С войной покончили мы счеты?

Великая Отечественная война - наиболее значимое в России событие прошлого века. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные опросов общественного мнения. К такому же заключению пришел в канун минувшего Дня Победы казанский Центр аналитических исследований и разработок, проведя социологический опрос среди учащихся вузов столицы Татарстана.

По словам директора Центра, доктора социологических наук Александра Салагаева, еще двадцать лет назад самым выдающимся событием ХХ века общественность считала Октябрьскую революцию. Сегодня ее значение в глазах соотечественников снизилось. К теме же войны с фашизмом интерес не угасает.

Чем же для казанской молодежи является День Победы? Анкетирование показало, что половина студентов воспринимают его как ведущий государственный праздник. Интерес студентов к истории Великой Отечественной войны непраздный. Во многих семьях дедушки и бабушки воевали или погибли на ее фронтах (об этом сообщили 67 процентов опрошенных), работали в тылу (54 процента). Лишь каждый четвертый заявил, что мало интересуется историей войны. Неожиданностью стало только то, что минимальный интерес к событиям военного времени отмечен среди девушек.
Если друг оказался вдруг...

В ходе опроса студентам было предложено указать основные источники информации о войне. В этом качестве опрошенные назвали кинофильмы о войне (88 процентов), уроки и учебники по истории (82), информационные телепрограммы (66), художественную литературу (53), рассказы родных (52).

Одним из самых дискуссионных стал вопрос о роли Сталина в истории войны. Можно сказать, что Победа реабилитировала вождя народов не как политика, но как Верховного Главнокомандующего. Половина молодых людей, однако, не знают, как им относиться к этой роли Иосифа Виссарионовича.

Общие оценки Сталина-политика в годы войны таковы. Отрицательно характеризуют его 43 процента учащихся, положительно - 20, затруднились ответить - 37. Как видно, отношение молодежи (как, впрочем, и представителей других возрастных категорий) к фигуре вождя остается крайне противоречивым.

А что знают молодые люди о наших союзниках в войне, и с кем, кроме фашистской Германии, воевала наша страна?

Половина опрошенных считает, что против СССР на нашей территории воевала Япония. Это неверно. Япония действительно держала крупную Квантунскую армию на Дальнем Востоке у наших границ, организовывала пограничные инциденты, "шалила" на море. Но японские войска не вели боевых действий на нашей земле. Это СССР весной 1945 года денонсировал пакт о нейтралитете с Японией, а спустя некоторое время объявил ей войну, разбил Квантунскую армию в Маньчжурии и очистил от японцев южный Сахалин и Курилы.

Испания участвовала в войне против Советского Союза на нашей территории, но всего одной дивизией, которая была разгромлена в 1941 году под Псковом. После этого диктатор Франко не посылал своих солдат в Россию. Правильно на этот вопрос ответили лишь 8 процентов опрошенных.

Итальянское и румынское присутствие на Восточном фронте верно отметили треть и пятая часть опрошенных. Большинство не ошиблось, сообщив, что войска прогермански настроенной Турции не переходили наших границ.

Каждый пятый молодой человек исключил... Великобританию и США из числа стран антигитлеровской коалиции. Францию "вывели" из антигитлеровской коалиции 15 процентов студентов.
Маршал Жуков и другие герои

Нынешняя молодежь забыла или попросту не знает о легендарном Александре Матросове - символе мужества и самоотверженности для военного и послевоенного поколений советских людей. Во время анкетирования, когда студенты отвечали на вопрос: "Сколько советских солдат повторили подвиг Александра Матросова?" - в аудиториях раздавались голоса: "А кто это? Что за подвиг он совершил?"

Между прочим, в школьных учебниках советского периода сообщалось, что во время войны более двухсот советских солдат закрыли собой амбразуры дзотов, жертвуя жизнью ради общего наступления. Однако две трети представителей сегодняшней молодежи об этом не осведомлены.

А кого из советских полководцев знают наши студенты? Бесспорным лидером по популярности является маршал Жуков, ненамного от него отстали маршалы Рокоссовский и Конев. Другие имена назывались гораздо реже.
Калининград - город-герой?

Наиболее значительным событием в истории Великой Отечественной, с точки зрения учащейся молодежи, была оборона Ленинграда. Такой ответ из восьми предложенных вариантов выбрал 41 процент студентов.

У многих со школьной скамьи осталась в памяти географическая карта боевых действий и на ней - жирная извилистая линия фронта, протянувшаяся от Баренцова моря до черноморских берегов Кавказа. Могут ли студенты вспомнить, какие советские города оказались в зоне оккупации, а до каких не дотянулась рука фашистских захватчиков?

