Пенсия для рыбака

В Калининграде впервые в России группа граждан воспользовалась законным правом на отстаивание своих интересов

Александр Белоусов, возглавляющий региональную ассоциацию рыбаков, четыре десятилетия ходил в море. «Ныне моей нищенской пенсии, - с горечью говорит ветеран, - не хватает, чтобы пойти на похороны к товарищам. Стыдно, обидно и горько за мою страну и нашу власть».

«Не так давно встретился со своей бывшей подчиненной - корабельной прачкой, - развивает мысль своего товарища капитан-наставник Евгений Мухин. – Она вспомнила, что я ей обещал в далеких семидесятых: зарплата капитана когда-нибудь сравняется с зарплатой прачки. Теперь мы получаем почти одинаковую пенсию – но тогда, в Советском Союзе, я совсем не это имел в виду! Мы многое сделали для области: один рыбак обеспечивал работой десять-двенадцать человек на берегу. На деньги, полученные за добытую рыбу, строился Калининград, и возрождалась область. И люди не щадили себя: двести калининградских рыбаков погибли в море».

«Как назвать Родину, которая, выжав из нас силы и нервы, оказалась не в состоянии оплатить достойную старость? - задает вопрос капитан дальнего плавания Вячеслав Морозов. – Мы прошли через тесные кубрики на СРТ, четырехместные каюты на «бармалеях», питались пищей из несвежих продуктов, пили ржавую воду. По молодости ничего, а на пенсии лечить желудки и зубы – денег нет».

Правительство Российской Федерации установило ветеранам рыбного флота, вышедшим на пенсию до 1 января 2002 года ограничительный коэффициент 1,2 отношения среднемесячной зарплаты пенсионера за определенный период работы к средней зарплате по стране.( Для моряков он в среднем равен 2,5.) И сразу свыше девяти тысяч пенсионеров калининградского рыбопромыслового флота оказались за чертой бедности. Рыбная промышленность в Калининградской области традиционно занимала особое место, ее удельный вес до 1990 года в общем объеме промышленного производства составлял свыше 30 процентов. Размеры пенсий у тех, кто годами кормил страну рыбой, кто десятки лет простоял на штормовой палубе, не выше чем у людей береговых профессий. Это при том, что Всемирной организацией здравоохранения научно доказано: труд рыбака в море по экстремальности и нервно-психическому воздействию на организм человека может быть сравним с профессиями шахтера, летчика и даже космонавта. Статистика свидетельствует, что только единицы специалистов рыбопромыслового флота по состоянию здоровья могут работать в море до 55 лет. А тут еще такая вопиющая несправедливость с индивидуальным пенсионным коэффициентом.

Руководители организаций ветеранов флота рыбной промышленности пошли по чиновничьим инстанциям – помогите снять ограничительный коэффициент. Увы, поддержку нашли лишь в координационном совете ассоциации малого бизнеса области. Совет, руководители организаций ветеранов-рыбаков провели несколько круглых столов, рассмотрели несколько вариантов решения проблемы.

- Рыбаки предлагали обратиться в Правительство РФ, в Госдуму и к Президенту с просьбой отменить ограничительный коэффициент, - рассказывает председатель Координационного комитета ассоциации малого бизнеса Иван Зубко. - Однако, как известно, на подобные обращения приходят чиновничьи отписки. Здесь нужна готовая законодательная инициатива, четко сформулированная поправка в закон « О трудовых пенсиях». С такой законодательной инициативой может выступить наша областная дума. Но тут возникает проблема. Законодательная инициатива, касающаяся распределения федеральных бюджетных денег, требует и финансово- экономического обоснования в масштабе всей России. Произвести такие расчеты нашей областной думе не под силу. Поэтому мы пошли по второму пути, позволяющему помочь нашим рыбакам уже в этом году, разработали проект областного закона «О ветеранах флота рыбной промышленности Калининградской области».

В законопроекте предусматривается ряд мер социальной зашиты этой категории калининградцев. А для внесения проекта в областную думу решили воспользоваться правом, предоставленным нам законом о гражданской законодательной инициативе. Сегодня много говорят о формировании в России гражданского общества. Наша инициатива- это и есть пример, когда группа граждан намерена воспользоваться законным правом на отстаивание своих интересов.

Я ознакомился с этим законопроектом. Им, в частности, предусматривается, что к ветеранам флота рыбной промышленности области относятся граждане, постоянно проживающие на территории области и проработавшие в должностях плавсостава не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин, достигших пенсионного возраста и вышедших на пенсию до 1 января 2002 года. В законопроекте предусмотрены меры социальной поддержки в отношении ветеранов-рыбаков: оплата в размере 50 процентов общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта( кроме такси), бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, бесплатное оказание медицинской помощи, ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей. Данный перечень соответствует льготам, установленным законодательством ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным. Инициативная группа также предусмотрела, что в год 60-летия образования области ветеранам-рыбакам приятно будет получить специальное удостоверение и нагрудный знак.

22 декабря прошлого года Калининградская областная дума, наконец, после длительных проволочек, приняла положительное решение и зарегистрировала инициативную группу по выдвижению гражданской законодательной инициативы – проекта областного закона « О ветеранах флота рыбной промышленности Калининградской области». Таким образом, рыбаки создали очень важный прецедент. Впервые за много лет в стене чиновничьего равнодушия пробита брешь, власть дрогнула под мощным людским напором и пошла на уступки.

Ветераны- рыбаки в течение двух месяцев собрали свыше 7000 подписей в поддержку законопроекта и передали их 6 марта в областную думу. Как сообщили «Правде.Ру» в пресс-службе областной думы, собранные подписи проверили и признали, что собраны они в рамках закона. Законопроект поступил в комитет по социальной политике и здравоохранению, который возглавляет депутата Владимир Багалин. Из депутатов и представителей ветеранских организаций рыбопромыслового флота создана рабочая группа по доработке законопроекта. Он также направлен губернатору области.
Источник: Правда.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.