- Олег Борисович, 23 марта в Калининграде прошла акция, посвященная инвалидам-колясочникам, после которой вы рассказали, что сейчас в регионе разрабатывается специальная программа «Доступная среда». Что туда будет включено?
- Существует комплексная программа социальной поддержки населения Калининградской области. Сначала программа «Доступная среда» станет фрагментом этой программы. В новой программе речь, например, идет о доступности транспорта. Но нужно понимать, что автобусы или троллейбусы закупает муниципалитет по конкурсу. У нас с Алексеем Силановым (и.о. заместителя главы администрации по социальным вопросам - прим. «Нового Калининграда.Ru») полное понимание в видении этой проблемы. Администрация уже в конкурсную документацию для автоперевозчиков ввела дополнительные требования по транспорту для инвалидов. Сегодня, чтобы выиграть конкурс, нужно иметь в автопарке определенную долю автобусов, доступных для колясочников. Другое дело, если водители будут подъезжать, так как сегодня это делают, не заезжая в «карман», то это бессмысленно. Но это уже вопрос и к водителям автобусов, и к водителям автомобилей, которые паркуются на остановках.
- Что еще будет входить в программу кроме транспортной доступности?
- Доступность инфраструктуры. В частности, у нас на сегодняшний день несколько госучреждений, в том числе социальных, не имеют пандусов. В некоторых случаях их там просто построить невозможно из-за конструктивных особенностей. Поэтому мы предложили, как вариант, покупку ступенькоходов. Сейчас мы обратились к губернатору с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении ступенькоходов, чтобы, сделать учреждения более доступными. Но это, конечно, не единственный шаг на пути к доступности среды.
- И каковы сроки реализации этой программы?
- Программа будет разрабатываться в очень сжатые сроки и в этом году будет представлена. В этом году мы начнем, а в следующем году продолжим реализацию более масштабно. Еще раз повторю, что существует все-таки разграничение полномочий, и многое зависит от муниципалитетов. Мы не можем сами сделать бордюры ниже – необходимо содействие городских властей. Но в то же время, в новых домах уже устанавливаются подъемники и пандусы. Так что движение в этом направлении есть. Сейчас новый дом без транспортной доступности не должен приниматься комиссией.
- Можете назвать сейчас самую главную проблему социальной политики в Калининградской области?
- Проблем много, но главная, на мой взгляд, проблема на сегодня - проблема заработной платы социальных работников. О заработной плате можно говорить эмоционально, и большинство людей скажут, что им мало платят. Но есть объективные параметры. В частности, мы провели мониторинг заработной платы в социальной сфере. На сегодняшний день социальные работники получают меньше всех. То, что врачи и учителя получают больше, это объяснимо. Но для меня совершенно не объяснимо, пусть они не обижаются, почему больше, чем социальные работники получают, например, работники культуры. Никогда не поверю, что ухаживать за лежачими больными проще, чем работать в музее или доме культуры. Не говоря уже о том, что это гигантская ответственность. Ведь есть такие заболевания, когда ты можешь ребенка не так положить, и он просто может задохнуться. И почему тогда такая нищенская заработная плата? Меня это просто возмутило. И это главная проблема на сегодня.
На сегодняшний день социальные работники в учреждениях на руки получают 5400 рублей. То есть минимальную зарплату в 6 тысяч рублей. Это те люди, которые непосредственно осуществляют уход. Кроме того, во многих учреждениях сложилась ситуация, когда медицинские работники стали ставить вопрос об уходе из учреждения. Потому что у нас, допустим, медсестра получает до 10 тысяч, а в соседней больнице 14,3 тысяч рублей. А 100 евро в месяц разницы - это очень большие деньги. И складывается ситуация, когда люди, выполняя одинаково ответственную работу, получают разные зарплаты.
- И как эта проблема будет решаться в ближайшее время?
- Губернатор знаком с этой проблемой. К примеру, во время его визита в Большаково он поинтересовался у социального работника уровнем зарплаты – он получает 5400 рублей на руки. Хочу подчеркнуть, что уровень заработной платы не индексировался четвертый год. Средний уровень инфляции 9-11% в год, то есть практически десятая часть зарплаты отрезается ежегодно. Работники говорят, что их все это время кормили обещаниями, и запрещали поднимать этот вопрос. А сейчас они просто доведены до отчаяния.
В принципе, вопрос о том, что с нового года, когда будет формироваться новый бюджет, будет проиндексирована зарплата, губернатором решен – есть соответствующее поручение. Но это не окончательное решение проблемы. И сейчас прорабатывается вопрос с Министерством финансов о том, чтобы сделать поэтапное увеличение раньше.
