Михаил Бочкарев: «Проблемы развития городов решаемы, но единого рецепта нет»

Немало копий сломано в ходе то разгорающихся, то затихающих дискуссий о будущем архитектурного облика Калининграда, проблемах развития городских центров населенных пунктов области и в целом о перспективах градостроительного развития региона. «СИ» предложил поделиться своим мнением по этим и другим вопросам заместителя руководителя (директора) Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Михаила Бочкарева и молодого архитектора из Санкт-Петербура Дарью Репа.

«СИ»: Михаил, в последнее время очень много говорится о развитии исторического центра города Калининграда. Появились надежды на то, что и малые города области начнут решать проблемы городских центров. Ведь в первую очередь это необходимо для создания комфортной, благоприятной среды для жителей и гостей области, формирования положительного имиджа области, развития туризма.

Михаил Бочкарев (М. Б.): Я бы принципиально разделил эти две составляющие — центр города Калининграда и центры малых городов Калининградской области. Их объединяют воедино ограниченная территория, на которой они находятся, и историческое прошлое, а разъединяют функциональное наполнение и значение в общей системе расселения на территории Калининградской области.

На самом деле не существует единого рецепта для решения существующих проблем городских центров, и в то же время это нужно делать уже безотлагательно. Для этого есть ряд субъективных предпосылок. Во-первых, проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Калининграде, а во-вторых, позиция правительства области, отражающая желание развивать на территории Калининградской области туристический кластер, ориентированный на развитие въездного и внутреннего туризма. В данном случае ревитализацию и развитие исторических центров городов Калининградской области можно рассматривать как точки роста в общей концепции развития туризма.

Начнем с Калининграда. На протяжении длительного времени мы наблюдаем активную концентрацию торгово-деловой функции в одном месте — в сложившемся современном центре города. При этом не принимались кардинальные решения по инженерному благоустройству территорий, не решался главный вопрос о транспортном регулировании, до сих пор не была выработана концепция развития городского транспорта. Все это привело к моноцентричной городской модели, которая в настоящее время доказывает свою несостоятельность в масштабах города Калининграда с его исторически сложившейся системой городских пространств, спроецированной на существующую улично-дорожную сеть, которая остро требует разгрузки.

Все это свидетельствует об отсутствии профессионального подхода в решении задач, невнятной политике, в том числе и градостроительной. На самом деле, без принятия концептуальных решений, в том числе по регулированию застройки, определения векторов развития городских территорий и всего города в целом невозможно говорить о полноценной среде, приспособленной для комфортной жизни. И дело не в сложившемся ошибочном мнении, что точечная застройка вредна, а в общем подходе к развитию территорий. Безусловно, застраивать зеленые зоны недопустимо, а восстановление утерянных элементов исторической квартальной застройки необходимо и нужно приветствовать, естественно, соблюдая при этом градостроительные регламенты и строительные нормы.

Но вернемся к вопросу о центре города. Есть сложившаяся структура Калининграда — радиально-кольцевая. В Европе существуют сотни городов с аналогичной структурой, и практически везде решены транспортные проблемы. Современный город без четкого структурирования и градорегулирования с прогнозированием развиваться не может. На примерах европейских городов Варшавы, Берлина, Праги мы видим, что там присутствует принцип деполяризации, полицентрии — выделения в структуре городов нескольких городских ядер, сбалансированных в функциональном отношении. Что дает такой подход? В первую очередь возможность снять транспортную нагрузку с центрального ядра, сместить акценты к другим территориям, пересмотреть отношение к транспортной схеме города, урегулировать вопросы транзитных перемещений транспорта, дать возможность для развития новых территорий.

«СИ»: Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы существующая в Калининграде ситуация изменилась?

kaf.jpgМ. Б.: Итак, произошло изменение структуры города Кенигсберга из полицентричного в моноцентричный, где все связи тяготеют к одному ядру. Исправить данную ситуацию можно только двумя способами. Первый — сохранить существующую моноцентричность, но при этом для нормального функционирования и дальнейшего развития существующего ядра потребуется увеличить пропускную способность всех транспортных артерий, применив шоковый метод тотального сноса существующих строений с уменьшением размеров существующей квартальной застройки, строительства многоярусных эстакад (что само по себе является утопией). Второй и, наверное, единственный способ — создание или возвращение к полицентричной модели с образованием нескольких основных ядер с различной или смешанной функциональной составляющей, но тяготеющей к одной наиболее развитой функции. В данном случае отчасти можно рассматривать территорию бывшего исторического ядра — Альтштадт, Кнайпхоф, Лебенихт, — но только как территорию с «низкой валентностью». При развитии она способна «оттянуть», перераспределить часть существующей функциональной нагрузки на себя. Я не случайно употребил «отчасти», так как в данном случае решение по «капитализации» территории трех городов бывшего Кенигсберга — это полумера, которая лишь перераспределит транспортные потоки внутри первого вального кольца.

Ситуация может усугубиться развитием прилегающих пустующих территорий, в частности острова Октябрьский, интенсивное освоение которого при отсутствии системных наблюдений за изменениями геологического строения нагружаемых грунтов и гидрологических процессов акваторий Новой и Старой Преголи повлечет за собой необратимые процессы, остановить которые возможно только при наличии финансовых инъекций, к чему Калининград сегодня не готов.

Предлагаемые сегодня варианты решения разгрузки существующего ядра носят временный, не учитывающий перспективу развития города характер. В настоящее время периферийные территории, способные выдержать функциональную нагрузку при смещении акцента от основного ядра — юг, юго-восток, восток, частично север Калининграда — не рассматриваются как альтернативные, функционально значимые, способные разгрузить основное ядро центры.

Не предлагается и не рассматривается вопрос развития «калининградско-гурьевской» агломерации — слияние территории Калининграда и Гурьевского района в единое культурно-общественно-экономическое пространство, хотя фактически этот процесс идет, и разумно было бы рассматривать в перспективе данную территорию именно как агломерацию.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что основные моменты для развития заключаются в следующем:

— определение стратегии градостроительного развития города Калининграда, исходя из субъективных предпосылок развития территории города и Калининградской области, связанных с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, формированием развитого туристического кластера, создание технопарков и технополисов;

— создание полицентричной модели города с формированием городских центров города Калининграда, в том числе при развитии территорий трех городов Калининграда и острова Октябрьский, территорий за пределами первого вального кольца;

— ревитализация бывших и существующих промышленных территорий с изменением функции на общественно-деловую, жилую.

Кстати, данные тезисы должны лечь в основу технического задания для подготовки новой редакции генерального плана города Калининграда, действие которого заканчивается в 2015 году.

«СИ»: Сегодня на большей части Калининграда отсутствуют благоустроенные тротуары и велодорожки. Иными словами, отсутствует среда для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. Что вы думаете по этому поводу?

М. Б.: Внешнее благоустройство — это только верхняя часть громадного айсберга, именуемого «городской средой», так сказать, кожный покров. От того, насколько грамотно решены комплексные вопросы инженерного и транспортного благоустройства, озеленения и береговой инфраструктуры, зависит, насколько будет жизнеспособно и долговечно внешнее благоустройство. Я думаю, примеры приводить не надо. Все должно решаться комплексно, на основе проработанных концепций. Это ежедневная кропотливая работа. Ей нужно заниматься системно, лишь тогда возможен результат.

Кстати, во многих городах ближнего зарубежья, к примеру в столице Казахстана Астане, осознали необходимость комплексных мер при решении стратегических и тактических задач развития территорий. Для этого при административном центре создано архитектурно-планировочные управление, которое на основе заданий, сформированных муниципальными властями, разрабатывает архитектурно-планировочную документацию, проводит корректировку градостроительной документации, готовит проекты и предложения по оперативному благоустройству территорий. Целесообразно подобный опыт применить и в Калининграде. Это позволило бы решать накопившиеся градостроительные проблемы силами профессионалов, знающих территорию, сократило бы время на проведение конкурсных процедур, повысило качество разрабатываемой документации и, полагаю, добавило бы оперативности в принятии решений органам местного самоуправления.

«СИ»: Что необходимо, чтобы все вышесказанное вами обрело четкие контуры, позволяющие последовательно и результативно реализовывать стратегию развития Калининграда?

М. Б.: Мотивация — очень важный аспект для начала преобразования. Мотивация должна быть у лидера, поскольку роль личности в истории никто не отменял. Харизматичность и честолюбие лидера способны влиять на процессы преобразования. Умение лидера работать с профессиональным сообществом, в том числе архитекторов, позволит выработать правильный подход и определить, будет ли он хаотичным или прагматично-комплексным.

