Смешно и страшно, Мухоморы навынос и пролетая над счетчиками

Важные событие четверга: госпрограмма развития области до 2020 года скукожилась в десяток раз, но областные чиновники уверяют, что это сокращение вовсе не то, чем кажется; суд по иску прокуратуры к Светлане Мухомор опять не состоялся, и это абсолютно всех устраивает; жителям небольших старых домов придется скидываться на установку счетчиков, хотя областное правительство предусматривало в бюджете деньги на их установку.

mon_hand.jpg Смешно и страшно
В четверг на сайте правительства страны появилось постановление премьера Дмитрия Медведева, касающеся Калининградской области. Премьер утвердил этим постановлением давно готовившуюся и много обсуждавшуюся Госпрограмму развития региона до 2020 года. Цифра федеральных расходов на реализацию этой программы вызвала большое удивление — путём тотальной кастрации из 400-миллиардных амбиций Николая Цуканова и его команды столичные чиновники оставили лишь 62,9 млрд, рассчитанные на 6 лет. Госпрограмма в смысле финансирования тождественна федеральной целевой программе развития региона до того же 2020 года. А остальные мероприятия, распределённые в соответствии с новой федеральной политикой по отраслевым госпрограммам, в нашей, областной, присутствуют, по словам министра экономики Анастасии Кузнецовой, «аналитически».

Среди самых крупных «аналитических» объектов — глубоководный порт и вырастающий из него пассажирский порт для обеспечения пресловутых миллионов туристов, северный железнодорожный обход Калининграда, взлётно-посадочная полоса в Храброво, спортивные объекты к Чемпионату мира по футболу-2018. «В частности, например, если до этого в госпрограмме мы отражали строительство глубоководного порта, то затем было принято решение, что отраслевые мероприятия должны учитываться в отраслевых программах, соответственно, в нашей программе на данный момент в прямом виде учтена только ФЦП развития области, которая будет утверждена в этом году, — витиевато выражалась сегодня Кузнецова. — А что касается всех остальных мероприятий, они аналитически отражены там, от них никто не отказывался, но финансовая составляющая отражена в соответствующих государственных программах».

Важно здесь именно это «утверждена в этом году». Когда именно будет утверждена федеральная целевая программа, понять не может, судя по комментариям, никто. В сентябре прошлого года Николай Цуканов обещал, что документ, обеспечивающий федеральное финансирование, будет принят до конца 2013 года, того же мнения придерживался и ответственный за её реализацию вице-премьер Юрий Федяшов. Тогда губернатор уверял окружающих, что все вопросы с федеральными ведомствами фактически решены, а согласования — получены. Зимой новую редакцию ФЦП «завернула» Счётная палата, порекомендовав устранить недоработки до 1 февраля. С тех пор прошло уже три месяца, а о судьбе программы нет ни слуху, ни духу. На весьма импровизированном брифинге в четверг Анастасия Кузнецова отказалась отвечать на очередной и вполне закономерный вопрос о сроках, назвав его некорректным. А позже, дискутируя в Фейсбуке, уточнила, что очередной ожидаемый срок — май нынешнего года.

Возвращаясь к госпрограмме, нельзя не отметить: то, что она в её первоначальном, триллиардном варианте была самым настоящим мыльным пузырём, было настолько очевидно, что удивляться сейчас тому факту, что он наконец лопнул, как-то странно. Опубликованная в декабре 2012 года черновая версия госпрограммы вызывала шок и трепет как суммами, так и широкими мазками, которыми рисовал картины будущего её автор. Ожидания Николая Цуканова предполагали выделение на развитие региона за ближайшие 5 лет 646 млрд рублей только из государственнй казны. Вместе с ожидаемыми частными инвестициями сумма получалась попросту плохоосознаваемая: 1,47 трлн рублей. При этом в той, первоначальной версии программы было буквально всё: от атомной станции до янтаря, от туризма до судоверфи, парки развлечений и гостиницы, технопарки и село, «Автотор» и какие-тоIT-деревни. Детальный анализ приводил к мысли, что опьянённые обещаниями беспрецедентного финансирования чиновники просто свалили в одну кучу всё, не особо разбирая — нужно, не нужно. Вали кулём, потом в федеральном центре разберём. Что выглядит логично, учитывая, что на первоначальном этапе работа над программой была поручена вице-премьеру Константину Суслову, который не отличается особым изяществом поступков.