- Оговорено, до какого уровня будет проиндексирована зарплата соцработников?
- Сейчас мы прорабатываем разные варианты, но во всей "социалке", чтобы проиндексировать зарплату, например, на 15,3% (учитывая индекс потребительских цен в 2009 и 2010 годах), цена вопроса - порядка 146 млн рублей. Это очень большие для бюджета деньги. При этом на сегодняшний день дефицит бюджета составляет 13,9%. 14% считаются придельными. То есть задача с дополнительным финансированием, мягко говоря, непростая.
Еще одна важная проблема, на мой взгляд: так же, как не индексировали заработную плату, так же не индексировались нормы питания. Сейчас в стационарах социального обслуживания для детей норма составляет 151,8 рублей в день, для взрослых – 100,3 рублей. Министерство готовит соответствующее предложение об индексации норм питания.
- Нормы питания будут меняться вместе с зарплатами соцработников?
- Да, я связываю эти проблемы. Мы не столько даже говорим о повышении, сколько об индексации. Это же застарелая проблема.
В Министерстве социальной политики 59 социальных учреждений, из них 22 комплексных центра муниципальные, 37 - областные учреждения, из которых 28 - стационары. И вот в стационарах очень много лежачих больных. Они измеряются десятками. То, как за ними ухаживают, в каком состоянии содержатся, вызывает всяческое уважение к социальным работникам.
- Правительство Калининградской области в 2010 году приняло решение об увеличении с этого года пособий на детей на 46% - со 123 рублей до 180 рублей. По-моему, это просто издевательство над матерями. Многие женщины просто не хотят идти и получать эти копейки…
- Согласен, но когда шло планирование бюджета, была возможность изменить одно пособие. На это потребовалось 40 млн рублей. Понятно, что это должна была быть адресная помощь. И понятно, что если ты берешь какое-то большее пособие, то если ты изменишь его на 20, на 30 рублей, это будет просто издевкой. Еще нужно сказать, что в среднем по России размер этого пособия не больше, то есть мы вышли на общероссийский уровень. Мало это? Чудовищно мало. Здесь я особенно хотел бы акцентировать внимание на том, что и 180 рублей, и 360 рублей, которые получают одинокие матери – тоже крохи. Хотя надо понимать, что это не средства на содержание ребенка, это – помощь. Но я полностью солидарен с теми, кто говорит, что это не деньги. Просто на сегодняшний день такая собираемость налогов, такое формирование бюджета, которое не позволяет увеличить эти суммы. Но мы инициировали увеличение пособий, и будем продолжать это делать.
Я считаю, на самом деле, что очень много сделано в социальной политике моими предшественниками. Но есть системные проблемы. Например, в этом году мы переняли полномочия по техническим средствам реабилитации, санаторно-курортному обеспечению инвалидов и компенсации жилищно-коммунальных услуг. То есть полномочия, которые до этого возлагались на Фонд социального страхования. На сегодняшний день очередь по путевкам для инвалидов – около 5 тыс человек. А денег – на 1300 путевок, ну, может быть, при удачных торгах – на 1500. А люди стоят в очереди еще с 2009 года. Как можно в этой ситуации влиять на процесс? И таких проблем у нас несколько. В этой связи я думаю создать общественный совет при Министерстве социальной политики, куда войдут многие депутаты, которые, кстати, работали с министерством, а также активные оппоненты, в том числе, выступающие в блогах и на сайтах. Пускай они совместно вырабатывают позицию, которая будет влиять на принятие решений.
Кстати, возвращаясь к разговору о пособиях... Какое пособие повышать? Давайте решать вместе. А решение об увеличении именно пособия на детей было принято на основании того, что оно востребовано и число получателей постоянно растет.
- В прошлом году в послании президента Федсобранию было уделено много внимания социальной политике в отношении семей с детьми, причем упор делался на семьи с тремя и более детьми. Мы с вами тогда тоже говорили и о земельных участках при рождении третьего ребенка, и о региональном материнском капитале. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Будут ли у нас в области поощряться женщины, решившиеся на третьего ребенка?
- Послание – это, конечно, очень важный вектор для нас, но мы давно сами были озабочены этим, изучали опыт других регионов. На сегодняшний день Министерством социальной политики инициирована разработка закона о региональном материнском капитале. Региональный закон, который сейчас находится на визировании в правительстве, предусматривает выплату материнского капитала за счет средств областного бюджета. Этот материнский капитал планируется предоставлять при рождении 3 или 4 ребенка в размере 100 тысяч рублей, при рождении 5 или последующего в размере 200 тысяч и при одновременном рождении трех и более детей – 300 тыс рублей.
- И на каких условиях эти деньги будут предоставляться семьям?
- Это самое главное. Мы серьезно обеспокоены тем, чтобы эти деньги не стали инструментом зарабатывания для асоциальных семей. Поэтому мы, в некотором смысле, проводим аналогии с федеральным материнским капиталом. Указанные денежные средства должны предоставляться спустя не менее одного года с даты рождения третьего или последующего ребенка. Могут быть использованы многодетной семьей для улучшения жилищных условий, в том числе ремонта жилого помещения, приобретения предметов длительного пользования: бытовой техники, мебели и так далее. Мне кажется, что 100 тыс – это серьезное подспорье.
- А что насчет земельных участков?
- Также прорабатывается законопроект и о предоставлении земельных участков, но, к сожалению, размер земельного участка и место его расположения мы пока не регламентируем, это будет в большей степени зависеть от глав муниципальных образований. Одна из системных проблем, и мы с этим сталкивались до послания президента, заключается в том, что хороший земельный участок в хорошем месте нужно выставлять на торги, и на него будет много претендентов, а плохой – зачем он семьям? Кроме того, на отводы и оформление участка тоже нужны деньги, и нужно понимать, откуда это будет финансироваться.
- Есть ли в планах Минсоцполитики увеличение еще каких-то выплат или пособий?
- Да, например, выплаты семьям погибших в вооруженных конфликтах. По поручению губернатора проработан этот вопрос. Было пособие в размере 2 тысяч, и оно порой делилось между родителями и семьей по 1 тысяче. Губернатор сказал, что это некорректно, и с ним трудно не согласиться. Мы предложили каждой из раздельно проживающих частей семьи платить по 2 тысячи. Это изменение, которые мы вносим в закон. Планируется, что оно начнет действовать с 1 июля 2011 года. Отметим, что у нас в области проживают 116 семей, члены которых погибли при исполнении служебных обязанностей.
- Возвращаясь к теме социальных акций, хочу спросить, какие у вас планы на ближайшее время? Вряд ли одна акция изменит положение тех же инвалидов в обществе.
- Мы уже прибегали к акциям, и еще будем проводить их, потому что я вижу функцию министерства несколько шире, чем просто выплата пособий и содержание учреждений. Но публичность в данном случае - не главный критерий. Например, мы делали акцию по размещению стикеров «Инвалид» на автобусах и троллейбусах. Пришли десятки волонтеров-студентов, совсем немного по сравнению с акцией, посвященной инвалидам-колясочникам, представителей СМИ. Кто-то из участников расстроился таким невниманием со стороны журналистов, но я им сказал: для кого мы делаем? Даже если об этом никто не узнает, все равно это нужно делать.
Сейчас мы готовим акцию, которая будет первой в России. Она проходит в 2 этапа. Первый этап – мы устроили презентацию того, что производится в наших социальных учреждениях руками инвалидов, пенсионеров. Получилось несколько сотен наименований товаров. Мы на эту выставку пригласили только руководителей сетей розничной торговли. Три сети – сеть магазинов «Семья», «Вестер» и «Виктория» подтвердили свое желание участвовать в акции и продавать товары, созданные инвалидами.
Это довольно сложный процесс – эту продукцию нужно упаковывать, сортировать, завозить. Это будут делать добровольцы из числа соцработников. Но мы осознанно идем на все эти шаги, потому что впервые в стране мы создадим прецедент, когда работы инвалидов, пенсионеров будут продаваться в розничных сетях. Вы знаете, чтобы зайти с чем-нибудь в сеть, нужно заплатить «входной бонус» – у нас в регионе до недавнего времени это было 300-500 тысяч рублей за новый продукт. Поэтому роль государства, роль региональной власти здесь важна. Мы идем тяжело по этому пути, но уже через пару недель, думаю, откроем «социальные полки», где будут товары, сделанные руками инвалидов. Дальше наше движение будет находиться в плоскости промышленного маркетинга, чтобы эти товары были еще и востребованы. Понятно, что порядка 42% уходит на разного рода налоги, но даже это позволит инвалидам, ветеранам, пенсионерам иметь хоть какой-то приработок. Кстати, принципиальная наша позиция, чтобы деньги приходили непосредственно на изготовителя изделия.
Думаю, что резонансной станет акция «Черная метка». Она будет связана с теми торговыми точками, на которых несовершеннолетним продается алкогольная продукция. Подробности говорить пока рано, но я убежден, что на определенный период это позволит решить проблему. Министерство социальной политики отвечает также за организацию детского отдыха, и нам важно, чтобы в летних лагерях не было нарушений.
