«Зеленая» нефтедобыча: как предприятие «ЛУКОЙЛ-КМН» победило стереотипы

С приветственным словом на открытии круглого стола выступил вице-премьер Правительства Калининградской области Александр Рольбинов

Парадокс, но вопреки стереотипному представлению о том, что нефтяная промышленность негативно влияет на окружающую среду, крупные российские компании оказываются активными защитниками природы. У этого есть свои причины, и их можно объединить одним понятием — «социальная ответственность». В итоге нефтяные предприятия, априори вызывающие общественное недовольство, становятся гораздо более экологически ориентированными, чем профильные госструктуры. Теме сохранения особо охраняемых природных территорий и участия нефтяных компаний в этом процессе было посвящено выездное заседание круглого стола Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы, прошедшее на минувшей неделе в Музее Мирового океана. В его программу входило также посещение нефтедобывающей платформы Д-6 для изучения многолетнего положительного опыта работы ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» на шельфе Балтики.

ЛУКОЙЛ — ведет добычу углеводородов в Балтийском море с 2004 года. Еще до начала добычи — 16 лет назад — в районе Кравцовского месторождения стартовала программа производственного экологического мониторинга, рассказал на заседании директор Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Вадим Сивков. Мониторинг учитывает, среди прочего, состояние живых организмов, начиная от мельчайшего планктона; в работе принимают участие не только ведущие калининградские ученые, в том числе из АтлантНИРО, но и их коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежные эксперты.

В частности, привлекаются специалисты Европейского космического агентства: со спутников ведутся постоянные наблюдения за водами Балтийского моря и за обнаруженными пятнами нефтепродуктов. «Но это полдела — зафиксировать со спутника пятно. Важно знать, откуда оно пришло и куда движется дальше, какова его „судьба“, какова его опасность», — отмечает ученый. В каждом случае осуществляются серьезные математические расчеты с учетом сложных течений Балтики. За 16 лет мониторинга на Кравцовском месторождении не было ни одного примера, когда выброс оказался бы связан с платформой Д-6. «Общий результат наших наблюдений — это сводная карта всех пятен нефтепродуктов, обнаруженных со спутника. И получается, что основной источник нефтяного загрязнения Балтики — судоходство», — делает вывод Вадим Сивков.

Рабочий выезд делегации на платформу Д-6 (1).jpg

«Результаты исследований ученых однозначно говорят о том, что Россия сейчас является страной, которая осуществляет наиболее ответственную нефтедобычу на Балтике», — подтверждает глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. — Спутниковое наблюдение очень четко показывает, что с российской стороны не было образовано ни одного нефтяного пятна«, — говорит он, напоминая о технологии «нулевого сброса», реализованной ЛУКОЙЛом.

Эта технология — главное экологическое ноу-хау ЛУКОЙЛа. «Нулевой сброс» заключается в том, что абсолютно все производственные отходы, которые образуются в результате работы нефтедобывающей платформы, отправляются на сушу и там очищаются и перерабатываются. Эффективность проекта по экологическому мониторингу — стоит подчеркнуть, что он был исключительно инициативой компании «ЛУКОЙЛ», ее добровольной социальной нагрузкой — доказывает признание на международном уровне. В 2007 году на встрече глав делегаций Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ) был принят план действий по защите окружающей среды в Балтийском море, согласно которому технология «нулевого сброса» стала обязательной для всех европейских компаний, добывающих нефть на балтийском шельфе.

«У ЛУКОЙЛа очень серьезная экологическая политика, и это понятно, это открытая компания, которая торгуется на бирже, в Лондоне, и, конечно, любые проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, будут влиять непосредственно на стоимость предприятия. И она находится в топе компаний с ответственной экологической политикой. Здесь действительно вкладывают средства в поддержку разного рода проектов, в том числе в Калининградской области; насколько я знаю, активно взаимодействуют с Музеем Мирового океана, поддерживают экологов, и это очень хорошая практика», — дает свою оценку министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин.

Уровень этой экологической ответственности подчеркивают цифры: в прошлом году ЛУКОЙЛ-КМН затратил на природоохранные мероприятия в области 352,9 млн рублей, что вполне сопоставимо с налоговой нагрузкой в региональный и местные бюджеты — в 2018 году перечислено 502,7 млн рублей (в федеральный бюджет — 10,2 млрд руб.).

«Здесь тот редкий случай, когда бизнес становится более экологически ответственным, более „зеленым“, чем некоторые наши федеральные чиновники», — замечает Владимир Бурматов, говоря о том, что нефтяники с пониманием воспринимают даже жесткие законодательные новеллы в сфере предупреждения загрязнений.

«Знаете, нефтяников жизнь подталкивает. Вы видите, что сегодня те события, которые происходят в том числе на уровне международных соглашений, последнее обсуждение в рамках Парижского климатического соглашения, все разговоры, которые ведутся на протяжении последних лет, о том, что мир движется к низкоуглеродной экономике за счет развития возобновляемых источников энергии, они не оставляют представителям нефтяной индустрии возможности выбора, кроме как занимать активную позицию и вкладывать большие средства в минимизацию негативного воздействия на окружающую среду той деятельности, которую они осуществляют», — считает зампредседателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич. Он надеется: эта работа будет «по достоинству оценена общественностью, и различного рода спекуляции о том, что нефтяная отрасль наносит в результате своей деятельности большой ущерб окружающей среде, такого рода мифы и стереотипы все-таки будут развеяны».

Собственно, именно это произошло с опасениями наших соседей. У российской нефтедобычи на шельфе Балтики есть острый трансграничный аспект (платформа находится в 8-ми километрах от границы с Литвой), и поначалу соседи крайне болезненно реагировали на ее существование. Но прошли годы, и, как заметил Вадим Сивков, благодаря грамотной и последовательной экологической политике компании «ЛУКОЙЛ» все противоречия остались в прошлом.


Справка

ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть

г. Калининград, ул. Киевская, 23
1934
Реклама. «ЛУКОЙЛ-КМН»

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.