"Надо хорошо учиться, чтобы попасть в рай"

Не только теория Дарвина

Школа № 38 стала одной из первых в Калининграде, где начались уроки «Основы православной культуры», или ОПК, как их сокращенно называют. Эксперимент длится уже три года, и для учеников 3 «а» класса эти уроки привычные.

- Первый год дети изучали понятия «что такое красота», «добро и зло» в контексте христианского подхода, - объясняет завуч Юлия Красноруцкая. - Во втором классе - акцент скорее культурологический. Детям объясняют, что такое иконы, как их писали. Сейчас, в третьем классе, ребята начали учиться по новому учебнику, присланному из Москвы. Основная тема этого года - наука и религия, как они связаны и чем отличаются научный и религиозный подход к картине мира. Дети должны знать не только теорию Дарвина.

- Правда, бывают нестыковочки, когда на природоведении говорят одно, а на ОПК - другое, - вспоминает классный руководитель Наталья Поповцева. - Я все объяснения даю, как в природоведении.

- Нет никаких нестыковочек, - парирует учитель православия Наталья Ходырева. - Когда проходят, чем отличается человек от животного, говорят, что наличием разума. А я добавляю, что, кроме разума, есть еще и душа…

Наталья Ходырева ведет «Основы православия» после обучения в центре переподготовки. А родителей, прежде чем начать уроки, проанкетировали, дали возможность отказаться от ОПК или согласиться.



Факультатив

Для урока православия меняют расположение парт, сдвигая их так, чтобы дети смогли сидеть в группах по 6 человек. На доске написана тема: «Грамотность на Руси».

- Какого человека называют грамотным? - спрашивает учительница.

- Который умеет читать! Который правильно пишет! Кто получает пятерки! У кого высшее образование, - версии класса.

- А что такое Русь?

- Эта наша страна в древности, - тянет руку одна из девочек.

- То есть сейчас мы поговорим о том, как говорили и писали наши предки, - подытоживает преподаватель. - Давайте посмотрим на обложку учебника, что там нарисовано?

- Это два человека, которые создали азбуку.

- А как их звали?

- Кирилл и Мефодий.

- Прочитайте, что про них написано в учебнике и скажите, какое новое слово вам встретилось.

- «Просветители», - после минутной паузы.

- Какой корень этого слова? Правильно, «свет». А какой бывает свет?

- Свет - это жизнь, когда ребенок на свет рождается…

- Электрический!

- Свет - это Бог, - заявляют «продвинутые».

- Хорошо, - реагирует учительница. - Вот стишок в учебнике, прочитайте и скажите, о чем тут говорится.



Сколько заповедей?

Одна из учениц зачитывает стихотворное произведение из учебника, главный его смысл: «Грамотность - дело любви и веры».

- Если будешь стараться, любить людей и верить в Бога, то он тебе поможет стать грамотным, - интерпретируют прочитанное дети. Кто-то уточняет:

- Грамотный человек, это который знает заповеди.

- Давайте повторим, какие вы знаете заповеди, - подхватывает учитель.

- «Не воровать», «не убивать», «не лгать», «не создавать идолов», «любить Бога», - бойко перечисляют ученики. Замечаю, что названы девять из десяти, видимо, про «жену ближнего своего» девятилеткам пока не объясняли.

Кульминация урока - работа в группах. Командам из шести человек раздают задания: написанные на листочках фразы, которые дети должны интерпретировать.

Например, что означает фраза пророка Давида: «Господь просветитель и спаситель мой» или пословица «Божией волей свет стоит, а наукой люди живут».

- Бог дарит нам свет своей мудрости, просвещает, - отвечает третьеклассник Алеша. И получает похвалу:

- Молодец.

С пословицей труднее. В конце концов при помощи учительницы школьники делают вывод: «Научные знания людям помогает приобрести Господь».



Душа и разум

Пятый урок - самый короткий, 35 минут и - звонок.

Ученики с любопытством подходят к журналистам.

- Что вы поняли на уроке?

- Что свет идет не только от лампочки, но и от Бога, - стесняясь, говорит Даша.

- А я поняла, что Бог хочет, чтобы мы много читали, были грамотными, - перебивает Полина. - И мама моя тоже хочет, чтобы я много читала и хорошо училась.

- Бог очень умный и знает, как правильно все писать, - заявляет Алеша. - У меня дома есть Библия, я ее читаю. Ее и мама читала. Она рассказывала, что в стародавние времена при Союзе нельзя было верить, и ее, как нас, не учили. Она сама читала Библию и никому об этом не говорила.

- Я узнал, что свет - это рай, и если будешь хорошо учиться, попадешь в рай, а не в ад, - отвечает Кирилл.

Дети бегут в раздевалку, а мы остаемся, чтобы пообщаться с директором и учителями.

- Я не всем доволен, - констатирует директор школы № 38 Василий Борзенков. - Мне кажется, что надо было бы несколько другое направление теме придать, например, больше рассказать про то, как создавалась азбука, как учили грамотности в Древней Руси. Но пока идет эксперимент. Хотя для нашего региона особенно важно, чтобы здесь преподавалась православная культура. У нас в Калининграде родная история начинается сразу с Отечественной войны.



Деликатный вопрос

- А если в классе будет ребенок, чьи родители не исповедуют православие? Как вы будете поступать?

- В моей практике было несколько таких случаев, - отвечает Наталья Хадырова. - В одном классе училась девочка из католической семьи, так ее родители были согласны, чтобы она посещала уроки православия. И несколько азербайджанских детей у меня учились, их родители тоже не возражали. А вот в другой школе, где я тоже преподаю, чеченские родители не захотели, их сын уходил с последнего урока домой.

- У нас в пятом классе учится мальчик, его родители-мусульмане не против, говорят, что он должен знать культуру той страны, где живет, - добавляет директор школы № 38.
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.