«СИ»: Зададим вопрос молодому архитектору. Дарья, скажите, как быть с историческими центрами малых городов? С приморскими городами вроде бы все понятно — курортная зона сама по себе привлекает туристов. А что делать с восточной частью области, где располагаются Советск, Гвардейск, Черняховск, Гусев, Озерск?

gusev_4.jpgД. Р. (Дарья Репа): Что касается малых городов Калининградской области, то проблемы у всех практически одинаковые. Отсутствие инфраструктуры, сопутствующей туризму, комплексного подхода при благоустройстве «якорных» объектов, которые можно противопоставить аналогичным, имеющимся у наших соседей в Литве и Польше. Можно в качестве примера рассмотреть город Черняховск, который требует пристального внимания по нескольким причинам. Первая — это город с развитым транспортным узлом, потенциален для дальнейшего развития как промышленный узел. Вторая — планировочная структура центральной части города с сохранившейся застройкой претендует на исторический статус. Третья — наличие на территории города объекта культурного наследия регионального значения — замка Инстербург. Четвертая — наличие открытых водных пространств на территории города в виде системы городских прудов (Мельничный, Гавенский и Замковый) и реки Анграпа. Пятая — сохранившиеся зеленые пространства города, так называемый «зеленый» каркас.

Совокупность этих элементов при должном подходе к вопросам реконструкции, реновации и ревитализации способна дать синергетический эффект в развитии Черняховска как города с прекрасным туристическим потенциалом, культурными традициями, привлекательным инвестиционным климатом. В отличие от Калининграда в Черняховске нет необходимости создавать полицентричную модель городского пространства.

Понятие городского центра на самом деле размыто. В настоящее время трудно определить, что является градообразующим элементом: городской рынок, замок Инстербург с Гавенским и Замковым прудами, территория городской площади или автостанция с привокзальной площадью? Подвергая анализу совокупность представленных элементов, можно определить к чему тяготеет центр города, что является основным ядром, вокруг чего, собственно, должен формироваться центр. Определение приоритета подскажет дальнейшие шаги по возрождению территории.

На мой взгляд, необходимо, во-первых, провести анализ загрузки и выгрузки транспорта в городе. Таких основных направлений пять: на Советск, Калининград, Нестеров, Правдинск и старая дорога на Гусев. Сложных транспортных пересечений три: Калининградская — Дачная — переулок Победы; Замковая — Партизанская — Льва Толстого; Ленина — Железнодорожная.

Разработка транспортной схемы с учетом перспективы строительства южного обхода Черняховска позволит разгрузить город от транзитного транспорта и позволит определить зоны для развития пешеходного и велосипедного движения с ограничением движения автотранспорта. Дальнейшими шагами должны стать выработка предложений по работе с точечной застройкой, то есть подготовка предложений для восстановления квартальной застройки центральной части города, в том числе Старого рынка (площадь Ленина), освоение территории Замкового пруда, воссоздание акцента на месте бывшей лютеранской кирхи.

К сожалению, уже много лет остается нерешенным вопрос дальнейшего использования территории замка Инстербург. Территория замка может претендовать на создание на ней полифункционального городского центра на основе частно-государственного партнерства с возможностью размещения общественно-деловой, торговой, культурной, туристической и обслуживающей функций. Развитие прилегающей территории (Гавенский и Замковый пруды, городской парк — Стрелковая долина) в совокупности с восстановлением застройки территории, прилегающей к площади Ленина, развитием правобережной территории реки Анграпы — парка 40-летия Победы даст возможность создания непрерывного пространства, организованного в ядро городского центра.

Вместе с тем в Черняховске остро стоит вопрос комплексного благоустройства, в том числе озеленения. Многие годы не решаются вопросы ревитализации жилых кварталов в границах улиц Тухачевского — Гагарина — Спортивная — Ленина — Пушкина, чудом уцелевших до наших дней.

Необходима разработка общей архитектурно-градостроительной концепции развития городского центра с тяготеющими к нему территориями, которая позволит уточнить функцию и по необходимости ее перераспределить с учетом дальнейшей перспективы развития Черняховска. Работа сложная, но интересная.

Концепция должна выявить и закрепить характерные особенности каждой территории, позволит на их основе разработать предложения, реализация которых даст возможность развиваться Черняховску как динамичному центру с богатым историко-культурным, деловым и промышленным потенциалом.

Текст: Наталья Будоян
Фото: Роман Пучко

www.stroyint.ru

На правах рекламы

1082
Бизнес
Источник: СтройИнтерьер

Комментарии к новости

prealoader
prealoader