До старта Чемпионата мира по
Страхи и преимущества
Польские автоперевозчики получают массу запросов на трансфер в Калининград в дни проведения матчей. Среди организованных групп болельщиков, заинтересованных в такой услуге, преобладают англичане. Уточнить, как в этот период обстоят дела в гостиницах, несколько сложнее, поскольку там, как правило, не спрашивают гостей о цели визита. Однако и здесь отмечаются некоторые закономерности. «От сотрудничающих с нами туристических компаний мы знаем, что спрос на визиты в Гданьск во время проведения
Однако утверждать, что Гданьск конкурирует с Калининградом за число болельщиков и околофутбольных гостей, было бы не совсем корректно. В Гданьске, да и в Калининграде понимают, что у российского города есть определенные недостатки, которые можно нивелировать с помощью имеющихся у Гданьска преимуществ. Так что скорее всего здесь уместнее говорить о некотором соседском аутсорсинге, нежели о соревновании.
Преимущества Гданьска перечисляет владелец английской
Важную роль сыграли и цены на ночлег. «В Калининграде — дорого, а в Гданьске, с нашей точки зрения, довольно дешево», — продолжает владелец компании, однако имя и название фирмы просит не упоминать. Бизнесмен опасается, что его слова могут вызвать нежелательные последствия с российской стороны. Кажется, образ Калининграда, созданный накануне ЧМ британскими СМИ, произвел на жителей Туманного Альбиона определенное впечатление.
Впрочем, в конце разговора владелец турфирмы все же поправляется: «Просто английские болельщики уже были в Гданьске, они знают, чего ожидать от города. Мы не знаем, как выглядит Калининград. Скорее всего, это тоже приятный, безопасный и очень гостеприимный город, но никто из нас там никогда не был, в то время как многие имели возможность побывать в Гданьске».
Объяснить, почему переночевать в Польше стоит дешевле, чем в Калининграде, довольно просто. Почти все муниципалитеты, которые
Впрочем, прием болельщиков — это не только шанс заработать для соседей, но и вызов, справиться с которым легче вместе — Гданьску и Калининграду. И именно в плане сотрудничества городов
Паромы не для всех и поезд, которого нет
Гданьск к вопросу подготовки к
Главный вопрос, требовавший обсуждения — как в условиях пересечения госграницы остановившиеся в Гданьске болельщики будут добираться до Калининграда. Состав польской делегации заставлял верить в серьезность дискуссии и в скорый запуск паромов в Балтийск и поездов Калининград — Гдыня. Альтернативные виды транспорта должны были хотя бы частично разгрузить дорожные пограничные пункты пропуска.
«Согласно нашему опыту, а также статистике ФИФА и УЕФА, на каждого болельщика с билетом на матч приходится четыре сопровождающих без билетов. Именно поэтому больше всего нас интересует то, как транспорт будет проходить пограничный контроль. Для нас важно, чтобы болельщики успешно добрались из Гданьского аэропорта в Калининград», — говорила Александра Дулькевич, заместитель мэра Гданьска.
Оказалось, что паромы действительно будут, но не для иностранных болельщиков. «Жеглуга Гданьская», получившая разрешение на заход в порт Балтийска в дни матчей, приняла решение не распределять билеты в открытой продаже. Как сообщил председатель компании Ежи Латала, паромы в Балтийск арендованы крупной польской компанией, которая таким образом решила поощрить своих сотрудников.
Причинами такого решения он называет «бизнес и безопасность». Бизнес — потому, что таким образом расходы на данное предприятие гарантированно окупятся. В отношении безопасности Ежи Латала сказал: «Мы хотели избежать ситуации, в которой на пароме на несколько часов будут собраны болельщики двух противостоящих команд».
Про поезд мы точно знаем только одно:
«Идея запустить железнодорожное сообщение Гдыня — Калининград возникла именно на фоне
По его словам, польский железнодорожный перевозчик ждет важных заявлений российской стороны на счет технических и торговых вопросов. Как выяснила «Газета Выборча Труймясто», переговоры зашли в тупик, несмотря на то, что каждый раз Polregio подчеркивал свою готовность и желание участвовать в проекте.