Позднее аппетиты изрядно сократились, и в Москву весной прошлого года госпрограмма уехала в объемах федерального финансирования, составляющих 446 млрд рублей в течение 8 лет начиная с 2013 года. В марте распоряжение об утверждении программы подписал всё тот же премьер Медведев, а потом начались занимательные танцы с госпрограммами, результатом которых стала то самое оскопление благочестивых планов, о котором стало известно сегодня. При этом губернатор, судя по публичным заявлениям, до последнего верил в лучшее. Так, в ноябре Цуканов, утверждавший, что ФЦП кровь из носу будет принята до конца 2013 года, говорил об объеме федеральных вложений, равном 240 млрд рублей. Уже не 446 млрд, но всё же — весомо.

Но слухи о том, что федеральный центр гарантирует финансирование на непосредственные нужды региона где-то на уровне полусотни миллиардов на 5 лет, то есть — в объемах, конечно, превышающих предыдущие годы, но не на порядок, о чём грезили писатели госпрограммы, курсировали на самых ранних этапах. В итоге почти то и получилось. И даже если предположить, что министр экономики Кузнецова не лукавит и остальные сотни миллиардов «переехали» в иные, отраслевые программы, то вряд ли первоначальным планам суждено сбыться в исходных объемах — к примеру, на туризм в первой, «оригинальной» версии госпрограммы предполагалось получить из столицы аж 89 млрд рублей, при этом частные инвестиции в туристический сектор оценивались на уровне 339 млрд. «Это не означает точно ничего страшного», — сказала в четверг Анастасия Кузнецова об объемах финансирования, закреплённых в подписанной Медведевым госпрограмме. В принципе, о страшном никто и не говорил. Тут скорее подходит эпитет «смешно».

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

muhomor_2.jpg Мухоморы навынос
Сегодня была предпринята очередная попытка судебного заседания по иску прокуратуры к Светлане Мухомор, вновь неудачная. Ранее заседания переносились дважды, из них одно основное и одно предварительное.

В итоге основное заседание так и не началось, будучи перенесенным во второй раз. Теперь причиной стала неявка представителей первого заместителя главы администрации Калининграда Светланы Мухомор и главы города Александра Ярошука. Как выяснилось, у них были другие судебные заседания, в 15:00 и 16:00; судья продемонстрировала соответствующие справки (рассмотрение «дела Мухомор» было назначено на 14:45). Видимо, заседания куда более важные, чем это. А у руководителей города других представителей не нашлось, поскольку штат юристов в мэрии, похоже, состоит всего из двух человек — и оба работают наразрыв.

Представитель прокуратуры против очередного переноса возражать не стала. Более того, зачем-то попросила дополнить иск, чтобы суд установил сам факт возможности возникновения конфликта интересов; судья сказала, что, по сути, это не дополнение, а самостоятельный иск, и пообещала вынести решение в течение 5 дней. Ну да ладно, прокуратура большая, ей видней; возможно, она сомневается в собственной компетентности или считает границы своего влияния слишком зыбкими, и поэтому хочет, чтобы точки над «ё» расставил суд.

Как известно, полгода назад прокуратура выявила возможность возникновения соответствующего конфликта интересов в администрации Калининграда в ноябре 2013 года и направила в горадминистрацию представление с требованием устранить нарушения законодательства по противодействию коррупции — то есть принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в ситуации с замглавы администрации Светланой Мухомор. С заявлением в прокуратуру по этому поводу обратился руководитель региональной приемной общественной организации «Трансперенси Интернешнл-Россия» Илья Шуманов. Говорят даже, это далеко не первое его обращение, но делу был дан ход лишь со сменой областного прокурора.

В итоге в начале декабря 2013 года мэр Ярошук сообщил о том, что Светлана и Анатолий Мухомор останутся работать на своих местах, поскольку должностные инструкции Светланы Мухомор были изменены (из ее обязанностей исключено взаимодействие с МКП «Калининград-ГорТранс»). Собственно, тем самым нарушение было признано. Могло быть и хуже, как в ситуации с администрацией Гусева, где были уволены замглавы администрации и ее невестка, а единственный, кто остался трудиться на благо гусевчан из данного семейства, — сын нарушительницы. Ну, или можно вспомнить историю с областным вице-премьером Евгением Морозовым, которого не смог спасти сам губернатор.

Но Шуманов оказался упорным и написал новое заявление. Дело в том, что по закону предупредить начальство о возможном конфликте интересов должен сам его — опять же, вероятный — участник. Мухомор этого, судя по всему, не сделала. Понять это можно лишь по косвенным признакам, вроде самого факта подачи прокурорского иска, поскольку информационный запрос по поводу иска прокуратуры к Светлане Мухомор редакция «Нового Калининграда.Ru» направляла в администрацию Калининграда ровно месяц назад, 24 марта 2014 года, и ответ на него не получен до сих пор.

