Сразу предположу, что для наших властей всех мастей важен процесс. Ведь в процессе зашифрована надежда на светлое будущее, а значит, можно бесконечно обещать жителям и избирателям комфортную жизнь. Сначала приняв генплан (2006 год), затем через 4 года (2009 год) — правила землепользования и застройки, теперь выясняется, что без стратегии благоденствия было не достичь. Так ли это?
В планах все есть, а на деле?
Возьмем для понимания ситуации только один аспект развития города. Самая больная тема на сегодня — транспорт. Так вот, мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта есть в генеральном плане. Более того, как говорится в пояснительной записке, они предложены с учетом международных, федеральных, региональных и областных программ. И не только: «С учетом анализа реконструкции европейских городов применительно к специфическим условиям Калининграда генеральным планом намечены основные принципиальные планировочные подходы. Проектом предлагается дальнейшее развитие
Что из этого выполнено за семь лет реализации генплана, думаю, комментировать не надо. Однако решение транспортных проблем города есть. Нет одного — денег на его выполнение. Но ведь и новый генплан денег не прибавит. Более того, его разработка обойдется минимум в 12 миллионов рублей. Может, на эти деньги спроектировать один из запланированных мостов? Это, конечно, вопросы риторические. А вот в анализе исполнения плана реализации генерального плана Калининграда проблемы стратегического и оперативного управления развитием Калининграда указаны. Цитирую: «Задача стратегического развития города в настоящее время решается неэффективно по следующим причинам:
— отсутствие действующей стратегии городского развития;
— отсутствие в принятом генеральном плане развития города действующей системы мониторинга и актуализации данных, а также отсутствие при его разработке зафиксированных стратегических целей развития города;
— отсутствие синхронизированной между собой системы стратегического и оперативного управления развитием города».
Последний пункт у меня, например, вызывает тревогу по поводу светлого будущего в принципе. Когда стратегия и тактика существуют сами по себе, вряд ли можно рассчитывать на достижение
О стратегии, которая писалась пять лет
Разрабатывать, как выясняется, такой важнейший для Калининграда документ, как «Стратегия
Проект стратегии развития города Калининграда в области градостроения, в том числе границ резервирования земель для перспективного развития муниципалитета, рассматривался на заседании правительства Калининградской области еще через год — 27 сентября 2011 года. После чего администрации городского округа «Город Калининград» поручалось совместно с Агентством по градостроению доработать стратегию с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений. Доработанную стратегию вновь рассматривали на заседании правительства Калининградской области 20 декабря 2011 года. Но с принятием не торопились. Всего пару лет потребовалось для того, чтобы временные рамки, определенные для реализации стратегии, городским властям показались маловаты.
И вот 19 сентября 2013 года на заседании комиссии городского совета депутатов по стратегическому развитию, привлечению инвестиций и энергоэффективности вновь рассматривается вопрос о внесении предложенных депутатами изменений в текст проекта «Стратегии
Так куда мы теперь идем?
«Если вы хотите
А в такую многозначительную формулировку, как «приоритеты развития Калининграда и указанные принципы территориального развития должны быть учтены при актуализации существующего генерального плана городского округа „Город Калининград“ и корректировке правил землепользования и застройки», добавлено только «или разработке нового генерального плана».
Сценария развития — четыре
Пессимистический, промышленный, коммуникационный (рисковый) и смешанный. Какой взят за основу — неизвестно.
А вот реализация стратегии
Стратегическими целями на первом этапе будут:
1. Развитие человеческого капитала, обеспечение экономики города трудовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами.
2. Создание условий для развития туризма, организации экспозиционной деятельности, проведения форумов и международных конференций.
3. Развитие
4. Развитие инженерных инфраструктур и формирование комфортной городской среды.
5. Развитие
6. Создание среды, благоприятной для ведения бизнеса.
7. Создание условий для развития инновационной экономики.
8. Повышение эффективности управления и качества стратегического планирования.
На втором этапе (2020–2035 годы) основной акцент будет сделан на развитие города как коммуникационной площадки между Россией и Европой.
Стратегическими целями на втором этапе будут:
1. Развитие коммуникационной деятельности (форумы, конференции).
2. Развитие экспозиционной деятельности.
Отдельной задачей как на первом, так и на втором этапе является разработка программы межмуниципального сотрудничества с соседними муниципальными образованиями, прежде всего с муниципальным округом «Гурьевский муниципальный район» в части территориального развития, совместного развития инженерных инфраструктур, а также с муниципалитетами побережья для реализации совместных проектов в сфере туризма, логистики, рекреации.
В чем же фишка?
В общем, пока писали стратегию, решили, что действующий генплан устарел. Власть снова включилась в процесс. Теперь идет подготовка техзадания для написания нового генплана Калининграда. Хотя нынешний выполнен, по разным экспертным оценкам, на 10–30 процентов.
С одной стороны, генеральный план — формальный документ, который необходим каждому муниципальному образованию. С другой стороны — это план, определяющий стратегию устойчивого, сбалансированного развития города. Прежде всего генплан предполагает эффективное использование городских территорий. В нем учтены все нюансы: какие дороги необходимо строить, где должны осваиваться новые земельные участки под строительство, в каком месте должны быть расположены рекреационные зоны, парки, скверы, в каком — промышленные предприятия. Это такой всеобъемлющий документ, куда входят фактически все направления развития города.
А вот специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов
Более того, муниципальные и региональные стратегии должны быть взаимосвязаны между собой, так как муниципальная стратегия составляется, опираясь на региональную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной. В общем, нам в очередной раз прописали, как должно быть, и не дали ответа на вопрос «как это сделать?».
А вся бурная и бесконечная законодательная деятельность напоминает русскую народную поговорку — сказку про белого бычка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Пока, к сожалению, у нас все зависит от воли исполнителя.
Текст — Наталья Будоян, фото — Роман Пучко.
На правах рекламы