«Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах», — говорил два года назад в своём послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. Лидер государства говорил о том, что значительная часть будущих инженеров учится «в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях». Изменилась ли к лучшему ситуация в части подготовки инженеров и соответствует ли качество выпускников пожеланиям «потребителей» —
Несмотря на бурное развитие строительной отрасли в регионе, до сих пор ощущается дефицит профессиональных кадров, считает начальник строительного управления
Сейчас, отметил Надеждин, коллектив местного строительного управления
Ректор главной «кузницы» технических кадров региона — Калининградского государственного технического университета — Владимир Волкогон считает, что основная причина сохраняющейся неудовлетворённости рынком труда со стороны компаний — несоответствие их желаний и государственных образовательных стандартов. «Потребитель наших выпускников, работодатель, зачастую выражает свои претензии слишком общими словами и не может сформулировать реальные проблемы, — считает Волкогон. — Дело в том, что когда создавались государственные образовательные стандарты, в стране не существовало профессиональных стандартов — а с них всё и должно было произрастать». Кроме того, отметил Волкогон, значительная доля ответственности за профессиональную подготовку лежит на самих работодателях, ведь их претензии зачастую лежат вовсе не в плоскости теоретических знаний, которые дают вузы. «Если со стороны работодателей будет стопроцентное понимание, что все недоработки в процессе производственной практики „вернутся“ к ним после выпуска студентов, неудовлетворённость снизится до нуля, — уверен ректор КГТУ. — Выбор здесь простой: либо обеспечивать качественное прохождение практики, либо использовать студентов в качестве статистов или дармовой рабочей силы».
Вместе с тем, по мнению Олега Надеждина, местные учебные заведения должны усилить программы обучения техническим специальностям, параллельно с этим должен повыситься престиж профессии инженера, в частности — в строительной отрасли. «Ведь строительная индустрия так бурно развивается, это одна из приоритетных отраслей местной экономики, и ей нужно уделять особое внимание, — полагает Надеждин. — Многие молодые калининградцы уезжают учиться на инженеров в
Но, считает Владимир Волкогон, в последние годы отмечается значительное сближение позиций «заказчиков» выпускников вузов и самих учебных заведений. «Всё больше и больше предприятий обращаются с просьбами и предложениями по подготовке специализированных выпускников именно для их специфики. И мы идём на это через дополнительные собственные затраты, через корректировку учебных планов, — рассказал Волкогон. — Есть интересные хорошие примеры сотрудничества с янтарным комбинатом, с заводом „Янтарь“, с
Судя по настроениям абитуриентов и их родителей, считает Волкогон, можно сделать вывод о росте престижа технических специальностей при выборе образования. Но не в последнюю очередь это заслуга руководства страны, подчеркнул ректор КГТУ. «Руководство страны несколько лет назад обратило внимание на то, что нужно поддержать инженерное образование, без которого невозможно перестроить экономику и пройти кризисные моменты, — заявил Владимир Волкогон. — Время показало, что спохватились вовремя, хоть и потребовалось внимание первых лиц. За последние 4 года мы видим явное изменение вектора в сторону технических специальностей, чувствуем интерес молодёжи приходить учиться инженерному делу».
Согласен с наличием серьёзных проблем в профессиональном соответствии возможностей выпускников желаниям работодателей и ректор также выступившего в нынешнем году партнёром проекта
По мнению Клемешева, многие крупные игроки на местном рынке труда привыкли попросту «брать то, что есть», не думая о перспективной подготовке. «Большую роль здесь должны играть профессиональные сообщества —
Мнения, как видно, различные. Но все, и работодатели и руководители образовательных учреждений, соглашаются с тем, что существование
«Я считаю, что организаторы — огромные молодцы, — сообщил Владимир Волкогон. — Прекрасно помню, как проект начинался с буквально нескольких номинаций, а сейчас он охватывает все направления деятельности предприятий, учебных заведений, госучреждений. Ведь всем нам очень важно, чтобы нашу работу
«Любая реклама — двигатель прогресса, а такая премия, как „