Можно бесконечно обещать жителям и избирателям комфортную жизнь

Сразу предположу, что для наших властей всех мастей важен процесс. Ведь в процессе зашифрована надежда на светлое будущее, а значит, можно бесконечно обещать жителям и избирателям комфортную жизнь. Сначала приняв генплан (2006 год), затем через 4 года (2009 год) — правила землепользования и застройки, теперь выясняется, что без стратегии благоденствия было не достичь. Так ли это?

В планах все есть, а на деле?

Возьмем для понимания ситуации только один аспект развития города. Самая больная тема на сегодня — транспорт. Так вот, мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта есть в генеральном плане. Более того, как говорится в пояснительной записке, они предложены с учетом международных, федеральных, региональных и областных программ. И не только: «С учетом анализа реконструкции европейских городов применительно к специфическим условиям Калининграда генеральным планом намечены основные принципиальные планировочные подходы. Проектом предлагается дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры магистральной улично-дорожной сети с организацией двух перспективных транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным движением „север-юг“ и „восток-запад“. Основу этой системы составляют следующие крупные элементы: реконструкция существующих мостов и строительство новых мостовых переходов через Преголю и морской канал — скорейшее завершение строительства моста в створе ул. 9 Апреля с выводом транспортных потоков в обход существующего эстакадного моста по ул. Ленина; строительство дублера двухъярусного моста и его реконструкция; строительство моста через морской канал с целью вывода западного транзита из центра города; реконструкция Берлинского моста; перспективное строительство моста в восточной части города».

Что из этого выполнено за семь лет реализации генплана, думаю, комментировать не надо. Однако решение транспортных проблем города есть. Нет одного — денег на его выполнение. Но ведь и новый генплан денег не прибавит. Более того, его разработка обойдется минимум в 12 миллионов рублей. Может, на эти деньги спроектировать один из запланированных мостов? Это, конечно, вопросы риторические. А вот в анализе исполнения плана реализации генерального плана Калининграда проблемы стратегического и оперативного управления развитием Калининграда указаны. Цитирую: «Задача стратегического развития города в настоящее время решается неэффективно по следующим причинам:

— отсутствие действующей стратегии городского развития;

— отсутствие в принятом генеральном плане развития города действующей системы мониторинга и актуализации данных, а также отсутствие при его разработке зафиксированных стратегических целей развития города;

— отсутствие синхронизированной между собой системы стратегического и оперативного управления развитием города».

Последний пункт у меня, например, вызывает тревогу по поводу светлого будущего в принципе. Когда стратегия и тактика существуют сами по себе, вряд ли можно рассчитывать на достижение каких-либо целей.

О стратегии, которая писалась пять лет

Разрабатывать, как выясняется, такой важнейший для Калининграда документ, как «Стратегия социально-экономического развития городского округа „Город Калининград“ на период до 2025 года», муниципальные власти начали еще в 2009 году. В марте 2010-го на депутатских слушаниях, посвященных реализации генплана, тогдашний председатель горсовета Александр Пятикоп заявлял: «В горадминистрации утверждают, что стратегия написана и проходит согласование и утверждение. Вот только этот процесс длится уже год». Но это только начало эпопеи.
Проект стратегии развития города Калининграда в области градостроения, в том числе границ резервирования земель для перспективного развития муниципалитета, рассматривался на заседании правительства Калининградской области еще через год — 27 сентября 2011 года. После чего администрации городского округа «Город Калининград» поручалось совместно с Агентством по градостроению доработать стратегию с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений. Доработанную стратегию вновь рассматривали на заседании правительства Калининградской области 20 декабря 2011 года. Но с принятием не торопились. Всего пару лет потребовалось для того, чтобы временные рамки, определенные для реализации стратегии, городским властям показались маловаты.

И вот 19 сентября 2013 года на заседании комиссии городского совета депутатов по стратегическому развитию, привлечению инвестиций и энергоэффективности вновь рассматривается вопрос о внесении предложенных депутатами изменений в текст проекта «Стратегии социально-экономического развития городского округа „Город Калининград“ на период до 2025 года». Докладчик — заместитель председателя комитета экономики, финансов и контроля администрации города, начальник управления экономического развития Владимир Кузин — сообщил, что в связи с необходимостью разработки нового генерального плана на период до 2035 года и рядом других причин целесообразно продлить на это же время и срок действия стратегии. Соответствующие изменения уже практически проведены, текст проекта стратегии администрация готова представить на обсуждение депутатского корпуса. Владимир Кузин рассказал о последних внесенных в стратегию изменениях. Они, в частности, касаются принципов обеспечения потенциальных промышленных площадок инженерной инфраструктурой, а также планов вывода из центра Калининграда экологически неблагополучных и нерентабельных производств. Все положения, по его словам, согласованы с правительством области. Не обошлось без пафоса. «Основные принципы стратегии — комфортность проживания для горожан и привлекательность для инвесторов, — подытожил председатель комиссии Олег Петросов. — Стратегия — основной документ, определяющий пути развития Калининграда. На его основе структурные подразделения будут разрабатывать программы развития — инфраструктуры, застройки, транспорта, туризма, озеленения, в том числе и с учетом предстоящего чемпионата мира по футболу. Горизонты планирования увеличены согласно федеральным нормативам. Срок стратегии — до 2035 года — отвечает и потребностям потенциальных инвесторов, ведь сроки окупаемости большинства проектов выходят за рамки привычных пятилетних планов». Не смолчал и председатель горсовета Андрей Кропоткин: «Стратегия — это будущее нашего города и его жителей, которые должны знать, куда и зачем мы идем». 9 октября документ был вынесен на обсуждение городского совета и единогласно принят.

