Увидеть своими глазами: как производят автомобили на «Автоторе»

В минувшую субботу на территории компании «Автотор» состоялся день открытых дверей, во время которого посетители завода смогли не только ознакомиться с процессом производства автомобилей, но и принять в нем самое непосредственное участие. Сотни калининградцев смотрели, спрашивали, трогали и пробовали свои силы в автомобилестроении под присмотром внимательных специалистов. В их числе на заводе побывали и корреспонденты «Нового Калининграда.Ru».

«Как, не надо пропуска?!» — переспросил я. На том конце провода уверенно подтвердили: «Даже паспорт не требуется, у нас же день открытых дверей». Попасть на территорию одного из крупнейших автопроизводителей страны, компании «Автотор», непросто: 364 дня в году здесь действуют строгие условия прохода, и лишь по особым случаям двери открывают для всех желающих.

«Обычно день открытых дверей у нас один раз в году, но в этом году в связи с 20-летием выпуска первого автомобиля, получается, будет два раза», — улыбаясь, рассказывает начальник управления по связям с общественностью Сергей Луговой. Внеплановое посещение приурочили к старту конкурса «Лучший по профессии» — состязания для профессионалов своего дела, в котором ежегодно принимают участие сотни специалистов. Победители, имена которых будут объявлены в сентябре, получают не только признание коллег, но и солидную денежную премию в 60 000 рублей.

«Каждый год мы меняем программу, усложняя задачу, — рассказывает о сути конкурса главный инженер предприятия Сергей Ломовцев. — Но все равно у нас находятся профессионалы экстра-класса, которые — если им дать такую возможность — будут побеждать всегда. Поэтому стараемся проводить ротацию».

Помимо поощрения на родном предприятии финалисты получают возможность продемонстрировать свое мастерство и на всероссийском конкурсе «Лучший по профессии», если, конечно, конкурс проводится по специальности, имеющейся на заводе. «По крайней мере, в 2015 году наш слесарь механосборочных работ занял первое место в Ярославле среди представителей автозаводов, — навскидку вспоминает главный инженер. — Там были автовазовцы, камазовцы, представители других компаний — серьезные соперники». После таких успехов удивляться тому, что специалисты калининградского «Автотора» уже дважды получали приглашения от компании BMW на заводы в Юго-Восточной Азии для организации запуска там производства новых моделей X5 и X6, уже не приходится.

_NEV0894.jpg

Пока мы беседуем, на входе собирается «пробка» из нескольких сотен желающих поглазеть на сборочные линии предприятия. Сотрудники «Автотора» ловко формируют их в группы по 20 человек, приставляют к каждой экскурсовода и отправляют на территорию. «Маршрут позволяет посетителям увидеть процесс сварки кузова, понаблюдать за работой окрасочной линии, посмотреть операции на кузовном производстве и даже какие-то попробовать сделать самостоятельно, — поясняет тем временем Сергей Луговой. — Заканчивается экскурсия совместной с контролером качества поездкой по треку на совершенно новом автомобиле».

Действительно, принять участие в выпуске настоящего автомобиля сегодня может любой желающий: примерно в середине экскурсионного маршрута, когда головокружение от масштабов производства немного проходит, посетителям предлагают поучаствовать в сварке нового кузова. 10-летнего Радмира слегка подталкивает сзади кто-то из родителей, и вот уже мастер сварочной линии выдает ему фирменную спецовку с надписью «Автотор» на спине и пару огромных ярко-оранжевых защитных рукавиц. Несколько секунд на краткий инструктаж — и вот уже на детали появляется новая точка сварки. Довольный Радмир получает на память листок с номером сваренного им кузова, его место «у станка» занимает 30-летнийIT-шник Артем. На сборочных линиях он оказался впервые, хотя работает неподалеку. «Давно мечтал сюда попасть, — делится впечатлениями Артем. — И вот, наконец, не только увидел процесс производства своими глазами, но и поучаствовал в нем!».

_NEV0963.jpg

На территорию линии окраски экскурсантов не пускают — процесс требует почти операционной чистоты. Понаблюдать, как кузова в автоматическом режиме  проходят через стадии промывки и катафореза, а затем поступают в распоряжение окрасочных роботов, можно с помощью специально установленных мониторов. Затем пара пролетов вверх по лестнице — и группа оказывается в новом для себя пространстве, где теперь уже сваренный и окрашенный кузов комплектуется внешними и внутренними деталями и приближается к самому сакральному в истории рождения машины процессу — «свадьбе» кузова с двигателем. Отсюда за ворота производственного комплекса выезжают уже готовые автомобили. 68-летний Иван Семенович с супругой останавливается у новенького KIA Sorento и цокает языком. «Все чисто, аккуратно — любо-дорого смотреть, — подталкивает его в бок жена. — У своей-то, наверное, и под капот заглянуть страшно?». Иван Семенович молча соглашается. На завод пожилую пару пригласил сын, который работает здесь уже несколько лет.

Вообще, сцены, когда девчонки с заплетенными косами кричат «Папа, папа!» и машут руками, здесь сегодня происходят довольно часто. Смущенные главы семейств пытаются спрятать улыбку, сохраняя сосредоточенный вид, но получается далеко не у всех. Впрочем, отвлекаться надолго тоже не получается — производственная линия продолжает работу, четко следуя графику, несмотря на невиданный наплыв зрителей.

Заключительный этап экскурсии — близкое знакомство с продукцией производства. Сверкающие в ярких лучах июньского солнца модели KIA и Hyundai притягивают посетителей словно магнитом. Девушки в платьях фотографируют друг друга за рулем роскошного Genesis, состязаясь в выборе привлекательных поз, у мальчишек и девчонок другое соревнование — нажать на сигнал каждого из полутора десятков выставленных автомобилей. «Дима, это уже чужая машина!» — кричат родители одному из них. Увлеченный ребенок пытается попасть внутрь чьей-то припаркованной неподалеку BMW.

Напротив внушительного автомобильного ряда стоит скромный KIA Clarus с цифрами 0000001 на лобовом стекле. Выглядящий почти раритетным на фоне своих современных собратьев седан почти не привлекает к себе внимания, и мы бы тоже наверняка прошли мимо, если бы нас не остановили. Именно этот автомобиль, сошедший с конвейера в мае 1997-го, стал первенцем для калининградского автопроизводителя. События одного дня двадцатилетней давности и дня сегодняшнего теперь демонстрируют посетителям дней открытых дверей. А «Автотор» сейчас — на пути ко второму миллиону произведенных машин.

Текст — Денис Туголуков, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Справка

АВТОТОР производственная компания

г. Калининград, ул. Магнитогорская, 4
3324
Реклама. ООО «Автотор Холдинг» Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.