Городская среда — у последней черты

В конце апреля в Калининграде под лозунгом «Наше право на город» состоялась конференция граждан. В ней приняли участие не только профессиональные сообщества архитекторов, но и инициативные группы жителей города. Пожалуй, такое единство говорит о том, что молчаливо наблюдать за тем, как бессистемно застраивается наш город, уже не может никто. Уже очевидно, что у власти нет понимания: что, где и зачем строится. Внедряются некачественные архитектурные проекты. Отсутствие градостроительной политики в Калининграде привело к тому, что город превращается в нагромождение торгово-развлекательных центров, застывает в часы пик в пробках, становится некомфортным для проживания и никак не обретет своего лица. Отчего возникает конфликт прошлого облика города и нынешнего? Это и решено было обсудить. На конференцию были приглашены губернатор Калининградской области Н. Цуканов, руководитель агентства по градостроению А. Башин, председатель комиссии горсовета по градорегулированию и землепользованию В. Макаров, глава Калининграда А. Ярошук и его заместитель, председатель комитета архитектуры и строительства А. Крупин. Но пришел только глава города с двумя другими замами — С. Мельниковым (по социальной политике) и А. Зуевым (по земельным ресурсам и муниципальному имуществу). Сопровождал делегацию и. о. главного архитектора Р. Миронов.

О чем речь?

Надо отметить, что формат встречи подразумевал обсуждение насущных городских проблем профессиональным сообществом и отчасти нес просветительную функцию в сфере градостроения. Архитекторы подготовили доклады на темы градостроения, чтобы популярно объяснить отцам города и горожанам азы обустройства городской среды. Первым с докладом «Городская среда — смыслы противоречий» выступил Геннадий Семенов, эксперт проектного менеджмента. Он рассказал об основных трендах развития городов на вызовах, которые диктует время. Это пространства коммуникации, транспортная логистика и образование. «Если мы не будем развивать транспортную сеть, то город попадет в кризисную ситуацию. Трамваев у нас нет, велодорожек, о которых мы говорим, — тоже, артерии водные не используются, трудно делать подземный транспорт, но возможен и он, в том числе и воздушный. В основу города должен быть поставлен общественно-культурный прагматизм, а не частноэкономический, и развитие должно определяться по принципу, который описан в учебниках. Основа всех действий — стандарты, нормы, образцы», — подчеркнул Геннадий Семенов. Представители городской власти во время короткого спича специалиста явно скучали. Почему? Выяснилось, как только докладчик замолчал. «Так о чем речь-то была? » — громко и с детской непосредственностью спросил Мельников.

Чем недовольны калининградцы?

Главный редактор «СИ» Наталья Будоян в своем докладе проанализировала существующее градостроительное законодательство и пришла к выводу, что калининградцы хотят только одного — чтобы законы исполнялись: «Власть пытается убедить нас, что все делается на законных основаниях. Хочу процитировать замглавы администрации Калининграда Александра Зуева: «В Калининграде приняты основополагающие градостроительные документы. 22 февраля 2006 года был утвержден Генеральный план развития Калининграда до 2015 года. Он является основным инструментом реализации стратегии развития города, определяет функциональное зонирование территории города и границы природно-рекреационных территорий. В июне 2009 года решением окружного совета депутатов Калининграда были приняты Правила землепользования и застройки, которые кроме функционального зонирования определили технические регламенты на градостроительную деятельность на территориях города, важнейшими из которых являются высотность зданий, плотность застройки, обеспечение парковочными местами. После принятия этих правил приобрести свободную землю под строительство стало возможно только на публичных торгах. Принятие этих документов позволило городу прекратить выделение земельных участков под точечную застройку, в том числе и в рекреационных зонах». Но, как оказалось, все гладко только на бумаге.

Что имеем на деле?

Администрация города передает в аренду застройщику ООО «Бизнес Инвест» земельный участок по проспекту Мира (кафе «Сказка») площадью около 0,22 га сроком до 2056 года. И разрешает строительство многоэтажного здания. По карте зон с особыми условиями использования территорий этот участок находится в зоне РЗ-3.1 «Исторические городские районы многоквартирной застройки со средним масштабом городской среды», где высота нового строительства не должна превышать 4-5 этажей, при этом налагается запрет на застройку открытых пространств на пересечениях улиц. На защиту исторической зоны стали жители города. В дело уже вступила прокуратура. Апелляционную жалобу будет рассматривать 13-й арбитражный суд в Санкт-Петербурге. Но уверенности в том, что открытое пространство на пересечении улиц будет сохранено, все равно нет.

