Три билета до Эдвенчер: стоит ли ехать на поезде в Польшу

Все новости по теме: КЖД

Границу с Польшей жители Калининградской области привыкли пересекать на автомобилях или на автобусах, так что вполне ожидаемо, что новогодний отдых для многих начался в семичасовых пробках на погранпереходах. С такого ракурса пассажиры железнодорожного транспорта очевидно в выигрыше, потому что всё лучше, чем семь часов на границе. Поезд до Гдыни — это эксперимент Калининградской пригородной пассажирской компании. Мол, как пойдёт, что получится и будет ли пользоваться популярностью. Калининградцы с готовностью решили попробовать новую забаву, разобрав все 136 билетов за пару дней до отправления. Корреспонденты «Нового Калининграда» в пятницу испытали на себе новый способ добраться до Гданьска и рассказывают о плюсах и минусах подобного приключения.

Что за поезд? Вы вообще о чём?

Тестовый поезд Калининград — Гдыня, о котором объявили незадолго до Нового года, был назначен на 5 января. Был ещё второй тестовый поезд Калининград — Клайпеда, но он подобного ажиотажа не вызвал по двум причинам: дорого (почти 1400 рублей в одну сторону) и долго (поезд идёт до Клайпеды через Советск около 5 часов). Зато поездка в Польшу оказалась вполне приемлемой и по деньгам, и по времени в пути, поэтому все 136 мест были заняты, случился даже овербукинг, но об этом позже.

Как это всё выглядит?

В 8 утра (без трёх минут) калининградский рельсобус отправляется с Южного вокзала в сторону Мамоново (это где-то минут 40), потом проходит российский досмотр (ещё 40 минут), переезжает в Бранёво (ещё минут 30). Потом все пассажиры выходят, проходят польский досмотр, садятся на польский поезд, покупают там билеты за злотые и едут куда надо (Эльблонг, Мальборк, Тчев, Гданьск, Сопот, Гдыня). Обратно действует та же система — поездка на поезде до Бранёво, пересадка в отечественный рельсобус, граница, дом.

Аналогичным образом устроена поездка из Гдыни в Калининград — утром польский состав идёт до Бранёво, потом все пересаживаются на российский рельсобус, проходят границу и едут любоваться калининградскими красотами. А потом так же вечером возвращаются и меняются в Бранёво поездами с едущими домой россиянами.

gdansk05jan01.jpggdansk05jan03.jpggdansk05jan05.jpggdansk05jan06.jpggdansk05jan07.jpg

Сколько это стоит?

Билет туда-обратно обойдётся примерно в 1400 рублей. Сначала надо купить российский билет, который продаётся только в одной кассе на Южном вокзале, причём 1 января у кассы был крайне интересный график работы — с 10:00 до 17:45 с перерывом с 11:30 до 17:00 (спишем это на праздники).

Проезд на отечественном рельсобусе до Бранёво и обратно стоит 600 рублей. Проезд по Польше оплачивается уже в местном поезде. Например, билет Бранёво-Гданьск-Бранёво стоит 47 злотых и 20 грошей (брать билет туда-обратно выгоднее, чем в одну сторону). Правда, принимают только наличные деньги, так что необходимо запасаться кэшем, как минимум на проезд. Говорят, в кассах на вокзалах в Польше можно купить билеты по карточке, но мы не пробовали.

Что в этом хорошего?

Это относительно быстро — полностью прохождение границы по графику занимает около двух часов, плюс на железной дороге нет пробок и вечного дорожного строительства. Это довольно комфортно — польские поезда большие, удобные, оснащены розетками. В обоих составах (и в российском, и в польском) есть туалеты. Это красиво — вид из окна поезда всё-таки отличается от вида из окна машины или автобуса.

Что в этом плохого?

На самом деле это не так быстро, как хотелось бы. Если на российской стороне действительно контроль и досмотр проходит четко по графику (а то и быстрее), то на польской возникают задержки. Например, утром в Бранёво всех пассажиров отправили в абсолютно не приспособленный для всей этой процедуры зал, где работало всего два окна на без малого полторы сотни человек. На улице таможенники развернули мобильный сканер, куда выборочно отправляли пассажиров, к остальным просто заглядывали в рюкзаки и задавали дежурные вопросы про сигареты и алкоголь. После этого пассажиров отправляли обратно на перрон, но уже в поезд польского перевозчика. Всего процедура заняла около полутора часов вместо плановых 40 минут.