И вот какие советские города, по мнению респондентов, были оккупированы фашистами в годы войны: Куйбышев (Самара) и Петрозаводск - так считают по 9 процентов опрошенных, Грозный - 10, Ворошиловград (ныне украинский Луганск) и Рязань - по 13, Ростов-на-Дону - 27, Брест - 65, Севастополь - 70.

Почти никто "не отдал" врагу столицу Карелии. А вот в отношении Ростова-на-Дону число неправильных оказалось значительным. Впрочем, велика погрешность ответов также по Севастополю и Бресту, находившимся в глубоком тылу противника. Возможно, героическая оборона советскими войсками базы Черноморского флота и пограничной крепости накладывается на ложные представления о том, что враг в итоге так и не овладел этими населенными пунктами. Так или иначе - налицо незнание истории.

Аналогичный вопрос был задан и в отношении оккупации городов "третьего рейха". Известно, что территория Германии после войны была разделена на четыре оккупационные зоны между СССР, США, Великобританией и Францией. Какие немецкие города оказались в советской зоне оккупации после войны? Ответы на этот вопрос разделились следующим образом: Дрезден упоминается 38 процентами опрошенных, Мюнхен - 32, Лейпциг - 30, Гамбург - 23, Бремен - 18, Эссен - 8. Правильный ответ, как известно, Дрезден и Лейпциг.

За героическую оборону нескольким городам СССР было присвоено почетное звание "Город-герой". В 1945 году его удостоились Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Позднее в этот список были включены Москва, Киев, Новороссийск, Керчь, Тула, Минск и Брестская крепость.

Большинство опрошенных (72 процента) "наградили" почетным званием Курск. По-видимому, слава Курской битвы ассоциируется с областным центром, героической обороны которого не было. Смущает и присвоение почти половиной студентов почетного звания города-героя Калининграду - некогда столице Восточной Пруссии Кенигсбергу. Этот город упорно обороняли, но не советские войска, а... фашисты в 1945 году. Многие студенты и ведать не ведают, что до окончания Второй мировой войны этот город был не советским, а немецким.

Самым обделенным вниманием городом оказалась Тула. По каким-то причинам ее ратный подвиг не остался в их памяти.
Неизвестная цена героизма

Победа далась неисчислимыми людскими потерями. Попытки оценить точные масштабы жертв среди военнослужащих и мирного населения предпринимались регулярно, но к единому мнению на сей счет до сих пор не пришли даже специалисты-историки. (Напомним, официальная версия - 27 миллионов погибших с советской стороны и 6,5 миллиона - с немецкой.) Среди учащихся немало тех, кто вообще не осведомлен о количестве погибших в годы войны или представляет это число крайне приблизительно. В некоторых случаях опрошенные опрометчиво сообщали, что немецкие потери в живой силе больше советских. В общем же доля тех, кто дал более-менее правильный ответ по потерям с советской стороны, превышает четверть опрошенных, с немецкой - не более десяти процентов.

На временно оккупированных фашистами территориях СССР развернулось партизанское движение, которое не сводилось только к военному сопротивлению и организации партийного подполья. Это были также саботаж, срыв угона населения в фашистскую Германию в качестве рабской силы, диверсионные действия на предприятиях. Было движение сопротивления и в других оккупированных фашистами странах, но его масштабы не сравнимы с тем, что происходило на оккупированных территориях Отечества.

"Как формировались партизанские отряды?" - спросили социологи у казанских студентов. Им было предложено на выбор два варианта ответа - на добровольных началах и путем мобилизации. Казалось бы, ответ очевиден. Однако правильно ответили чуть менее половины опрошенных (46 процентов). Видимо, считают учащиеся, в партизаны шли из-под палки.

Что касается имен наших партизан, подпольщиков, разведчиков, то у казанской молодежи более всего известна Зоя Космодемьянская. Имен других легендарных партизан, подпольщиков, разведчиков в памяти нынешнего студенчества нет.

Еще один любопытный штрих. Абсолютное большинство студентов согласны с тем, что на оккупированных территориях СССР фашистами осуществлялся геноцид мирного населения. Однако каждый десятый не уверен, что столь бесчеловечная практика действительно существовала.
Подвиг ковался и в тылу

Если о боевых действиях 1941-1945 годов и их участниках казанские студенты еще как-то осведомлены, то о тружениках тыла им практически ничего не известно. На просьбу указать фамилии известных героев тыла почти никто из участников опроса не откликнулся. Во многих анкетах встречались обтекаемые формулировки: "Все были героями", "Это моя бабушка (прабабушка)", "Весь народ", "Все дети и подростки".

