«Сельский учитель - не гувернантка»

Скандальная ситуация сложилась со средней школой поселка Краснолесье Нестеровского района. Впервые в учебном заведении Калининградской области появилось самообразование. Теперь школьникам старших классов не приходится сидеть за партой, писать контрольные работы и делать домашние задания. Они бастуют, не хотят ездить на учебу в соседний поселок, сидят по домам. А их родители пишут письма и звонят во все инстанции. Потому что инновационный подход к образованию придумали чиновники, а не педагоги.

- В апреле вышло постановление главы администрации Нестеровского района Натальи Чавычаловой, которое понизило статус учебного заведения, - сказали «Комсомолке» в Краснолесенской школе. - Из средней школы хотят сделать начальную. И это объясняют тем, что в городском бюджете нет денег, да и тратить средства на малокомплектную школу нецелесообразно.

У главы Нестеровский администрации Натальи Чавычаловой другой взгляд на проблему.

- Это политика администрации области. Качественное образование нельзя получить в малокомплектной школе. С этим я полностью согласна. Кроме того, в Краснолесенской школе обучаются 47 детей. А штат преподавателей - 17 человек. Это получается какое-то гувернантское обучение. Да и денег не хватает. Я лично из местного бюджета не могу выделить ни копейки. А им только на этот год необходимо 390 тысяч рублей, из которых большая часть пойдет на зарплату.

С начала учебного года старшеклассников довозит в поселок Дубовая Роща, за 12 километров от дома, школьный автобус. Для краснолесенских ребят специально изменили маршрут. И этим, казалось бы, решили проблему.

Вот и начальник отдела общего, дошкольного, специального образования министерства образования Калининградской области Светлана Громова давала такой комментарий нашей газете:

«Многие сельские школы к 1 сентября абсолютно неукомплектованы. В некоторых классах всего по 5-6 человек. С января месяца вводится нормативное подушевое финансирование, которое ведет к перераспределению средств в соответствии с качеством оказываемых образовательных услуг. В этих условиях школам просто не выжить: не будет средств платить за свет, отопление, а учителя перестанут получать зарплату. Более того, в малоукомплектованых школах учителя уже пожилые, некоторые без переобучения ведут сразу несколько предметов. А качество образования при этом оставляет желать лучшего. Пешком по 12 километров дети ходить не будут. Вопрос о подвозе и отвозе обратно уже решен».

Вот и все. Делать гувернанток из учителей для деревенских детей власти не собираются. Больше класс, больше нагрузка - выше зарплата педагогов. А проблема десятка-другого детей, отправленных в чужие школы, - разговоры в пользу бедных.



ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Школьный автобус может сломаться

Ликвидация малокомплектных школ по всей области - такова новая «экономическая» политика министерства образования регионального правительства. Это одно из направлений школьной «реформы» на местном уровне. Чиновники от образования и районное начальство заявляют, что закрывают сельские школы ради повышения качества образования, во благо детей, которые в родной деревне не могут получить «необходимых знаний». Как это так не могут?! Если в Краснолесенской школе на 47 учеников - 17 преподавателей. Неужели они не в силах дать детям полноценную образовательную подготовку - ведь нет такой перегрузки, как в городских школах, где в классе от 25 до 40 человек на одного учителя...

Второе, на что ссылаются власти, - денег не хватает. Думаю, что этот аргумент перевешивает заботу о качественном образовании ребят из села. Все упирается в финансы, на школьниках из глубинки решили под благим предлогом сэкономить. Их настоящее и будущее, кроме родителей, никого не волнует.

Не волнует и то, что школа на селе - чуть ли не единственное общественное место, где не пьют с утра, не продают самогон. Умрет школа - погибнет поселок. И разве можно все сводить только к сиюминутному, меркантильному интересу?

Справедливо возмущаются папы и мамы из Краснолесенского поселка. Не решение проблемы - школьный автобус! Он может прийти вовремя, а может вообще не заехать на захолустную остановку, сломаться, остаться без горючего и запчастей. Прошлой морозной зимой случалось, что школьный транспорт не ходил. А мало ли ужасных примеров, когда дети, отправляясь на занятия за десятки километров от дома, становились жертвами преступников?!

Вот и учитель русского языка и литературы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2004» Евгений Славгородский из поселка Крылово не видит пользы в подобной реформа:

- Пагубная политика! Признались бы в министерстве образования честно - жалко денег. Прагматично экономят на детях и учителях. Ну, вымрет село без школы, не велика беда. Средств на образование не выделяют больше, просто идет их перераспределение под лозунгом так называемой «поддержки учителей». Увеличением зарплат, выделением грантов чиновники поддерживают небольшую группу, а не учительство в целом. На своем опыте знаю, сельская школа, сельский учитель дают хорошее образование. Два выпускника нашей школы этим летом поступили в московские вузы, многие ребята без взяток и подношений прошли по конкурсу в калининградские университеты.
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.