По идее, в это же время граждане Польши должны были проходить аналогичную процедуру, чтобы пересесть на российский рельсобус и отправиться в Калининград, но российский состав, по нашим наблюдениям, вернулся в область пустым (или почти пустым).

На обратном пути польские пограничники решили не гонять людей через зал и проштамповали паспорта прямо в рельсобусе. И снова задержали отправление где-то на полчаса. К счастью, российские пограничники ускорились, и в Калининград поезд прибыл почти вовремя. В итоге мы имеем — 5 часов от Калининграда до Гданьска и 4 часа 20 минут от Гданьска до Калининграда.

gdansk05jan08.jpggdansk05jan09.jpggdansk05jan10.jpggdansk05jan17.jpggdansk05jan18.jpg

Ещё один очевидный минус — отсутствие внятной логистики, да и вообще хоть каких-то объяснений. Люди всю дорогу просто действовали по наитию — куда все, туда и я. В итоге при пересадке пару раз возникал разброд и шатание. Не очень понятно было и в Гданьске, куда идти и где искать поезд, плюс его обратное отправление перенесли на полчаса (об этом пробормотали в поезде по дороге туда, но далеко не факт, что все услышали), а на табло на гданьском вокзале данных почему-то не было. Понятно, что систему ещё предстоит отработать, но вот о таких вещах уже задуматься стоит.

И ещё про комфорт. Польский поезд действительно очень удобный — просторный, с розетками и удобными креслами, как уже говорилось. К сожалению, в российском рельсобусе кресла ужасно неудобные — можно выдержать минут 30–40, но через два часа начинает болеть всё тело. Если когда-нибудь будет идти речь о том, чтобы избавиться от пересадки и пускать один состав, лучше бы ему быть уровня польского, иначе поездка рискует превратиться в пытку.

К чему стоит быть готовым?

В тестовой поездке возник как минимум один неприятный инцидент — двум женщинам продали билет на одно и то же место. К счастью, за бортом никто не остался, в КППК пообещали разобраться в случившемся. Также стоит быть готовым к тому, что на обратном пути в поезде придётся некоторое время стоять — в Гданьск он приходит из Гдыни и Сопота уже заполненным местными жителями, которые едут по своим делам. Где-то после Тчева людей становится заметно меньше, и уже можно присесть и подремать до Бранёво.

Нужно понимать, что багажного отделения в поезде нет, к тому же придётся пересаживаться, так что набирать баулы еды в «Бедронке» всё-таки не стоит — это будет элементарно неудобно.

gdansk05jan19.jpggdansk05jan21.jpggdansk05jan14.jpg 

Кому это подойдёт?

Понятно, что в первую очередь новые маршруты в случае их полноценного запуска ориентированы на ЧМ-2018, однако это не значит, что калининградцам поезд в Польшу совсем не пригодится.

Если рассматривать вопрос с точки зрения экономии, то поезд дороже автобуса (но комфортнее и в идеале должен стать быстрее), зато дешевле автомобиля (если ехать одному или вдвоём), к тому же он не стоит в пробках на границе. Если вы едете большой компанией и не боитесь застрять на погранпереходе на несколько часов, то автомобиль получается выгоднее.

Зато на поезде можно прекрасно съездить в одиночку или вдвоём на один день до Бранёво, Эльблонга или Мальборка или на пару дней до того же Гданьска или Сопота. Поезд также должен стать хорошим подспорьем для тех, кто намерен через Гданьск лететь или ехать дальше — не надо искать, где оставить машину, не надо волноваться, что застрянешь на границе.

Пока что 5 января прошла только пробная поездка — будет ли поезд запущен на постоянной основе, неизвестно. Тем не менее организаторы собрали со всех пассажиров пожелания и комментарии, пообещали их учесть и исправить все недочёты. 

Текст — Татьяна Зиберова, фото — Илья Денбров



Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.