Так куда мы теперь идем?

«Если вы хотите какой-то конкретики, то, безусловно, она определена. Это развитие инфраструктуры, подъездных путей от границы и из аэропорта. Это, безусловно, чемпионат мира по футболу 2018 года — особое внимание уделено застройке острова Октябрьского. Это сохранение зеленых насаждений, соблюдение регламента по застройке, развитие скверов и парков», — пояснил председатель комиссии Олег Петросов. Если кто-то не поленится прочитать пояснительную записку к действующему генеральному плану Калининграда и сравнить его с новой стратегией развития, вряд ли найдет более двух отличий. Некоторые места просто тупо переписаны. Например, такие глубокие мысли: «Территориальное развитие Калининграда в краткосрочной и долгосрочной перспективе должно основываться на следующих принципах: формирование максимально комфортной для временного пребывания и постоянного проживания городской среды; максимальная капитализация земельных ресурсов города (что существенно влияет на налоговые доходы бюджета), а также максимально эффективное использование неиспользуемых или неэффективно используемых в данный момент земель; переход от традиционного градостроительного зонирования микрорайонов к совмещенным многофункциональным зонам (общественно-жилым зонам, общественно-деловым зонам городского центра, производственно-деловым и торговым зонам) — совмещение деловой и жилой недвижимости с публичными пространствами».

А в такую многозначительную формулировку, как «приоритеты развития Калининграда и указанные принципы территориального развития должны быть учтены при актуализации существующего генерального плана городского округа „Город Калининград“ и корректировке правил землепользования и застройки», добавлено только «или разработке нового генерального плана».

Сценария развития — четыре

Пессимистический, промышленный, коммуникационный (рисковый) и смешанный. Какой взят за основу — неизвестно.

А вот реализация стратегии социально-экономического развития Калининграда разделена на два этапа. На первом этапе (2012–2019 годы) основной акцент сделан на развитие человеческого капитала, формирование комфортной городской среды и развитие основных городских инфраструктур, формирование новой экономики, предполагающей развитие инновационных и экологически безопасных производств, создание условий для развития малого и среднего бизнеса и туризма, развитие сотрудничества со странами Европы в различных сферах.

Стратегическими целями на первом этапе будут:

1. Развитие человеческого капитала, обеспечение экономики города трудовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами.

2. Создание условий для развития туризма, организации экспозиционной деятельности, проведения форумов и международных конференций.

3. Развитие социально-культурной сферы и спорта.

4. Развитие инженерных инфраструктур и формирование комфортной городской среды.

5. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.

6. Создание среды, благоприятной для ведения бизнеса.

7. Создание условий для развития инновационной экономики.

8. Повышение эффективности управления и качества стратегического планирования.

На втором этапе (2020–2035 годы) основной акцент будет сделан на развитие города как коммуникационной площадки между Россией и Европой.

Стратегическими целями на втором этапе будут:

1. Развитие коммуникационной деятельности (форумы, конференции).

2. Развитие экспозиционной деятельности.

Отдельной задачей как на первом, так и на втором этапе является разработка программы межмуниципального сотрудничества с соседними муниципальными образованиями, прежде всего с муниципальным округом «Гурьевский муниципальный район» в части территориального развития, совместного развития инженерных инфраструктур, а также с муниципалитетами побережья для реализации совместных проектов в сфере туризма, логистики, рекреации.

В чем же фишка?

В общем, пока писали стратегию, решили, что действующий генплан устарел. Власть снова включилась в процесс. Теперь идет подготовка техзадания для написания нового генплана Калининграда. Хотя нынешний выполнен, по разным экспертным оценкам, на 10–30 процентов.

С одной стороны, генеральный план — формальный документ, который необходим каждому муниципальному образованию. С другой стороны — это план, определяющий стратегию устойчивого, сбалансированного развития города. Прежде всего генплан предполагает эффективное использование городских территорий. В нем учтены все нюансы: какие дороги необходимо строить, где должны осваиваться новые земельные участки под строительство, в каком месте должны быть расположены рекреационные зоны, парки, скверы, в каком — промышленные предприятия. Это такой всеобъемлющий документ, куда входят фактически все направления развития города.

А вот специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, и путей их решения. А вот этого у нас и не происходит.

Более того, муниципальные и региональные стратегии должны быть взаимосвязаны между собой, так как муниципальная стратегия составляется, опираясь на региональную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной. В общем, нам в очередной раз прописали, как должно быть, и не дали ответа на вопрос «как это сделать?».

А вся бурная и бесконечная законодательная деятельность напоминает русскую народную поговорку — сказку про белого бычка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Пока, к сожалению, у нас все зависит от воли исполнителя.

Текст — Наталья Будоян, фото — Роман Пучко.

Журнал «СтройИнтерьер»

На правах рекламы 

885
Бизнес
Источник: Журнал «СтройИнтерьер»