Чего добивается в данном случае мэр Калининграда — большая загадка, поскольку, как справедливо замечают в «Трансперенси Интернешнл», ничто не мешает ему уволить Светлану Мухомор, чтобы через три дня принять ее на работу обратно — уже со всеми необходимыми реверансами. Чего на самом деле добивается прокуратура — загадка не меньшая, ибо с такими успехами заседание суда будет переноситься бесконечно. Видимо, галочку в графе «борьба с коррупцией в Калининграде» позволяет поставить сам факт иска, а каким будет результат — дело десятое.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

housi.jpg Пролетая над счетчиками
Министр ЖКХ Максим Федосеев на своей пресс-конференции, посвященной новым нормативам на коммунальные услуги, подтвердил, что в следующем отопительном сезоне жителям невысоких старых домов предстоит нелегкая пора: плата за отопление вырастет более чем в полтора раза — на 54%.

Дело в том, что московские подрядчики, разрабатывавшие новые нормативы на коммунальные услуги, разделили норматив на теплоснабжение на две категории: дома, построенные до 1999 года и после 1999 года, а также на подкатегории по этажности: трехэтажные, четырех-шестиэтажные и выше семи этажей. Для большинства потребителей норматив остается прежним, для некоторых даже снизится. Однако московские разработчики выделили из общей категории дома с этажностью три и менее, построенные до 1999 года. Для них устанавливается норматив в размере 0,038 гигакалории на 1 кв. метр. Ранее он составлял 0,27 гигакалории. Если учесть, что, помимо норматива, еще и увеличится на 8,7% тариф на тепло, подорожание этой коммунальной услуги для жильцов старых домов получится весьма существенным — плата за 1 квадратный метр, по предварительным расчетам, вырастет с 42 рублей 37 копеек до 65 рублей 29 копеек. «Когда постановление обсуждалось, на это никто не обращал внимания, — говорил Кондратьев. — В Калининграде сегодня подобного жилищного фонда — 363 тысячи квадратных метров, это около 7 тысяч квартир, в которых, по предварительным данным, проживают 15–20 тысяч человек». При этом Кондратьев обращал внимание, что дома с такой этажностью, по законодательству, не обязаны быть обеспечены приборами учета тепла. Да и тепловые счетчики достаточно дороги для шести-десятиквартирных домов. Поэтому таким жильцам, наверное, останется только один путь — идти за субсидиями.

Этим же путем отправил жителей подобных домов и министр ЖКХ Максим Федосеев на своей пресс-конференции, отвечая на вопрос, не опасается ли он социального взрыва. «У нас предоставляются субсидии. Если человек имеет на субсидию право, он идет и в полном объеме это повышение себе компенсирует. Если он права на субсидию не имеет, значит, он достаточно обеспечен», — сказал министр. Также он, в отличие от Юрия Кондратьева, все же предложил жителям таких домов ставить счетчики на тепло. По заверению Федосеева, счетчики на самом деле не такие уж и дорогие. Правда, назвать их примерную стоимость он затруднился.

В этой связи хочется напомнить, что региональное министерство ЖКХ в программе капремонта домов на 2014 год предусматривало целых 60 млн рублей на установку общедомовых приборов учета. Жителям нужно было оплатить всего 5% от их стоимости, остальное должен был компенсировать бюджет. Однако, как выяснилось на пресс-конференции, люди этой возможностью не воспользовались. «Эти деньги, к сожалению, в общей массе остались не востребованы, — признал министр. — Сложно сказать, что будет со следующего года. Возможно, и получится у нас в рамках федерального законодательства выделить на софинансирование установки приборов учета отдельные деньги».

Ситуация получается не очень красивая. Ведь вряд ли министерство ЖКХ не видело проекта московских разработчиков и не знало заранее о том, что нормативы на отопление для невысоких старых домов серьезно вырастут. Наверное, можно было как-то проинформировать их жителей о том, что они смогут поставить счетчики за счет бюджета — распространить в этих домах какие-то листовки, памятки и прочие информационные материалы, на которые бюджет, напомним, тратит в этом году больше 70 млн рублей.

Однако все получилось, как получилось. Заявки в программу капремонта были собраны, деньги на счетчики оказались не востребованными, а жителям 7 тысяч квартир теперь придется или платить за тепло в полтора раза больше, или срочно скидываться на счетчики, но уже из своего кармана. Какие-либо комментарии здесь излишни.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.