Экспорт российской водки в I квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 77% до 752 027 литров в пересчете на чистый спирт и на 76,75% до $6,33 млн в денежном выражении. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы.
Падение экспорта связано с запретом поставок данного вида алкоголя в страны ЕС, США и Канаду, пояснил изданию директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он отметил, что на эти рынки приходилось до трети всего объема вывозимой продукции. При этом реализовывалась дорогая водка, что давало [компаниям] не только валютную выручку, но и дополнительные плюсы для имиджа, замечает эксперт.
Запрет на поставки алкоголя из России в страны ЕС был принят шестым пакетом санкций в июле 2022 года. США запретили ввоз российской водки еще в марте прошлого года, а в Канаде начали ограничивать поставки в феврале.
Представитель «Руст» (бренды «Русский стандарт», «Талка» и др.) сообщил, что компания планирует переориентировать поставки на рынки СНГ, Ближнего Востока, Индии и Азиатского-Тихоокеанского региона. Stellar Group (бренды «Веда», «Гжелка» и др.) работает над увеличением отгрузок в Африку, Среднюю Азию, Китай, Израиль, заверил коммерческий директор компании Александр Гревцов.
Работают над новыми рынками в Азии, Африке и Южной Америке и в компании Ladoga (бренды «Царская», «Хлебная» и др.). Основная сложность новых рынков заключается в логистике, которая нуждается в настройке, добавил представитель компании. Ladoga рассчитывает увеличить отгрузки в Китай на 50%.
По данным Росстата, за три квартала 2023 г. выпуск водки сократился на 8,6% до 15,84 млн дал. Риска снижения производства нет, в том числе в связи с уходом с рынка отдельных западных производителей премиальных водок, что дает возможность российским компаниям занять нишу, полагает Гревцов.
Вадим Дробиз прогнозирует стабилизацию объема выпуска водки. По его словам, внутренний спрос будет расти, в том числе из-за того, что значительно сократились заграничные туристические поездки — это приводит к росту внутреннего потребления.
© 2003-2025