Лучше студенты знают имена творцов новой военной техники. Лидерами по частоте упоминаний являются, в первую очередь, авиаконструкторы Туполев, Поликарпов, Микоян, Лавочкин, Петляков.

Среди создателей стрелкового оружия у опрошенных выделяется Калашников. Хотя в годы войны Калашников не был конструктором, а воевал на фронте сержантом, его знаменитый автомат появился в серийном производстве уже после войны. Это одна из распространенных ошибок исторической памяти. Уступают Калашникову в популярности создатели пистолетов Н.Макаров и И.Стечкин, чьи пистолеты также были созданы после войны.

Свой вклад в поддержание во время войны морального духа народа внесли и деятели искусств. Кто же остался из них сегодня в памяти молодежи? В порядке убывания это Шульженко, Бернес, Шостакович, Орлова, Утесов, Русланова. В числе самых популярных шлягеров военных лет молодежь называла "Катюшу", "Синий платочек", "Землянку", "Смуглянку-молдаванку", "Священную войну"...
Факторы Великой Победы

Зондаж исторического сознания студентов проводился и методом анализа ассоциаций - студентам предлагался ряд названий, связанных с какими-то моментами войны.

Правильную интерпретацию получили словосочетания "Курская дуга", "Второй фронт", "Большая тройка". А вот проценты правильных ответов на вопрос "О чем говорят вам следующие названия?": "План "Барбаросса" - 51, "Совинформбюро" - 35, "Хатынь" и "Бабий Яр" - по 12. Названия сожженной вместе с жителями белорусской деревни и оврага под Киевом, забитого расстрелянными телами десятков тысяч жителей Киева и пленных красноармейцев, ничего не говорят большинству сегодняшних студентов.

В исследованиях, посвященных тем или иным войнам, обычно дается анализ причин поражений и побед воюющих сторон. Молодым респондентам было предложено оценить важность факторов, обычно приводимых в учебниках и статьях по истории Великой Отечественной. Вот какими оказались результаты. Фактор, который был определен как "патриотизм и героизм советских людей", набрал больше всего баллов - 98. А вот данные по остальным: "военное искусство советских полководцев" - 88, "единство партии и народа" - 63, "географические и климатические условия СССР" - 57, "Божья воля" - 52, "превосходство советской военной техники" - 48, "руководящая роль ВКП(б)" - 34, "помощь союзников" - 32, "поддержка власти православной церковью" - 28, "гений генералиссимуса Сталина" - 24 балла.

Цифры и порядок следования факторов, согласитесь, достаточно красноречивы.
Примирение неизбежно

После войны прошло уже шестьдесят лет, Германия давно стала развитым демократическим государством. Отношения между Германией и Россией в международном контексте очень хорошие. Таким образом, жесткое противостояние в двух мировых войнах не мешает нашим странам жить сегодня не только в мире, но и дружбе.

Небезынтересно, однако, отношение к нынешней Германии на фоне других стран. Положительно к этой стране относятся 32 процента опрошенных, отрицательно - 44, к Японии - соответственно 28 и 39, Великобритании - 44 и 20, Франции - 58 и 12, США - 25 и 38, Белоруссии - 52 и 14, Латвии - 28 и 27, Грузии и Украине - по 50 и 17.

Конечно, большой корректности ответов здесь ожидать не приходится. Видимо, одни респонденты понимают вопрос как задачу определить отношение к государству, другие - к его населению, третьи - к титульной национальности, четвертые - к политике правящих кругов той или иной страны по отношению к современной России. Тем не менее интересна сама тенденция. Как видно из данных опроса, отношение респондентов к Германии в ряду перечисленных стран наиболее неприязненное. Вероятно, в действительности в сознании молодежи превалирует доброжелательное или нейтральное отношение. При этом необходимо сделать поправку на содержание и контекст анкеты, в которой разговор идет о противоборстве фашистской Германии и СССР, "подогревающим" патриотические чувства.

В отношении Франции и Белоруссии мы имеем максимальные доли положительных оценок и минимальные - негативных. Весьма символично настороженное отношение казанских студентов к США - заокеанскому союзнику в годы войны и нынешнему партнеру по международной антитеррористической операции. Но это уже совсем другая история...

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Республика Татарстан

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.