Как выжить в суровом мире госзакупок

По оценкам Счетной палаты РФ, доля государства в российской экономике росла на протяжении последних 20 лет и продолжит расти в обозримом будущем. Федеральная антимонопольная служба заявляла, что, по экспертным оценкам, она уже приблизилась к 70%. При таком вмешательстве госорганов в сферу производства товаров и услуг для многих предпринимателей ключевым становится вопрос о том, как встраиваться во все более государственную экономику. Основным шлюзом в нее является система госзакупок. О том, какие неприятности ждут предпринимателей в начале работы на госзаказе и как их избежать, рассказывает специалист по судебным спорам, связанным с госзакупками, компании «Солнцев и партнеры» Татьяна Стецура.


Татьяна Стецура, специалист по судебным спорам

Первое и главное, что нужно понимать о системе госзакупок: профильное законодательство не устанавливает баланса интересов между госзаказчиком и поставщиком. Последний находится в более ущемленном положении. Основная санкция для подрядчика, не справившегося с госзаказом — включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Но аналогичного реестра недобросовестных заказчиков не существует. То есть если заказчик нарушает условия договора (не платит или уклоняется от приемки товара), его нельзя наказать так же строго, как исполнителя. Эта асимметричность на практике часто приводит к необоснованным угрозам включения в РНП и шантажу.

Срок включения в РНП составляет два года. Это сопоставимо со средним сроком судебного разбирательства в нескольких инстанциях. Иначе говоря: если вы правы, а заказчик нет, вас все равно отстранят от госзаказа на два года и суд вам не поможет, потому что вы не успеете пройти несколько инстанций в разумные сроки, а вероятность, что вам сразу повезет с независимой и беспристрастной судьей в первой инстанции, очень низка. Доля судебных решений по исключению из РПН в пользу предпринимателей очень мала и составляет менее 10%. Поэтому мы, как правило, рекомендуем нашим клиентам не идти на конфликт с заказчиком и помогаем решать проблему путем переговоров. Аргументы в их пользу тоже вполне можно найти, если глубоко погружен в проблему закупок.

Часто среди предпринимателей-поставщиков встречаются «крепкие хозяйственники» или просто юридически грамотные люди, уверенные в своей правоте и готовые судиться. Но когда им рассказываешь, как на практике работает законодательство о госзакупках в УФАСе и судах, они бывают шокированы. Впрочем, инструментарий для отстаивания их интересов все же есть и при соблюдении определенных условий его удается успешно применять.

Приемка «ни о чем»

В моей практике недавно был случай успешного досудебного разрешения спора с госзаказчиком. Все шло гладко, пока на финальном этапе заказчик не заявил, что отказывается подписывать акты, а уже состоявшаяся приемка была, по его словам, «ни о чем», и такой товар ему не нужен. Поставщик оказался в тяжелом положении: деньги на товар потрачены, товар соответствует техзаданию и уже поставлен заказчику, но от подписания акта приемки он отказывается, более того — угрожает включить в РНП. Поставщик обратился в нашу фирму, и мы начали разбираться в ситуации. Как удалось выяснить, заказчик некачественно составил техзадание и фактически заказал не тот товар, который ему был действительно нужен. Понял он это только на этапе приемки и хотел свою ошибку списать на действия «недобросовестного поставщика». Мы решили действовать экстренно и по всем направлениям: в течение трех дней направили претензию заказчику, жалобу в УФАС и следом иск в суд. Заказчик не ожидал такого форсированного развития событий, видимо, полагал, что будет больше «времени на раскачку» и давление, в результате после нескольких телефонных переговоров со мной он довольно быстро согласился на заключение мирового соглашения. Таким образом, товар был принят и оплачен без единого судебного заседания.

Далеко не все заказчики бывают такими «пугливыми» и сговорчивыми, поэтому выбор юридической стратегии всегда индивидуален и зависит от откровенности и полноты рассказа наших клиентов.

Разборные конюшни

Один мой клиент из другого региона заявился на господряд по поставке «сборно-разборных» конюшен. Когда контракт был заключен, выяснилось, что схемы-проекта для строительства конюшен нет и строить предлагается на самом деле не «сборно-разборный» объект, а полноценные капитальные строения с заливкой фундамента. Просто заказчик не хотел проходить более жесткую и длительную систему согласований для капитальных строений и написал в техзадании, что предметом «поставки» (а не строительства) являются «сборно-разборные конструкции». На деле выяснилось, что параметры техзадания являются невыполнимыми, потому что заявленное количество денников (стойл) физически не помещается в габариты конструкции.

В итоге клиент поддался давлению заказчика и предпочел договориться: заказчик пообещал ему, что закроет глаза на срыв сроков по контракту, а подрядчик взамен разработает проект и учтет не прописанные в закупке дополнительные «хотелки» заказчика. Подрядчик со своей стороны выполнил все капризы заказчика, за счет чего ушёл в миллионный убыток, а заказчик после приемки отказался оплачивать даже те деньги, которые были прописаны в контракте — вычел из цены контракта неустойку за срыв сроков в размере ⅔ от цены, то есть нарушил джентельменское соглашение. И только на этой стадии клиент понял, что следует обратиться к юристу. После долгого и сложного судебного спора мне удалось доказать правоту подрядчика, но клиент все равно остался в минусе. Поэтому перед участием в закупке следует максимально детально изучить реалистичность и выгодность поставки предмета закупки. А если вы всё-таки заключили неисполнимый контракт, идите к юристу, а не к заказчику. Если бы клиент из приведенного примера пришел ко мне сразу после заключения такого контракта, я бы его убедила расторгнуть контракт в одностороннем порядке через суд, а не исполнять то, что исполнить невозможно, да ещё и себе в убыток.

Шаткие договоренности

В процессе исполнения закупки важно не идти на конфликт и договариваться с заказчиком, но при этом грамотно фиксировать договоренности. В моей практике был случай, когда госструктуры закупили топливо для обогрева в зимний период. Подрядчик подписал контракт, но зима оказалась слишком холодной, и указанная в контракте марка топлива не подошла по морозостойкости. Чтобы потребители не замерзли зимой, поставщик, доплатив свои деньги, закупил более морозостойкое топливо. Об этом они договорились с заказчиком, который был прямо заинтересован в том, чтобы ресурс для отопления был пригоден в суровые зимние температуры, но побоялся вышестоящего начальства и не стал оформлять допсоглашение с фиксацией изменений марки топлива.

В итоге отопительный сезон прошел без ЧС, заказчик «выдохнул с облегчением», но нашлись конкуренты нашего клиента, которые написали заявление в полицию о несоответствии марки поставленного топлива условиям контракта, и подрядчик оказался под угрозой уголовного преследования. Этого риска можно было избежать, если бы подрядчик своевременно обратился к нам и зафиксировал согласие заказчика на бумаге через подписание соглашения о поставке товара с улучшенными характеристиками.

Сфера госзакупок полна юридических тонкостей, подводных камней и негласных договоренностей. Поэтому, чтобы мучительно не выбираться из РНП и не заниматься подневольной благотворительностью в пользу заказчика, рекомендуем в спорных ситуациях обращаться за консультацией к профессионалам, не дожидаясь развития конфликта и наступления финансовых и репутационных последствий.

Справка

Солнцев и партнёры юридическая фирма

г. Калининград, ул. 9 Апреля, 7, эт. 1
3685
Реклама. «Солнцев и партнёры»

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.