Горвласти: при приеме в 1-й класс важна регистрация ребенка, а не родителей

Татьяна Орлова.
Все новости по теме: Прием в первые классы
1 апреля в Калининграде начнется прием детей в 1-е классы, в этом году он проходит по новым правилам — не в порядке «живой очереди», а по территориальному принципу. Нужны ли родителям договоры аренды жилья, заверенные нотариально? На чью регистрацию — родителя или ребенка — будут смотреть в школе? Как будут принимать в 1-е классы младших братьев и сестер тех ребят, которые уже учатся в той или иной школе? На эти и другие вопросы в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказала глава комитета образования администрации Калининграда Татьяна Орлова.

— Татьяна Олеговна, с 1 января вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании», которые требуют от местных органов власти принимать в школы детей по территориальному признаку. Муниципалитет может отойти от этого правила? 

— Мы обязаны выполнять в полном объеме требования федерального закона. Конкретные территории были закреплены за школами постановлением главы администрации Калининграда. На муниципальном уровне утверждены новые правила приема в школу. До внесения вышеуказанных изменений в федеральный закон мы действовали в соответствии с действовавшими на тот момент требованиями СанПиН.

— Многие родители водят детей на предшкольную подготовку в то или иное учебное заведение, они имеют право на внеочередной прием в первый класс?

— Подготовка в школе не является условием приема. Такую подготовку лучше проходить в своей школе (по закрепленной территории — прим. «Нового Калининграда.Ru»), что позволит ребенку психологически адаптироваться к условиям конкретной школы и, возможно, конкретного учителя.

— Как быть родителям, которые зарегистрированы в одном месте, а живут в другом? В некоторых семьях дети вообще не имеют регистрации по месту жительства, по какому принципу их будут принимать в школы?

— Правила о том, что граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания и по месту жительства, в России никто не отменял. В любом случае, ребенок должен быть зарегистрирован. Его может принять школа по закрепленной территории в случае предоставления подтверждающего документа: свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания), выписка из поквартирной карточки, домовой книги. При отсутствии таких документов по каким-либо причинам — при наличии свободных мест. В том случае, если родители ведут раздельный образ жизни, место жительства (пребывания) ребенка определяется по согласию супругов или решением суда.

— Но часто бывает так, что ребенок зарегистрирован по одному месту жительства, к примеру, у бабушки, а живет с родителями в их квартире, где они и зарегистрированы. В таком случае может он идти в школу, которая находится около дома бабушки? На регистрацию самого ребенка вы смотрите?

— Мы смотрим на свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания именно ребенка.

— Как в этом году будете принимать ребенка в 1-й класс, если у него старшие братья и сестры уже ходят в школу, не относящуюся к микрорайону, где живет первоклассник?

— Младшие сестры и братья могут быть приняты в эти учреждения при наличии свободных мест, но преимущественное их право законом не определено.

— Можно ли подать документы сразу в 2 школы — к примеру, по месту регистрации ребенка и по месту регистрации одного из родителей? Или даже в 3, если ребенок зарегистрирован у бабушки?

— Может подать заявление о приеме в несколько учреждений. Обращение гражданина учреждением будет рассмотрено. Для положительного результата рассмотрения обращения родителям необходимо подтвердить факт проживания ребенка на закрепленной за учреждением территории.

shkola49.jpg— Как доказать фактическое место жительства, если нет регистрации?

— Если родитель не предъявляет подтверждающего документа (свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания), выписка из поквартирной карточки, домовой книги), то указывает адрес проживания ребенка в заявлении. Такой ребенок может быть зачислен в школу на свободные места, начиная с 15 июня. Все дети, проживающие на территории города и подлежащие обучению в 1-м классе, будут приняты в школу.

— Сейчас многие родители не озаботились тем, чтобы официально оформить свои отношения с арендодателями, которые сдают им квартиры. То есть, нотариально заверенные договоры аренды, о которых говорилось раньше, не нужны? 

— Если дети не имеют регистрации, но проживают в городе, будут приняты в школу, но после 15 июня.

— Такая ситуация чревата тем, что может начаться самая настоящая торговля «временной регистрацией» в квартирах около престижных школ. В итоге 1 апреля в эти школы придет столько детей, сколько вы не ожидали?

— Регистрация детей по месту жительства или пребывания, контроль выдачи свидетельств не относится к нашей компетенции. В «престижные» школы дети, не проживающие на закрепленной территории, могут быть приняты на свободные места.

— Как будет формироваться очередь на свободные места?

— На сайте комитета по образованию к 5 июня будет размещена информация о наличии свободных мест в школах города. Согласно муниципальным правилам приема, с 15 июня будут приниматься заявления родителей на свободные места в порядке очередности.

— Правило территориального распределения касается только первых классов?

— Это закрепление актуально для 1-х классов, а также для тех детей, которые переезжают в Калининград. Дети, которые уже ходят в школу, естественно, будут продолжать обучение в тех же образовательных учреждениях.

— Если родители захотят после начальной школы перевести ребенка в другое учебное заведение?

— Родители несовершеннолетних имеют право выбора образовательного учреждения. В 5-й класс другой школы ребенок может быть принят на свободные места.

— В старшие классы некоторые школы набирают детей со всего города вообще без принципа регистрации, на основании определенного отбора. Это сохранится?

— Школа должна обеспечить приём в 10-е классы всех своих выпускников 9-х классов, обучающихся в данном учреждении, освоивших программу основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование. В случае выбора другого учреждения для продолжения обучения в старших классах учащиеся принимаются на свободные места.

— Насчет детей, которые плохо владеют русским языком. Родители жалуются на не очень хороший уровень подготовки детей, потому что не все ученики хорошо говорят на русском языке.