Под угрозой исчезновения оказалось еще одно открытое пространство — сквер напротив мореходки. Его городские власти разделили на две части и обе 22 февраля 2012 года отдали в аренду некому ООО «Гран мода». Причем вместе с муниципальным имуществом, к коему относится фонтан. Без всяких тендеров и конкурсов. Там планируется построить очередной торгово-развлекательный центр с подземной автостоянкой. Проекта планировки территории нет.

Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова недавно высказала возмущение тем, что на улице Баграмяна напротив здания музея строится «огромный 9-этажный типовой монстр». «8 гаражей будут выходить на фасад музея, и я ничего не могу с этим сделать. Вопрос уже решен, никто на это не может повлиять. Городские власти должны нести ответственность», заявила Светлана Сивкова. Но городские власти с ней не согласны.

Промелькнула информация еще об одной непонятной стройке — на месте парковки у ТЦ «Эпицентр» будет реализован проект под рабочим названием «Дарья». Тоже торгово-развлекательный, и тоже в исторической части города, на которую проект планировки отсутствует.

Некое ООО «Европарк» начало реконструкцию укрытия (бомбоубежища) под многоквартирный (8 этажей) жилой дом по ул. Боткина, 2А. Участок находится в зонах: ОИ-7 «Общественно-жилая подзона исторического центра города», зоны ОИ «Зона исторического центра города» и «Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса». Здание строится напротив областной больницы. Согласно СНиПам в этом месте не должно строиться жилье. Более того, жители этого элитного дома смогут из окон своей квартиры ежедневно видеть морг областной больницы, а рядом будет проходить автомагистраль, которая соединит новый эстакадный мост с улицей А. Невского.

Глава Калининграда Александр Ярошук недавно подписал постановление о предоставлении разрешения на строительство гостиницы высотой 25 метров на берегу Верхнего озера на улице Пролетарской ООО «Никинвест». Хотя согласно правилам землепользования и застройки в этой исторической зоне города разрешено возведение только нестационарных объектов и малых архитектурных форм.

Уничтожением сквера возмущены жители улицы Станочной. За комфортную среду обитания борются жители улиц Буткова, Химической. Список можно продолжить. Интересно, как принимаются такие серьезные градостроительные решения?

Власти эту вакханалию называют развитием города. Но развитие — это прежде всего улучшение условий жизни людей. Население Калининграда за последние 20 лет не увеличилось, в городе проживает 436 тысяч человек. Но условия их жизни (экология, дороги, наличие школ и больниц, скверов и парков) лучше не стали.

Во всех цивилизованных странах подхода к градостроению два профессионализм и уважение к гражданам своей страны. У власти Калининграда оба эти принципа отсутствуют. Думается, что возмущений общественности было бы меньше, если бы на каждую из территорий предполагаемой застройки были разработаны проекты территориального планирования. Чего, впрочем, и требует градостроительное законодательство. Смешно слышать, когда наши доморощенные, так сказать, инвесторы приводят в пример такие европейские города, как Рим, Париж, Барселону. Попробуйте там заявить о своем намерении что-либо построить. Вам сразу же выдадут регламент по высоте, соразмерности с окружающей застройкой, архитектурной средой и т. д. И никакой мэр не пойдет в обход этих требований.

Есть ли выход из ситуации?

Беда нашего города в том, что у власти оказались строители. Их интерес —построить как можно больше и получить экономическую выгоду. В этом нет ничего предосудительного. Но формировать пространство для их деятельности должны другие профессионалы — архитекторы. И к их помощи уже обратились власти многих российских городов. В этом году о создании градостроительных советов объявили власти Москвы и Подмосковья. Главный архитектор Москвы СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ оповестил общественность: «В феврале мы утвердили состав архитектурного совета города. Полномочия архсовета согласовать или не согласовать стройку. Если орган голосует за, дальше проект продвигается без заминок. А если совет против, то ни я, ни регламентная комиссия Москомархитектуры не в силах его согласовать. Придется ждать, пока члены совета снимут все замечания при повторных рассмотрениях проекта. Фактически этот орган частично принимает на себя функции согласования Москомархитектуры. И мы пошли на это сознательно, решив, что доверяем профессионалам. Именно они должны определять, как скомпоновать застройку участка в тот момент, когда функция объекта и объемы строительства уже определены».

И. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев уже провел первое заседание своего градостроительного совета. Специалисты начали проводить ревизию каждого заявленного проекта, которая должна завершиться до 1 июля 2013 года. «Там, где нет парковки, дороги, нет специально отведенных мест для прогулки, для отдыха людей, там не будет стройки, вот и все. Это жесткая позиция»,  заявил Воробьев.

Чем ответим на вызов федеральной программы?

