Прощай, рельсобус?: почему власти Калининграда уже не боятся непопулярных мер

Все новости по теме: Транспортные проблемы

758df78f7e4b482be5b6a7df02f43970.jpg

Накануне мэр Калининграда Александр Ярошук сделал заявление, которое повергло в шок многих жителей бывшего Балтрайона. По его словам, с 1 января эту часть города с центром больше не будет связывать рельсобус. Причины называются сугубо экономические, но у ситуации есть и очевидная политическая подоплека. Об этом — в материале корреспондента «Нового Калининграда.Ru». 

Первый рельсобус побежал от остановочного пункта «Киевская», расположенного в районе улицы Садовой, в конце марта 2014 года. Тогда проект подавался как способ облегчить существование жителям Московского района, задыхавшимся в пробках. Так сложилось, что попасть в остальную часть города оттуда можно лишь через один из трех узких мостов (если не считать объезд по Окружной). Каждая поездка в час пик для «аборигенов», не обладающих собственным авто, выливалась в мучительные попытки выжить в общественном транспорте.

При этом город обладает разветвленной внутригородской сетью железных дорог, доставшихся ему в наследство от тех, кто жил здесь до войны. Использование этой сети 2,5 года назад подавалось как чрезвычайно прогрессивный шаг, а неиспользование — едва ли не преступным. Городские власти оказались столь щедры, что не просто запустили рельсобус, но и «приклеили» к нему специальный маршрут автобуса № 1ж, который бесплатно (!) ехал к о.п. «Киевская» от улицы Кошевого.

Новый проект оказался чрезвычайно популярным. Еще бы: время в пути до Северного вокзала — около 12 минут; общая стоимость проезда в автобусе по маршруту «1ж» и рельсобусе — 15 рублей (цены 2014 года). «Проблема с выездом наших калининградцев, нашего населения настолько огромная — они уже замучались по 2 часа! — говорил в день запуска проекта глава города Александр Ярошук. — А так, представьте, два часа в дороге — или 12 минут». Уже в сентябре 2014 года рельсобус стал двухвагонным, а в засыпанной благодарностями мэрии с гордостью заявляли, что на него даже пересели «некоторые девушки со своих „БМВ“».

67e174ea88b5f20ebeb0068e29ca6fb0.jpg

Правда, уже в конце 2014 года появились осторожные высказывания мэра на тему, что-де проект для бюджета дороговат. В январе 2015-го были отменены два рейса (туда и обратно). Но тогда для общественного транспорта по причине аварийности был закрыт мост на Аллее Смелых. Затем его ремонтировали, и поднимать тему было не с руки; потом настала очередь моста на улице Суворова. Тем временем со дня запуска рельсобуса прошло 2,5 года, и горожане настолько к нему привыкли, что стали считать чем-то само собой разумеющимся.

И зря. Первый громкий звонок прозвучал две недели назад. Правда, тогда Александр Ярошук, пусть неуверенно, но все же говорил, что городские власти намерены в будущем году рельсобус сохранить, а отменить лишь маршрут автобуса «1ж». «Речь здесь в чем. Мы пускали челнок, бесплатный автобус, который собирал людей по Московскому району. Для граждан это было шикарно, себестоимость была огромной для бюджета, это были колоссальные траты. Поэтому, скорее всего, уберем этот челнок, который бесплатно ходил. Люди многие доходят пешком к нему. Сам рельсобус, скорее всего, останется», — предполагал градоначальник. При этом буквально на следующий день Калининградская железная дорога подтвердила чрезвычайную востребованность проекта: по итогам ноября пассажиропоток на данном направлении вырос более чем в 1,5 раза, составив 10 тыс 350 человек; увеличение произошло за месяц.

Но к концу декабря риторика горвластей стала куда жестче. Во вторник Ярошук огорошил горожан намерением с 1 января 2017 года рельсобус полностью отменить. Причины названы сугубо экономические: по словам мэра, себестоимость одной поездки на рельсобусе составляет около 75 рублей, вместе с бесплатным автобусом № 1ж это свыше 90 рублей — при том, что для пассажира билет стоит столько же, сколько на другие виды общественного транспорта. Мэр связал грядущую отмену с недавним вводом в эксплуатацию путепровода на ул. Суворова: мол, мост отремонтирован, транспортные проблемы для жителей Московского района теперь не столь остры, поэтому критичным это решение ни для кого не станет. О преступном неиспользовании железнодорожной сети — больше ни слова.

4cc750efbef57393e2328845afd1864d.jpg

Что характерно, решение принято абсолютно единолично, даже без видимости совещаний с депутатами горсовета. В среду ни председатель последнего Андрей Кропоткин, ни его заместитель Андрей Шумилин не были в курсе. «Видимо, дело в доплате, которая перечислялась железной дороге, — дипломатично предположил Кропоткин. — Мы будем обязательно это обсуждать, но он (Ярошук — прим. „Нового Калининграда.Ru“) к нам еще не выходил с этим».

Видимо, дело действительно в доплате: разницу между себестоимостью проекта и деньгами, которые отдавали за билет горожане, оплачивал бюджет Калининграда. В нынешнем году эта разница составила 12 млн рублей (всего железная дорога получила за перевозки по данному маршруту 13,9 млн). Немало, но и не так уж много для того, чтобы 6-7 тыс пассажиров (в среднем за месяц) чувствовали себя людьми. В любом случае, анонсированное 15-процентное повышение стоимости билетов на пригородные поезда (а оно, по всей видимости, и сыграло роковую роль) наверняка не было бы критичным.

Проблема в том, что в этом году (и в последующие годы тоже) отменяются выборы мэра Калининграда — городом будет управлять фактически мэр-назначенец, — и поэтому в администрации больше не боятся принимать непопулярные решения. Да и такая логика не исключается: калининградцы «проглотили» крайне неудобную новую транспортную схему — наверняка «проглотят» и отмену рельсобуса. 

«Слов нет! Из-за дебильной схемы транспорта народ массово пересел на авто, теперь из Балтрайона можно было нормально выехать только на рельсобусе!» — это один из самых мягких комментариев под новостью о планах мэрии. Тем, кто сейчас возмущается, три месяца назад, когда проходили выборы в Облдуму, наверняка даже в голову не могло прийти, что последствия будут именно такими. А связь здесь самая прямая: большинство выбранных ими (или невыбранных, учитывая явку) «региональных» депутатов проголосовали за новую схему управления Калининградом, даже не задумываясь о том, что будет дальше.       

Но зато глава региона Антон Алиханов, надо отдать ему должное, очень быстро отреагировал и примерил на себя роль «доброго полицейского». По его мнению, маршрут «является особенно востребованным и значимым», и рельсобус нужно сохранить. Похоже, жителям Московского района остается надеяться только на какие-никакие, но выборы губернатора, предстоящие в сентябре.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Ошевская

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.