Правительство РФ утвердило постановление, которое касается решения «проблемы-2016» для калининградского бизнеса. Однако решение лежит в политической плоскости, и его реальная реализация может столкнуться с серьёзными трудностями.
Помешал Крым
В минувшую пятницу представителей СМИ пригласили на так называемый
Пока Правительство РФ полностью исполнило одно из поручений Путина — утвердило методику расчёта иных межбюджетных трансфертов. В соответствии с ней Калининградской области будут возвращаться таможенные платежи, которые предприниматели, ранее имевшие льготы, начнут платить после 1 апреля 2016 года.
Также уже готов проект постановления о правительственной комиссии по решению вопросов Калининградской области. Проект должен быть внесен в Правительство РФ до 25 декабря. Предполагается, что комиссию лично возглавит
Еще один проект, направленный на исполнение поручения Путина, — это поправки в закон «Об Особой экономической зоне», снижающие порог инвестиций для резидентов ОЭЗ со 150 млн рублей до 50 млн рублей. Поправки прошли общественное обсуждение и должны быть внесены в Госдуму до конца года.
Третье поручение Путина — это нормативный акт, который должен касаться субсидирования расходов на транспортировку товаров, производимых на территории области, а также сырья, строительных материалов и комплектующих для их производства. Текст постановления пока не принят. Но министр промышленности Дмитрий Чемакин на
В настоящее время перевозка тонны груза по Литве стоит 924 рубля за тонну, точно такой же километраж в России стоит 391 рубль. Это огромное давление на любое предприятие — на нового, старого инвестора. По сути дела, лишние 500 рублей на тонну предприятие должно забрать из своей прибыли и заплатить за уникальное географическое положение области.
Александр Шендерюк-Жидков, финансовый директор компании «Содружество»
По словам министра, речь идёт о том, чтобы компенсировать напрямую производителям дополнительные затраты, которые они несут
Финансовый директор компании «Содружество» отметил, что в настоящее время перевозка тонны груза по Литве стоит 924 рубля за тонну, точно такой же километраж в России стоит 391 рубль. «Это огромное давление на любое предприятие — на нового, старого инвестора. По сути дела, лишние 500 рублей на тонну предприятие должно забрать из своей прибыли и заплатить за уникальное географическое положение области. То, что предложила команда губернатора, проблему устранит», — отметил он. Бизнесмен также обратил внимание, что субсидирование будет касаться не только продукции, произведенной на территории региона, но и сырья, которое планируется везти на переработку в Калининградскую область из России.
В свою очередь, Дмитрий Чемакин отметил, что решение правительства страны фактически позволит Калининградской области работать по правилам единого экономического пространства РФ. По примерным расчётам чиновников, речь может идти о компенсации 600 млн рублей, которые платит бизнес за транспортировку грузов по Литве и Белоруссии. Причем, как добавил министр, компенсировать затраты планируется начать уже со второго полугодия 2015 года.
Впрочем, не всех представителей бизнеса поручения Путина удовлетворили на все 100%. В частности,
«С одной стороны, мы немножко были вдохновлены, когда приезд состоялся и был подписан протокол. С другой стороны, немножечко вроде как разочарованы», — рассказал Степанюк. По его словам, в протоколе не нашли отражения другие предложения региона. «Например, свободный порт, территория опережающего развития — мы это заявляли, — сказал он. — Но если заявил президент в ходе послания так акцентированно, то надо позитивно отнестись… Нам помешал немножко Крым. Не будем его ругать. Так получилось. Если бы не Крым, у нас все пошло бы в более серьезной динамике, просто немного отложилось», — отметил бизнесмен.
Нам помешал немножко Крым. Не будем его ругать. Так получилось. Если бы не Крым, у нас все пошло бы в более серьезной динамике, просто немного отложилось.
Леонид Степанюк, глава логистической компании «ДСВ-Транспорт»
Степанюк добавил, что считает задачей региональных властей и бизнеса напомнить федеральному правительству, что в протоколе было 12 пунктов. «Но обязательно туда нужно включить территорию опережающего развития, индустриальные парки и по свободному порту тоже, думаю, будем готовить. То есть, на мой взгляд, мы подходящая территория, которая могла бы получить статус облегченного режима», — отметил бизнесмен.
Стабильности нет
Много вопросов у журналистов вызвало ключевое постановление Правительства РФ, которое касалось иных межбюджетных трансфертов Калининградской области. Суть его, казалось бы, проста: федеральный бюджет возвращает назад бюджету Калининградской области те таможенные платежи, которые местные предприниматели начнут платить после 1 апреля 2016 года. Но
Рассчитываться эта сумма будет, исходя, опять же, не из таможенных пошлин, а из фонда оплаты труда Калининградской области, а затем умножаться на некий понижающий коэффициент. Фактически получилось, что в постановлении написали одно, а на практике это означает совсем другое. В итоге сумма трансферта будет устанавливаться опытным путём и зависеть от договоренностей региональных властей и Правительства РФ, потому что правительству области каждый раз придётся оговаривать размер коэффициента с федералами.
Вся эта ситуация не вносит стабильности в решение
Более того, в пятницу выяснилось, что до конечных получателей федеральные деньги будут идти через региональную казну, и именно правительство области будет рассчитывать методику на местах. Это еще один нестабильный момент — ведь пока неизвестно, что решит губернатор, и по каким правилам бизнесмены будут возвращать свои пошлины. Не исключено, что региональные власти потребуют привязать методику к фонду оплаты труда, а не пошлинам, и тогда многие предприниматели, выплачивающие своим сотрудникам зарплаты не выше минимального размера оплаты труда, окажутся в печальном положении.
Сейчас зона принятия решений. В этой зоне всегда есть турбулентность и неопределенность. Эти вопросы находятся в области политических гарантий, озвученных президентом и премьером. Задача — за этот период до 2016 года перевести эти решения в практические, закрепленные в бюджете, не зависимые от фамилий власти и т. д. Но мы вышли в зону турбулентности, в которой никогда раньше не находились. В ней надо умело отработать, понимая эти проблемы.
Дмитрий Чемакин, министр промышленности Калининградской области
Анастасия Кузнецова подтвердила, что правительству области придется постоянно вести переговоры с федеральным центром. «И если нефть окажется 42 доллара за баррель, как это было в конце 2008 года, и региональные и федеральные бюджеты были секвестированы по некоторым статьям процентов на 40, то, может быть, все, — отметила она. — Вместе с тем я не очень понимаю, зачем рассматривать такие сценарии. На данный момент мы уверены, что получим те объемы, которые исходят из заложенного расчета». То есть, министр фактически подтвердила, что все будет основываться на устных договоренностях.
Впрочем, Дмитрий Чемакин предложил эту ситуацию не драматизировать. «Может быть секвестр, может меняться курс доллара. Но это решение основано на возврате в регион компаниям региона уплаченных налогов. То есть, это принципиальное решение, оно по принципу не зависит от экономики бюджета. То, что платится, то и возвращается, — сказал он. — Понимаете, сейчас зона принятия решений. В этой зоне всегда есть турбулентность и неопределенность. Эти вопросы находятся в области политических гарантий, озвученных президентом и премьером. Задача — за этот период до 2016 года перевести эти решения в практические, закрепленные в бюджете, не зависимые от фамилий власти
Чемакин также пообещал, что региональные правила распределения денег между предприятиями, которые могут пострадать
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter