Немало копий сломано в ходе то разгорающихся, то затихающих дискуссий о будущем архитектурного облика Калининграда, проблемах развития городских центров населенных пунктов области и в целом о перспективах градостроительного развития региона. «СИ» предложил поделиться своим мнением по этим и другим вопросам заместителя руководителя (директора) Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Михаила Бочкарева и молодого архитектора из
«СИ»: Михаил, в последнее время очень много говорится о развитии исторического центра города Калининграда. Появились надежды на то, что и малые города области начнут решать проблемы городских центров. Ведь в первую очередь это необходимо для создания комфортной, благоприятной среды для жителей и гостей области, формирования положительного имиджа области, развития туризма.
Михаил Бочкарев (М. Б.): Я бы принципиально разделил эти две составляющие — центр города Калининграда и центры малых городов Калининградской области. Их объединяют воедино ограниченная территория, на которой они находятся, и историческое прошлое, а разъединяют функциональное наполнение и значение в общей системе расселения на территории Калининградской области.
На самом деле не существует единого рецепта для решения существующих проблем городских центров, и в то же время это нужно делать уже безотлагательно. Для этого есть ряд субъективных предпосылок.
Начнем с Калининграда. На протяжении длительного времени мы наблюдаем активную концентрацию
Все это свидетельствует об отсутствии профессионального подхода в решении задач, невнятной политике, в том числе и градостроительной. На самом деле, без принятия концептуальных решений, в том числе по регулированию застройки, определения векторов развития городских территорий и всего города в целом невозможно говорить о полноценной среде, приспособленной для комфортной жизни. И дело не в сложившемся ошибочном мнении, что точечная застройка вредна, а в общем подходе к развитию территорий. Безусловно, застраивать зеленые зоны недопустимо, а восстановление утерянных элементов исторической квартальной застройки необходимо и нужно приветствовать, естественно, соблюдая при этом градостроительные регламенты и строительные нормы.
Но вернемся к вопросу о центре города. Есть сложившаяся структура Калининграда —
«СИ»: Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы существующая в Калининграде ситуация изменилась?
М. Б.: Итак, произошло изменение структуры города Кенигсберга из полицентричного в моноцентричный, где все связи тяготеют к одному ядру. Исправить данную ситуацию можно только двумя способами. Первый — сохранить существующую моноцентричность, но при этом для нормального функционирования и дальнейшего развития существующего ядра потребуется увеличить пропускную способность всех транспортных артерий, применив шоковый метод тотального сноса существующих строений с уменьшением размеров существующей квартальной застройки, строительства многоярусных эстакад (что само по себе является утопией). Второй и, наверное, единственный способ — создание или возвращение к полицентричной модели с образованием нескольких основных ядер с различной или смешанной функциональной составляющей, но тяготеющей к одной наиболее развитой функции. В данном случае отчасти можно рассматривать территорию бывшего исторического ядра — Альтштадт, Кнайпхоф, Лебенихт, — но только как территорию с «низкой валентностью». При развитии она способна «оттянуть», перераспределить часть существующей функциональной нагрузки на себя. Я не случайно употребил «отчасти», так как в данном случае решение по «капитализации» территории трех городов бывшего Кенигсберга — это полумера, которая лишь перераспределит транспортные потоки внутри первого вального кольца.
Ситуация может усугубиться развитием прилегающих пустующих территорий, в частности острова Октябрьский, интенсивное освоение которого при отсутствии системных наблюдений за изменениями геологического строения нагружаемых грунтов и гидрологических процессов акваторий Новой и Старой Преголи повлечет за собой необратимые процессы, остановить которые возможно только при наличии финансовых инъекций, к чему Калининград сегодня не готов.
Предлагаемые сегодня варианты решения разгрузки существующего ядра носят временный, не учитывающий перспективу развития города характер. В настоящее время периферийные территории, способные выдержать функциональную нагрузку при смещении акцента от основного ядра — юг,
Не предлагается и не рассматривается вопрос развития
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что основные моменты для развития заключаются в следующем:
— определение стратегии градостроительного развития города Калининграда, исходя из субъективных предпосылок развития территории города и Калининградской области, связанных с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, формированием развитого туристического кластера, создание технопарков и технополисов;
— создание полицентричной модели города с формированием городских центров города Калининграда, в том числе при развитии территорий трех городов Калининграда и острова Октябрьский, территорий за пределами первого вального кольца;
— ревитализация бывших и существующих промышленных территорий с изменением функции на
Кстати, данные тезисы должны лечь в основу технического задания для подготовки новой редакции генерального плана города Калининграда, действие которого заканчивается в 2015 году.
«СИ»: Сегодня на большей части Калининграда отсутствуют благоустроенные тротуары и велодорожки. Иными словами, отсутствует среда для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. Что вы думаете по этому поводу?
М. Б.: Внешнее благоустройство — это только верхняя часть громадного айсберга, именуемого «городской средой», так сказать, кожный покров. От того, насколько грамотно решены комплексные вопросы инженерного и транспортного благоустройства, озеленения и береговой инфраструктуры, зависит, насколько будет жизнеспособно и долговечно внешнее благоустройство. Я думаю, примеры приводить не надо. Все должно решаться комплексно, на основе проработанных концепций. Это ежедневная кропотливая работа. Ей нужно заниматься системно, лишь тогда возможен результат.
Кстати, во многих городах ближнего зарубежья, к примеру в столице Казахстана Астане, осознали необходимость комплексных мер при решении стратегических и тактических задач развития территорий. Для этого при административном центре создано
«СИ»: Что необходимо, чтобы все вышесказанное вами обрело четкие контуры, позволяющие последовательно и результативно реализовывать стратегию развития Калининграда?
М. Б.: Мотивация — очень важный аспект для начала преобразования. Мотивация должна быть у лидера, поскольку роль личности в истории никто не отменял. Харизматичность и честолюбие лидера способны влиять на процессы преобразования. Умение лидера работать с профессиональным сообществом, в том числе архитекторов, позволит выработать правильный подход и определить, будет ли он хаотичным или
«СИ»: Зададим вопрос молодому архитектору. Дарья, скажите, как быть с историческими центрами малых городов? С приморскими городами вроде бы все понятно — курортная зона сама по себе привлекает туристов. А что делать с восточной частью области, где располагаются Советск, Гвардейск, Черняховск, Гусев, Озерск?
Д. Р. (Дарья Репа): Что касается малых городов Калининградской области, то проблемы у всех практически одинаковые. Отсутствие инфраструктуры, сопутствующей туризму, комплексного подхода при благоустройстве «якорных» объектов, которые можно противопоставить аналогичным, имеющимся у наших соседей в Литве и Польше. Можно в качестве примера рассмотреть город Черняховск, который требует пристального внимания по нескольким причинам. Первая — это город с развитым транспортным узлом, потенциален для дальнейшего развития как промышленный узел. Вторая — планировочная структура центральной части города с сохранившейся застройкой претендует на исторический статус. Третья — наличие на территории города объекта культурного наследия регионального значения — замка Инстербург. Четвертая — наличие открытых водных пространств на территории города в виде системы городских прудов (Мельничный, Гавенский и Замковый) и реки Анграпа. Пятая — сохранившиеся зеленые пространства города, так называемый «зеленый» каркас.
Совокупность этих элементов при должном подходе к вопросам реконструкции, реновации и ревитализации способна дать синергетический эффект в развитии Черняховска как города с прекрасным туристическим потенциалом, культурными традициями, привлекательным инвестиционным климатом. В отличие от Калининграда в Черняховске нет необходимости создавать полицентричную модель городского пространства.
Понятие городского центра на самом деле размыто. В настоящее время трудно определить, что является градообразующим элементом: городской рынок, замок Инстербург с Гавенским и Замковым прудами, территория городской площади или автостанция с привокзальной площадью? Подвергая анализу совокупность представленных элементов, можно определить к чему тяготеет центр города, что является основным ядром, вокруг чего, собственно, должен формироваться центр. Определение приоритета подскажет дальнейшие шаги по возрождению территории.
На мой взгляд, необходимо,
Разработка транспортной схемы с учетом перспективы строительства южного обхода Черняховска позволит разгрузить город от транзитного транспорта и позволит определить зоны для развития пешеходного и велосипедного движения с ограничением движения автотранспорта. Дальнейшими шагами должны стать выработка предложений по работе с точечной застройкой, то есть подготовка предложений для восстановления квартальной застройки центральной части города, в том числе Старого рынка (площадь Ленина), освоение территории Замкового пруда, воссоздание акцента на месте бывшей лютеранской кирхи.
К сожалению, уже много лет остается нерешенным вопрос дальнейшего использования территории замка Инстербург. Территория замка может претендовать на создание на ней полифункционального городского центра на основе
Вместе с тем в Черняховске остро стоит вопрос комплексного благоустройства, в том числе озеленения. Многие годы не решаются вопросы ревитализации жилых кварталов в границах улиц Тухачевского — Гагарина — Спортивная — Ленина — Пушкина, чудом уцелевших до наших дней.
Необходима разработка общей
Концепция должна выявить и закрепить характерные особенности каждой территории, позволит на их основе разработать предложения, реализация которых даст возможность развиваться Черняховску как динамичному центру с богатым
Текст: Наталья Будоян
Фото: Роман Пучко
На правах рекламы