Несколько дней назад представители РЖД заявили, что для запуска поезда между Калининградом и Трехградьем требуется создание общей
Сегодня можно сказать почти уверенно: поезда не будет. И даже если его запустят в последнюю минуту, успех такого шага будет сомнительным. Болельщики —
100 евро за билет на автобус
Транспортные компании Гданьска и всего приграничного региона признаются в повышенном спросе на перевозки заграничных болельщиков во время ЧМ в Калининграде. В компании
Однако не все обладают той же смелостью, что
«От обработки этих заказов мы в итоге отказались. У нас было очень много запросов, но в связи с требованиями российской стороны мы решили, что не будем этим заниматься. Каждый автобус должен быть оснащен российской навигационной системой „
Те компании, которые все же решились заниматься трансфером болельщиков в Калининград, вплоть до последнего момента не обладали всей необходимой информацией для решения организационных вопросов, но обычно говорили так: «Не должно быть особых проблем, ведь это российской стороне важно, чтобы все эти люди приехали на матчи».
O необходимости установки в автобусах устройств
Учитывая отказ многих перевозчиков от организации транспорта для болельщиков, который Лукаш Высоцки из Гданьской туристической организации называет массовым, сложно сказать, будут ли все иностранные гости обеспечены местами в средствах транспорта. В интернете, не считая регулярных автобусных рейсов, нам удалось найти только одну компанию, которая организует трансфер из Гданьска в Калининград на основе свободной продажи билетов. В турфирме АB Poland подтверждают, что на 28 июня они заполнили уже два автобуса, а в остальные дни будут отправлять в Калининград, как минимум, один. Стоимость проезда
Остается вопрос с границей. Возможный коллапс на пунктах пропуска кажется самой большой угрозой. Но как раз в этой сфере пограничные службы обеих стран довольно плотно сотрудничали: было проведено несколько встреч, устроены тесты реверсивной схемы движения (в часы пиковой нагрузки все полосы, за исключением одной, оставленной для обратного направления, будут работать только на въезд или только на выезд). Польские пограничники заверяют, что все будет в порядке — они справятся.
«Пограничный контроль в дни матчей
Однако нельзя забывать, что это не означает облегченного или ускоренного контроля — он будет проводится в обычном режиме.
Отсюда могут возникнуть сбои. Достаточно одного «проблемного» персонажа в автобусе с организованной группой болельщиков, чтобы надолго задержать всю группу. Аргументы типа «мы не успеваем на матч» работать не будут — пограничники об этом четко заявляют.
Отсутствие коммуникаций
История с «ГЛОНАССом» и тем, действительно ли он на самом деле необходим польским перевозчикам — всего лишь один из примеров нарушения коммуникации. К примеру, власти Гданьска предлагали представителям Калининграда поучаствовать в выставке туристических услуг Free Time Festival в апреле. Российский город на ней так и не был представлен. Заместитель мэра Гданьска приглашала калининградскую делегацию на дерби Трехградья, матч гданьской «Лехии» и «Арки» из Гдыни — посмотреть, как Гданьск решает вопросы безопасности на стадионе и вне него — представители калининградских ведомств, отвечающих за подготовку к турниру, не смогли приехать. Последний визит представителей Калининграда в Гданьск намечался на май.
«Заместитель мэра Калининграда должен был приехать в Гданьск на матч 18 мая, но за два дня до визита он был отменен», — говорит Лукаш Высоцки.
Кроме того, Гданьская туристическая организация предлагала калининградским партнерам использовать свои площадки, в том числе сайт visitgdansk.com для размещения практической информации о том, как будет функционировать Калининград во время турнира. Сейчас там лишь небольшая секция про Калининград с весьма скупой информацией, а директор организации Лукаш Высоцки говорит, что «российская сторона не отвечает на запросы».
В публичном пространстве Гданьска определить, что по соседству будет проходить мундиаль, можно только по футбольным сувенирам на прилавках. Но ничего указывающего на Калининград нет. Гданьск организует в центре города
Наверное, сложно поверить, что
По итогам
Если в Калининграде всерьез думают о том, чтобы привлекать 7 или пусть даже 5 миллионов туристов в год, то грядущие игры ЧМ-2018 — лучший и, возможно, единственный шанс серьезно продвинуть город и регион на внутреннем и международном рынке. И было бы хорошо, чтобы Калининград этот шанс не упустил.
Текст — Паулина Сигень, «Газета Выборча Труймясто», фото — Денис Туголуков, Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter