московский проспект периодически страдает из-за старой ливневой канализации, неверно установленных коллекторов и засорений труб. Аллея Смелых плывет при сильных дождях из-за переполнения ручьев Товарного и Лесного. При этом ответственные за состояние канализации в один голос уверяют, что «ливневки» чисты и трудоспособны. В основе же проблем с водой лежат вовсе даже не обильные осадки и не старые канализационные трубы, а захламленность стокоприемных ручьев и озер. «За последние 10 лет почистили, наверное, только ручей Лесной. А все водоемы находятся в федеральной собственности. Но у федеральной власти свое видение. Там считают, что раз в них стекают стоки из Калининграда, то обслуживанием должен заниматься муниципалитет. Но по бюджетному кодексу город не имеет на это право», — считает Григоренко.

Григоренко уверяет, что никто наверх достучаться не может: не дает федеральный бюджет денег на очистку русл рек и берегов озер, и все тут. Раньше, когда все было в руках у муниципалитета, хоть какие-то деньги выделялись, утверждает гендиректор подрядчика, а по совместительству и депутат окружного Совета, теперь же вообще ни копейки. И перспективы в обозримом будущем не наблюдается.

Федеральный центр вообще, судя по словам местных чиновников, повинен во многих калининградских бедах. Он не только не чистит ручьи, но еще и денег не дает на ремонт ливневой канализации. Вот пример реконструкции дорог по программе «Новые дороги городам России». Магистралей Калининграда было отремонтировано много, все они засверкали новым асфальтом и даже тротуарами без выбоин. Но так вышло, что некоторые новые дороги нашего города России после того, как в них закопали миллионы народных денег, начали погружаться под воду. Оказалось, что эта федеральная программа предполагала ремонт только дорожного полотна, и никаких шагов в стороны в виде реконструкции канализации не позволяла. Наши чиновники взяли деньги да, как и подсказывала партия власти, закатали их в асфальт. Яркий пример — Солнечный бульвар на Острове. Чуть дождик — машины поплыли, пешеходы захлюпали. А ведь дорога там с горем пополам была отремонтирована в 2011 году.

Вроде бы за город и за его дороги с ливневками отвечает муниципальная власть, но федеральный центр со счетов в данном случае списывать нельзя. При таком раскладе уже не поймешь, кому грозить пальцем. Понятно, что столица со своим красным и белым домом поступает, мягко говоря, некрасиво — тратит деньги на ремонт дорог без ПСД, за водоемами не смотрит. С другой стороны, муниципальные и региональные власти зачем здесь штаны просиживают? Либо это молчаливый заговор против простого народа, либо всеобщий пофигизм во всех эшелонах власти. И пока мы ищем ответ на этот бессмысленный по своей сути вопрос, ручьи продолжают переполняться. По прогнозу, кстати, во вторник и среду снова ожидаются дожди. А, может, кто-то просто лоббирует интересы продавцов резиновых сапог или надувных лодок?

Мария БОЧКО, корреспондент

Фото - из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.