Без стадиона: в Музее янтаря проходит выставка, посвящённая наследию ЧМ-2018


В Музее янтаря открылась Восьмая областная биеннале авторских работ из янтаря. На этот раз лучшим камнерезам и ювелирам региона предложили подумать над тем, как перед ЧМ-2018 менялось городское пространство Калининграда, и отобразить эти изменения в своих изделиях. «Афиша Нового Калининграда» побывала на открытии выставки, послушала живую музыку, внимательно рассмотрела янтарные колье и серьги во время показа украшений художников по янтарю Натальи Шевченко и Жанны Лопаткиной, ещё более внимательно изучила все конкурсные изделия и, к счастью, не обнаружила ни одного стадиона из янтаря.

Слово «урбанистика» давно перестало быть малопонятным иноязычным заимствованием. Только в этом году в Калининграде прошло несколько крупных воркшопов от московских специалистов по формированию городской среды, урбанистический форум на Верхнем озере превратили в настоящий массовый праздник, ну а при подготовке Чемпионата мира по футболу тема совершенствования городского пространства перешла из теории в практику. Не удивительно, что главной темой Восьмой областной биеннале авторских работ из янтаря стал «Преображенный город». Удивительно другое — на выставке нет никаких янтарных мостов, скверов, стадионов и прочих очевидных, если не сказать банальных, вариантов развития заявленной темы. Каждый художник предложил свою исключительную трактовку: здесь и фантасмагорические композиции от участника Международного салона культурного наследия в Лувре, камнереза Константина Бушмелёва, пейзажные зарисовки от не менее одаренного мастера Елены Цволко, свежий взгляд не только на городское пространство, но и на ювелирное искусство от многочисленных дебютантов конкурса.

«В этом году очень много хороших работ. Наши художники сохраняют высокий уровень своего мастерства, но особенно радостно, что всегда появляются новички, — рассказывает заместитель директора Музея янтаря по научной работе Ирина Торопова. — Как правило, это молодёжь, они привносят свежий взгляд, предлагают интересные сочетания разных материалов — янтаря и кожи, янтаря и эмали, а ведь это широчайший спектр возможностей для художника».



Работу, объединившую янтарь с латунью, предложил на конкурс Константин Домичковский. В ювелирном деле он почти 20 лет. «Всю жизнь я занимался всевозможными корабликами, самолётиками, копался за столом, поэтому ювелирное дело быстро стало родным — руки уже были набиты, а главное — терпения хватало», — рассказывает Домичковский. В начале нулевых он только учился делать самые простые кольца, сегодня же его работы представлены в постоянной экспозиции Музея янтаря. Для конкурса в этом году он придумал соорудить «Окно в любимый город» (именно так называется работа) — взял крупный светлый янтарь, долго шлифовать его не стал, лишь подчеркнул природную красоту камня, а внутри разместил крошечную башню «Дона» и Кафедральный собор.

Председатель жюри, скульптор Людмила Богатова, на вопрос о том, какая работа удивила больше других, не отвечает витиеватыми словами и сложносочиненными предложениями — она молча ведёт к работе Константина Домичковского. «Почему именно эта работа? Объяснить трудно, ведь искусство не анатомируется, это в первую очередь ощущение. Конечно, мы можем рассмотреть творческую составляющую, идею, можем сделать акцент на ремесле, на владении резцом, но тут шикарно всё. Даже вот эта грубоватая неотшлифованность камня работает на образ времени, старого города. Это ведь нужно было увидеть, изобрести, догадаться», — объясняет Людмила Богатова свой выбор.



Разногласий среди членов жюри не возникло — работу «Окно в любимый город» отметили как лучшую в номинации «Я — калининградец!». В ней художники с помощью янтаря показывали свои личные взаимоотношения с городом, его историей. В номинации «Лучшая творческая идея» победу одержала Тамара Белецкая, придумавшая очень современный комплект украшений — геометричные колье и браслет из янтаря, дерева и кожи — с ностальгическим названием «Старый город». Лучшей работой, отобразившей «Природу Балтики», признали «Осеннее яблоко» Елены Цволко. Приз за лучшее изделие серийного производства снова взял Константин Домичковский. Специально для этой номинации он сделал колье и кулон из серебра и янтаря, напоминающие Сатурн и его многочисленные кольца. Среди дебютантов дипломом победителя жюри отметило работу Людмилы Душиной «Круги на воде» — это минималистичное колье с крупной подвеской, изображающей то ли круги, что оставляют капли привычного калининградского дождя, бьющие по Преголе, то ли те, что появляются, когда бросишь в воду камень, а он прыгает по морской глади.

«Казалось бы, янтарь — это простая структура, всем понятный минерал, который существует много миллионов лет, но когда художники начинают что-то новое извлекать из него, это формирует то, что мы условно называем культурным кодом региона, города, людей, которые здесь живут. В этом, мне кажется, наибольшая ценность таких биеннале, — отметил на открытии выставки глава областного министерства по культуре и туризму Андрей Ермак.

«Работы янтарщиков могут послужить ещё и источником вдохновения для реального обустройства городского пространства. Мы обсуждали, что в городе, который является янтарной столицей, не хватает каких-то вещей —необычных арт-объектов, связанных с янтарём, — подчеркнул Андрей Ермак. — Это могло бы стать чудесным прологом для того, чтобы архитекторы, дизайнеры поработали в этом направлении, придумали объекты для фотографирования, потому что город становится любим, когда там есть, что фотографировать. В Калининграде много мест для фото, но очень мало таких, которые были бы связаны с янтарём, и это можно было бы исправить, вдохновляясь такой выставкой».

Традиционно после завершения биеннале (в этом году выставка продлится до 7 октября) Музей янтаря приобретет самые неординарные изделия в государственную коллекцию.

Справка

Калининградский музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1
2672
Бизнес
Источник: Калининградский музей янтаря

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.