— Школы принимают детей иностранных граждан и лиц без гражданства. С учащимися, для которых русский язык не является родным, учреждения организуют индивидуальные или групповые занятия по русскому языку.

— Сколько первоклассников пойдут в этом году в школы?

— По данным учета детей, подлежащих обучению в 1-х классах, в школы придет около 5 тысяч детей.

— Как вы их переписываете? 

— Мы практикуем встречи с родителями будущих первоклассников, подворные обходы, в том числе и дачных, и садовых обществ. В рамках учета детей, подлежащих обучению в 1 классе, школы взаимодействуют с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних УМВД по Калининграду.

— По какому принципу вы делили микрорайоны? Получилось, к примеру, в случае с микрорайоном «Остров», что дома в одном и том же дворе отнесли к разным школам — 12 и 22? 

— Увеличить микрорайон для гимназии № 22 — это было наше пожелание, потому что фактически очень большой микрорайон был у школы № 12, даже несколько лет назад там учились дети в 3 смены. Но еще раз повторю — это не касается всех остальных, начиная со 2 класса.

— В 22-й гимназии не введут вторую смену?

— Посмотрим по итогам комплектования. Вопрос в том, что нам на Острове очень необходимо образовательное учреждение. Там нет ни школы, ни детского садика, поэтому мы планируем там построить начальную школу и детский сад. И место там есть — это участок за «Викторией».

— Будет ли в школах из-за перераспределения первоклассников сокращаться число учеников?

— Закрепление территорий способствует более равномерному распределению детей и уменьшению численности детей в классе.

— Вы будете как-то ограничивать школы в их желании набрать дополнительные первые классы, чтобы создать свободные места для желающих попасть именно в это учебное заведение?

— Каждая школа самостоятельно определяет количество классов-комплектов с учетом требований СанПиН. Если в микрорайоне школы проживает детей на 4 класса, то столько классов и будем открывать. Школа может увеличить количество комплектуемых классов при наличии необходимых условий по согласованию с учредителем.

shkola_book.jpg— Что бы вы могли порекомендовать родителям, которые пойдут в первые классы, и им предложат на выбор разные программы? Какие выбрать? Кто им может это посоветовать?

— В каждой школе одна основная образовательная программа, которая реализуется с помощью разных комплектов учебников. Независимо от учебников к концу 4 класса все дети должны выполнить требования государственного стандарта.

— Правда, что после 5 класса учебники уже едины для всех?

— Вариативность (выбор учебников — прим. «Нового Калининграда.Ru») обучения сохраняется и при переходе на основную ступень обучения. Так, из предложенных 15 учебников Федерального перечня по русскому языку для 5 класса школа самостоятельно сделает выбор с учетом особенностей учреждения.

— В некоторых лицеях и гимназиях не было адаптированных программ, точнее, как вы говорите, комплекта учебников. Они сейчас будут вводиться?

— Во всех школах города обучение в начальных классах осуществляется по учебникам, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ и соответствуют требованиям нового стандарта. Независимо от вида учреждения (лицей, гимназия, школа) и используемых учебников каждый учащийся к концу обучения в начальной школе усвоит обязательный минимум требований ФГОС начального общего образования.

— Ребенку нужно самому делать домашнее задание, без помощи родителей?

— Согласно действующим нормам СанПиН, домашнее задание в 1-м классе не задается. Начиная со 2-го класса, ребенок должен самостоятельно делать домашнее задание. Однако он может рассказать родителю последовательность своих действий, ход рассуждений. При этом очень важна выдержка мамы и папы. Ведь сразу все получиться не может, ребенку нужно время. Не надо сразу исправлять ошибку, рисовать рисунок, делать поделку. Родители, предоставьте это сделать, в первую очередь, своим детям или под вашим незаметным руководством.

— Когда мы учились, с первого класса оценки ставили, задания давали, и все в порядке было. Почему сейчас все иначе? Разве нас плохо учили?

— Первый класс — особенный период в жизни детей. Очень важно в это время сохранить у ребенка желание учиться, не завысить и не занизить его самооценку. Поэтому на первых порах учитель не выставляет отметки, а знакомит родителей с достижениями детей. В 1-м классе ребенок приобретает опыт самостоятельной оценки своей деятельности, которая не всегда совпадает с оценкой взрослых. Новые стандарты предъявляют требования к универсальным учебным действиям

— Но мы обратили внимание на то, что у многих молодых людей, которые не так давно выпустились из школы, очень странная грамотность. Из серии «как слышу, так и пишу».

— Согласна. Возможно, это связано с тем, что дети не читают книги. Любовь к книге должен прививать родитель. Вечером мама читает книжку ребенку, беседует с ним. Это тоже своеобразные тепло и уют дома, и тогда ребенок любит книгу. А если ребенок включает компьютер, а они у нас хорошо это делают уже с 3-х лет, то, наверное, уходит тот момент семейного общения. Сейчас же и книги читают в сокращении. Кто сейчас «Войну и мир» полностью читает? Все в сокращении. Хотя жаль!

— Не отразится территориальное разделение учеников на показателях лицеев и гимназий, которые традиционно входят в рейтинг лучших школ, получая дополнительные деньги из Фонда стимулирования качества образования?

— Не думаю. Все наши маститые школы, у которых хорошие показатели, они ведь всегда были хорошими. Школы № № 23, 49, 32 всегда были на хорошем счету. В первом потоке стали лицеями и гимназиями школы №№ 23, 32, 35, 18. Потом уже именно за результаты работы получили статус гимназий школы № № 22 и 40. То есть, это работа коллективов, и я не думаю, что они снизят свои показатели.

Текст — Оксана Майтакова, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru» и пресс-службы администрации Калининграда

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.