Душа тигра: в Калининграде впервые представили камнерезное искусство Китая


Несмотря на крайне высокий на протяжении последних лет интерес Китая к балтийскому янтарю, до сих пор в Калининграде не проводилось выставок произведений китайского камнерезного искусства — в редких случаях привозили лишь отдельные работы мастеров из Поднебесной. В Музее янтаря решили нарушить эту «традицию» и открыли экспозицию под названием «Душа тигра», в которой представлены образцы современной резьбы по янтарю, камню и мамонтовой кости, а также другие предметы китайского декоративно-прикладного искусства. Корреспонденты «Нового Калининграда» познакомились с ними под руководством искусствоведа Ирины Тороповой.

«Почему „Душа тигра“? По легенде это смелое сильное животное после своей смерти не исчезает бесследно — его душа превращается в янтарь — окаменевшую смолу. То есть в названии скрыт непосредственный символический образ янтаря», — заместитель директора учреждения с ходу дает понять, что характерных для восточного искусства символизма и образности в экспозиции более чем достаточно. В Китае, как и во многих других странах, янтарю с древности приписывали магические свойства, и он до сих пор ценен в китайской культуре. В соединении с образом, которым наделяет янтарь художник, камень и вовсе приобретает сакральное значение.



«То, что мы с вами можем увидеть на выставке — это не только образцы камнерезной пластики, но и образцы философии, религиозного сознания и современных китайских представлений в том числе. Например, сейчас перед нами дракон, выполненный в виде плывущей лодки или корабля с парусами. Он вообще-то морское существо, но может и летать. Согласно легендам, дракон — высшее живое существо, управляющее всеми другими и покровительствующее императору, — объясняет Ирина Торопова. — Или, например, цветок лотоса. Это не только символ буддизма, но и символ вечности. Лотос цветет, плодоносит и дает бутоны одновременно — то есть символизирует прошлое, настоящее и будущее».


Выставку «Душа тигра» в музее приурочили к 70-летию со дня образования Китайской Народной Республики. На ней представлены разные виды художественных, общекультурных достижений китайского искусства. Например, образцы шелка, фарфора, посуда для китайской чайной церемонии и, конечно, гордость китайского ремесла — камнерезное искусство художников по янтарю. В Китае используются разные виды янтаря, который покупается во всем мире. Поэтому на выставке можно увидеть изделия, выполненные как из балтийского янтаря, так и, например, из доминиканского.

Отличие китайского искусства от работ, к примеру, калининградских мастеров в том, что образы не всегда считываются с первого раза. «Конечно, это так. Самобытность, определяемая в том числе философией, — действительно уникальная черта, характеризующая китайскую культуру, и некоторые символы могут быть нам непонятны в деталях и тонкостях, — соглашается Ирина Торопова. — Наше сознание иное, но тем и интереснее разглядывать, открывать, выяснять. Мы можем посмотреть на удивительные украшения: вот, например, резная пекинская капуста, а рядом лежит колье с подвеской в виде довольно крупного поросенка. Эти символы благожелательные, они приносят богатство. Но пекинская капуста — это символ благополучия, нажитого честным путем, потому что черешки у нее белые, в то время как поросенок символизирует богатство, нажитое любым способом».




Для того, чтобы разгадать заложенный в изделиях смысл, нужно не только обладать знаниями, но и уметь разглядывать. Например, инталии (изделия с резьбой, выполненной на внутренней стороне) поначалу привлекают тем, что их поверхность выполнена в виде линзы: при повороте или изменении угла падения света на такую работу возникают различные объемные эффекты. Но искусствовед раскрывает и другой секрет: «Видите цветок пиона? Это традиционный символ женской красоты и богатства. Бабочка — тоже символ женственности, но когда мы видим их в одном изделии и при этом обращаем внимание на название „Бабочка ловит цветок“, насекомое превращается в мужской символ, и заложенный в изделии образ, конечно, приобретает эротический характер».

Китайское искусство, по сравнению с европейским, не стремится быть исключительно наглядным и определенным. А природная живописность материала дополнительно усложняет понимание и предполагает разглядывание предмета. «Янтарь — удивительный материал, он очень зависит от света и является материалом, который этот свет не только отражает, но и поглощает. Поэтому при созерцании изделий из него мы можем видеть самые разные оптические эффекты. Это, с одной стороны, очень податливый для резьбы камень, а с другой стороны — именно его цвет и включения могут создавать трудности для мастера», — поясняет Ирина Торопова.

Помимо собственно изделий из янтаря на выставке представлены вазы, предметы чайной церемонии из знаменитой исинской глины, которая, как считается, наилучшим образом подходит для изготовления чайников, образцы одежды из шелка. Есть и знаменитые китайские селадоны (это одновременно вид керамики и название глазури, которая обладает зеленовато-голубоватым тоном, близким к цвету нефрита), ценящиеся за искусственно созданную сеть трещин, которая достигается благодаря разнице температуры обжига керамики и глазури. Но даже в фарфоровой чашечке для заваривания чая заложен дополнительный смысл: блюдечко — это символ земли, крышка — символ неба, а собственно чашка — символ человека, который находится между ними.



Экспозиция завершается образцами элитных сортов китайского чая: разновидности зеленого — «изумруд» и красного — «рубин» (то, что мы привыкли называть черным чаем). Чай, как и фарфор, шелк, порох, веер, камнерезное искусство и многое другое стали символами достижений китайской культуры.

Выставка «Душа тигра» работает в Музее янтаря до начала декабря.

Фото — Виталий Невар и Игорь Соседко

Справка

Калининградский областной музей янтаря

г. Калининград, пл Маршала Василевского, 1
2657
Реклама. Музей Янтаря

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.