Еще одна социальная акция – день министерского самоуправления, который позволит студентам проработать на каком-то месте. Это тоже наше мероприятие. Я до сих пор преподаю в университете и считаю, что нужно ориентироваться на молодежь. Здесь, в Министерстве соцполитики, одно из моих удивлений заключалось в том, что опытные "социальщики" не занимались подготовкой молодых кадров. Мы сегодня изменили ситуацию: обязали руководителей отделов подбирать молодежь. В рамках этой концепции мы обратились к разным вузам для того, чтобы во всех отделах были дублеры. И решили сделать один день самоуправления, чтобы ребята посмотрели, чем занимается министерство.
И дальше мы решили провести конкурс социальной рекламы. Вероятно, это будет совместно с БФУ имени Канта, но участвовать смогут все желающие. Уже собиралась инициативная группа. Назвали проект «СОЦиУМ». На все, о чем я говорю, подчеркиваю, не берется ни одной копейки из бюджета. Это делается по инициативе людей.
Я хочу, чтобы работа министерства была максимально прозрачной, поэтому мы в системе «одного окна» открыли call-центр. По телефону 531-231 в рабочее время можно задавать не только вопросы, но и жаловаться на работу «одного окна». Каждая жалоба ложится на стол министру. Это новшество – не только консультативная служба, но и инструмент контроля.
- Еще хотелось бы уделить внимание строительству новых объектов. Давно говорилось о строительстве, например, корпуса для воспитанников интерната для умственно отсталых детей в поселке Крылово Правдинского района.
- Есть такой детский дом-интернат. Там одни из самых тяжелых детей. Шведы из благотворительной организации «Ротари Интернешнл», которые шефствуют над этим учреждением, приезжали и предложили построить жилой корпус на 20 мест. Шведы собрали деньги и собрались строить. Но не поверите: год вся эта ситуация висела.
- По какой причине?
- Затягивание - дискредитация самой идеи благотворительности. Шведы собрали полмиллиона евро, однако, по прикидкам, такое здание, возможно, будет стоить дороже. Это и вызвало опасение у российской стороны. Мы со Штефаном Штайном (представитель международного Ротари-клуба - прим. «Нового Калининграда.Ru») поэтапно двигались по каждой позиции, которая была спорной. И пришли к тому, что на сегодняшний день договор с нашей стороны полностью подписан. В начале апреля ждем приезда шведов и начала строительства. Сейчас, выражаясь теннисным языком, мячик на их стороне.
- А будут ли у нас еще в ближайшее время открываться какие-то социальные учреждения?
- Конечно. Два объекта на пороге сдачи: одно находится в Немане – там реконструируется здание для областного геронтопсихиатрического центра, - и одно в Фурманово недалеко от Гусева. Чудовищная история с проектной документацией. В некоторых случаях она не просчитана. Строители строят и не понимают, кто им все это будет оплачивать. Оба учреждения на гране пуска в эксплуатацию. Я думаю, что мы до лета запустим в Немане, и потом запустим в Фурманово.
- Были ли проблемы со сроками на этих объектах?
- Строительство по плану должно было закончиться в этом году. Сейчас идет процесс согласования. Но за то время, пока они строились, изменились нормы, и сейчас мы сталкиваемся с непреодолимыми проблемами. С другой стороны, можно понять Госпожнадзор, который не может идти на компромисс в вопросах пожарной безопасности. Но мы каждый день идем по каждому пункту: где-то что-то выдалбливаем, достраиваем, где-то выносим наружную лестницу, чтобы эвакуировать людей во время пожара.
- Какие социальные учреждения сейчас наиболее востребованы в регионе? Вот, например, дома престарелых? Есть ли сейчас туда очередь?
- Очередь в дома престарелых есть. Небольшая. Одно из самых наших востребованных учреждений – это Дом ветеранов. В очереди порядка полутора десятков человек. Одна из наших приоритетных задач - это строительство еще одного дома в комплексе «Дом ветеранов» третьей и четвертой очереди. Это все будет в одном здании – 9-этажный, ориентировочно 80-квартирный дом, при строительстве которого будут учтены ошибки второй очереди, где, допустим, на кухне нет окна. Это очень важный социальный объект. Есть случаи, когда люди осознанно отказываются от сертификата на квартиру и хотят жить в социальном учреждении.
Нужно отметить, что сейчас изменилась структура очереди: очередь в психоневрологические интернаты сократилась, а в дома престарелых и в специальный дом-интернат выросла почти в 3 раза. Вот они сейчас более востребованы.
Текст - Мария Бочко, фото - Кирилл Клейков
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025