Виктор Пустовгаров, почетный архитектор России, выступил с докладом «Градостроительная политика в историческом городе». Подчеркивая опыт градостроительства в прошлом, он отметил, что системы развития городов были выстроены еще в царский период: «Градостроительная политика рассматривается в более широком понимании как действенный механизм управления развитием цивилизации, направленным на улучшение жизненных условий населения, решения экономических, социальных и экологических проблем. При всей проработке генерального плана Калининграда он не содержит ряда документов, которые обозначены в Градостроительном кодексе, также в проекте планировки не проработаны улицы, объявленные намерения о проведении международного конкурса на развитие центра города пока не реализовались, при этом продолжается точечная застройка. У нас нет ни главного архитектора, не хватает специалистов! А ведь формирование своеобразия города связано с осознанием его исторических корней. Посмотрите на наших соседей  на города Кальмар, Стокгольм, Копенгаген, Хельсинки, Оттаву — все они стремятся создать исторический бренд города. В связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 у нас появился шанс изменить градостроительную политику».

Виктор Пустовгаров перечислил уже допущенные градостроительные ошибки, на которых стоило бы поучиться нынешним властям города.

Полномочия архитектора  декоративные

Мнение о положении вещей озвучил архитектор Сергей Гулевский:
«В настоящее время многие вопросы решаются неправильно или не совсем правильно, потому что в мэрии отсутствует квалифицированный отдел реализации генплана, вопросами градоустройства занимаются юристы, строители, сантехники, а не градостроители. Когда человек принимает решения, он должен понимать, что вопросы инфраструктуры, эстетических достоинств, социальных проблем — все это единые проблемы градоустройства. Что я вижу с тех времен, когда был главный архитектор города со статусом вице-мэра? Постепенное выдавливание архитекторов как неугодных людей, имеющих свое мнение, и в настоящее время, насколько я знаю, в управлении комитета архитектуры и градостроительства есть только один архитектор с дипломом — все, это называется «приплыли». Горожане недовольны только потому, что нет ни одного института публичного обсуждения, то есть горожан полностью устранили от влияния на то, как город живет, полномочия архитектора города в настоящее время декоративные. Его поддержал заслуженный архитектор России Вадим Еремеев: «Учитывая значимость нашего города, предлагается создать институт главного архитектора более мощный, чтобы он действительно мог отвечать и чтобы с него можно было спросить, при этом предлагается создать институт генплана города. Если мы не создадим такую структуру, будет очень трудно работать».  

Архитектор, «который будет все согласовывать», городу не нужен

И тут слово взял глава города Александр Ярошук. После представленных аргументов он подчеркнул, что архитектор, «который будет все согласовывать», городу не нужен, а для создания проектного института у города нет ни специалистов, ни средств.

«Все, что здесь говорилось, я считаю очень правильными мыслями, вопрос только, как к этой цели подойти — есть нюансы, то наследие советской застройки и земельные участки, которые тысячами выдавались в свое время, тяжело поддаются законодательному праву. По закону, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет прав согласовывать фасадный внешний облик здания, раньше был паспорт фасада — сегодня нет, человек сам что захотел, то и придумал. Поэтому я призываю вас направиться в русло законодательного поля  другого пути борьбы с этими вопросами нет. Что мы имеем: у нас генплан и правила землепользования в 2015 году заканчиваются, и мы сегодня работаем над новым генпланом. Вместе с вами эти вопросы можно решить, мы все ваши предложения, ваше сообщество, готовы слушать и исправлять, в ходе обсуждения можем вносить любые вещи, и это будет документ, который может регламентировать все взаимоотношения между застройщиками, гражданами и властью города.

Мне ведь самому неприятно слушать постоянные нарекания от населения. И что вы все столицей тычете, Москва  это отдельный субъект Федерации, они там вообще в другом мире живут!»  с пафосом окончил речь глава муниципалитета.

Чего не услышал глава города?

Прежде всего, той истины, что без разработки региональных стандартов градостроительного проектирования невозможно сформировать комфортную городскую среду. Граждане справедливо требуют, чтобы строительство велось только на тех территориях, на которые разработаны детальные проекты планировки. Такая последовательность проектирования прописана в Градостроительном кодексе.

Тревогу по поводу хронического неисполнения всех генеральных планов города начиная с 1986 года. И именно в части строительства дорог, школ, больниц, обустройства зон отдыха для горожан. Поэтому на конференции граждан была принята резолюция с конкретными требованиями к властям города, главное из которых провести ревизию земельных участков, выделенных для строительства, и приостановить строительство объектов различного назначения, не соответствующих генеральному плану города и правилам землепользования и застройки, в срок до 1 сентября 2013 года. Ждем ответа.

текст — Наталья Будоян, фото — Роман Пучко

СтройИнтерьер

На правах рекламы

902
Бизнес
Источник: СтройИнтерьер