Кто поможет погорельцам?

Меньше двух месяцев назад у семьи Кузнецовых была собственная двухкомнатная квартира на улице Парковой в поселке Прибрежный. Говорят, там еще краска после недавнего ремонта даже обсохнуть не успела. Однако их соседи сверху в ночь на третье марта устроили праздник. И развели дома костер. Алкоголь уже не грел, а электричество три месяца назад выключили за неуплату. Саша Моховиков - единственный из обитателей этой квартиры, кто остался в живых. В ту ночь он пошел в гости к соседям.
Александр Моховиков: «Я выбежал и хотел забежать домой. Я знал, что там мать больная, она не могла выйти никак. А тем еще проживал мой отчим. Они там выпивали немного. Но я уже не успел - там подъезд горел».
Теперь всех погорельцев из Прибрежного уже расселили по комнатам маневренного фонда. Что именно сказала Татьяна Кузнецова, когда увидела свое новое жилье, она повторить отказывается. Однако то, что эмоции были сильными, - понятно сразу. Именно в эти стены теперь суждено переехать Татьяне с мужем и двумя детьми. Ремонт двух комнат тянется уже второй месяц. Врезают замки, вставляют стекла и протягивают проводку.
Татьяна Кузнецова: «Живем у старшего брата. У него самого трое детей. И мы еще всей компанией к ним подвалили».
«Сами виноваты!» - говорят про Татьяну и ее домочадцев специалисты мэрии. Жилье надо было страховать. Три квартиры из восьми в сгоревшем доме на Парковой были приватизированы, но не застрахованы. И теперь их собственникам остается радоваться маневренному фонду. А он, уж извините, какой есть.
Наталья Яценко, начальник управления учета и распределения жилья мэрии Калининграда: «Если по закону - собственник обязан, во-первых, обеспечивать сохранность своего имущества».
Обезопасить всю нажитую и приватизированную недвижимость можно двумя путями. Первый: правила пожарной безопасности выучить как «Отче наш» и без сна и отдыха следить за соседями: чтобы в неположенных местах не курили и плотно краны закрывали. И второй способ: это застраховать свое жилище. К примеру, чтобы целый год не бояться ни огня, ни воды, обладателю двухкомнатной квартиры в обычной многоэтажке придется заплатить за страховой полис 400 - 500 рублей.
Ирина Вершинина, уполномоченный по правам человека в Калининградской области: «Что же касается муниципального жилья, во-первых, муниципалитет должен страховать жилье. Если он не хочет этого делать, то он обязан выдать людям квартиры такой же площади».
Но есть одна проблема: страховать свою собственность город никому не обязан. Закона об обязательном страховании муниципального жилья ни в области, ни вообще в природе не существует. А на добровольное страхование денег не хватает. Ответственных специалистов городской администрации, видимо, так страшит сама мысль о необходимости страховать жилье, что даже примерную необходимую сумму никто подсчитать не берется.
Лидия Мыслицкая, директор страховой компании: «Был лет 8 назад такой пример. С одной администрацией района мы хотели просчитать стоимость страховых возмещений и страховую сумму. И это упирается сразу в денежные средства. А у них в бюджете такое не предусмотрено».
Калининградские страховщики уже предлагали нашим муниципалам последовать примеру Москвы. Десятый год в столице городскую собственность власти страхуют совместно с жителями.
Сначала большую часть расходов муниципалы брали на себя. Теперь за сохранность крыши над головой московские власти и московские жители платят пополам. Программа страхования эта добровольная. В среднем ее участники платят около сотни рублей в месяц. Окупаемость предприятия, по признанию самих страховщиков, - предельна.
Самим страховщикам забота о муниципальном жилье - только лишняя головная боль. Возможная прибыль - минимальна. Видимо, поэтому до сих пор так и не договорились представители страховых компаний с муниципальными властями. Никому это сотрудничество больших барышей не сулит. А тем временем в комнатах маневренного фонда и у родственников постоянной жилплощади уже ожидают почти триста калининградских семей. Это более тысячи человек. Чтобы обеспечить их всех квадратными метрами, городу нужна солидная сумма. Не меньше трехсот миллионов рублей.
Жители знаменитого дома с аптекой по улице Фрунзе в Калининграде покинули стены этой исторической развалины еще 20 лет назад. И только в этом году те из них, кто дождался, получили постоянное жилье. В общей сложности из комнат маневренного фонда в Калининграде в этом году съехали три десятка семей. Но это те, чье жилье развалилось от старости. Погорельцы в этом году новоселий не отмечали.
Ежегодно только в областном центре огонь лишает крова как минимум 10 семей. Так в очереди на новые квартиры появляется еще несколько сотен человек. Власть имущие разводят руками: «Стихия!».
Что спасет от беды – страх перед огнем или страховка от пожара?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: ГТРК "Янтарь"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.