О том, как область переходит на новый цифровой уровень, мы поговорили с директором калининградского филиала Tele2 Максимом Замахиным.
— Принято к лету приводить себя в форму, многие ударяются в фитнес. Как компания Tele2 подготовилась к летнему сезону?
— Число базовых станций повлияет на качество связи? На старте у вас были белые зоны в Калининграде.
— Новыми базовыми станциями мы как раз закрыли зоны неуверенного приема и точки, в которых нас не было. Активно строились и в самом Калининграде, и по области. Новые базовые станции появились более чем в 30 населенных пунктах. При этом в районах мы применяли диапазон 800 МГц, который обладает более широкой зоной покрытия и хорошей проникающей способностью, что позволило охватить связью и мобильным интернетом больше сел и деревень.
— То есть по факту улучшение скоростей на смартфонах увидели сотни тысяч жителей региона?
— Именно. В зону охвата новых базовых станций также попали федеральные трассы и погранзаставы на границах с Польшей и Литвой (в Мамоново — Гжехотки и в Морское — Нида на Куршской косе). Одновременно мы улучшили мобильный интернет в районе аэропорта. Кроме того, наши специалисты добавили 4G-технологию на все базовые станции, которые ранее работали только в сетях 2G и 3G. Таким образом, высокоскоростной интернет теперь везде, где есть Tele2.
— Как насчет курортной зоны? Для многих связь у моря сейчас будет актуальной.
— Мы кардинально улучшили качество связи, например в Янтарном, где расположен первый в стране пляж с «Голубым флагом» — экологическим сертификатом соответствия всем международным стандартам безопасного купания. Сейчас мы расширяем каналы в сети LTE на побережье, что позволит сделать мобильный интернет еще быстрее.
— На этом строительство закончится?
— Нет. Мы планируем строительство и модернизацию сети до конца года. В целом за три года в рамках соглашения с правительством Калининградской области в инфраструктуру мы вложили 830 млн рублей. Из них только в прошлом году инвестировали 420 млн.
— Сейчас все говорят про вынужденную цифровизацию экономики, так как из-за пандемии все ушли в онлайн. Согласны?
— Процесс цифровизации развивался и до 2020 года. Но с введением режима ограничений, конечно, переход в «цифру» резко ускорился. Например, мы за две недели перевели всех сотрудников на удаленную форму работы. Все сидят дома, но бизнес не остановился: подключаем новых клиентов, ведем обслуживание, предлагаем новые услуги, продолжаем строить новые базовые станции. Это возможно благодаря телекоммуникационным технологиям.
— То есть цифровизация — это только доступ к быстрому интернету, видеозвонкам?
— Термин «цифровизация», конечно, шире. Глобально это оцифровка большинства процессов. Например, в России оцифрована система обращения в госорганы через портал «Госуслуги», есть онлайн-банкинг, возможность безналичного расчета практически в любом магазине — это все и многое другое и есть элементы цифровой экономики. Если говорить о бизнесе, у нас активно задействованы инструменты BI-аналитики, big data, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Например, сейчас я на своем рабочем ноутбуке могу открыть карту Калининградской области, на которой в реальном времени отображаются данные по качеству работы сети, маркетинговые показатели восприятия бренда Tele2, информация о работе точек продаж. Это позволяет нам быть гибкими и динамичными, что очень важно на нашем высококонкурентном рынке.
— Как вынужденный переход всех в онлайн отразился на вашем бизнесе?
— В первые две недели апреля мы зафиксировали рост интернет-трафика в нашей сети в Калининградской области на 23%. При этом в самом Калининграде в среднем потребление трафика осталось на прежнем уровне. А Центральный район города даже показал небольшое снижение, потому что горожане не ходили в офисы, которые в основном находятся в центральной части города. Зато калининградцы стали намного активнее пользоваться мобильным интернетом за пределами Калининграда.
Несмотря на бурный рост нагрузки на сеть, мы обеспечили хорошее качество связи и всех сопутствующих сервисов. И сделать это нам позволили серьезные и долгосрочные инвестиции в инфраструктуру. Кстати, трафик сейчас стабилизировался и растет докризисными темпами. Но пиковую нагрузку на сеть, словно в новогоднюю ночь, в течение более чем двух недель мы долго еще будем помнить как уникальное событие в отрасли.
— А как у вас с продажами ситуация складывалась, когда закрыли торговые центры? Как выходили из этой ситуации?
— Мы живем не в вакууме. Если люди перестают ходить в салоны и в целом снижается покупательская способность, это отражается и на нас. Но в этом случае мы более гибки, чем, например, парикмахерские. У них просто закрыли бизнес на несколько месяцев. А мы смогли перевести продажи в онлайн.
Например, число подключений через интернет-магазин выросло в 5 раз. Люди стали чаще заказывать SIM-карты с доставкой. Примечательно, что наши клиенты очень быстро освоили навык цифровых покупок и теперь успешно проходят процедуру заполнения регистрационной формы для оформления SIM-карты онлайн через наше специальное приложение. Все бесконтактно, безопасно и в удобное для клиента время.
Кроме того, салоны, которые мы вынуждены были временно закрыть, наши франчайзи за это время обновили — расширили в них ассортимент гаджетов и аксессуаров. В июне работа нашей розницы была полностью восстановлена. В частности, у нас вновь работает калининградский салон в торговом центре «Эпицентр» на Горького, 2, салон на Багратиона, 106-110, а также открываем салон в Гвардейске на Гагарина, 1. Но думаю, что опыт онлайн-покупок не пройдет бесследно и этот канал будет очень активно развиваться даже без подстегивания эпидемиологической обстановкой.
Параллельно растет число обращений клиентов в цифровых каналах. В январе-мае их стало больше в три раза, в то время как количество звонков на линию поддержки осталось почти неизменными — прирост всего на 3% год к году.
— Теперь люди чаще обращаются к оператору через мессенджеры?
— Да. К цифровым каналам обслуживания мы относим электронную почту, соцсети и форумы, мессенджеры. В прошлом году мы первыми среди операторов запустили обслуживание в мессенджере WhatsApp. Чтобы начать там диалог, достаточно открыть чат с номером
— Скоро все будут общаться только в виртуальной реальности?
— Не думаю. Месяцы, который мы вынужденно провели дома, как раз показали, что без живого общения невозможно обойтись. Цифровые платформы не заменят человеческий контакт. Видеозвонки, мессенджеры, почта, игры в онлайн — это только инструменты, которые дают нам преимущества в работе и в общении. Хорошо, когда есть возможность поделиться фотографией морского заката в Instagram. Но еще лучше иметь возможность после этого окунуться в теплое море.