«Исторические залежи»: фоторепортаж «Нового Калининграда.Ru» со склада брусчатки

В понедельник глава Калининграда Александр Ярошук планировал встретиться с представителями общественности, входящими в инициативную группу «Спасем брусчатку». Местом для встречи была выбрана территория муниципального казенного предприятия (МКП) «Калининград-ГорТранс», на которую последние 3 года свозят снятые в калининградских улиц булыжники. Сколько брусчатки хранится и где, и что с ней планируется дальше делать — в фоторепортаже «Нового Калининграда.Ru». 

Борьба за брусчатку

Борьба за брусчатку в Калининграде началась почти 1,5 года назад — сначала с протестом против асфальта выступили жители Парковой аллеи, которым удалось отстоять часть улицы, выложенной цветным булыжником. Затем бунт подняли жители ул. Космической, нежданно-негаданно обнаружившие, что у них под окнами экскаватор разбирает брусчатую дорогу, которая, как утверждали сами жители, хорошо сохранилась еще с довоенных времен.

Чтобы раз и навсегда поставить точку в войне за брусчатку между горожанами и властями, администрация Калининграда в декабре выложила на своем сайте список улиц, на которых планируется сохранить брусчатку, либо заменить ее на асфальт, и предложила горожанам принять активное участие в обсуждении этого вопроса.

На фоне обсуждения появилось письмо представителей творческой интеллигенции, которые объявили брусчатку историческим наследием города и попросили главу подключить своих экспертов к вопросу сохранения на той или иной улице булыжного покрытия. Так и появилась инициативная группа «Спасем брусчатку», в которую вошли представители общественных организаций и творческой интеллигенции.

Александр Ярошук согласился с интеллигенцией, предложив собрать рабочую группу, которая и будет решать вопросы по использованию булыжника. Более того, было предложено создать при главе города целый Общественный совет по сохранению историко-культурного наследия Калининграда, включив в него представителей общественности, творческой интеллигенции, чиновников и строителей (они же — депутаты окружного Совета). Правда, как сообщила корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» начальник пресс-службы горадминистрации Елена Волова, Совет пока не создан, его персональный состав не утвержден. Тем не менее, именно инициативная группа помогла принять решение о сохранении брусчатки по ул. Грига

Правда, как стало известно «Новому Калининграду.Ru», в остальном список улиц, предложенных городскими властями для обсуждения, не изменился. Сейчас этот список отправлен в окружной Совет, и депутатам предстоит решить, что с ним делать и в каком виде принимать. Впрочем, отсутствие согласия депутатского корпуса не помешало городским властям уже начать ремонтировать дороги, снимая с них брусчатку. В частности, на ремонт закрыли ул. Озерную, на которой булыжник еще с советских времен был похоронен под асфальтом.

Неоцененный актив

Так или иначе, но в понедельник, как уже говорилось выше, глава Калининграда пригласил инициативную группу «Спасем брусчатку» проинспектировать залежи булыжника, который последние 3 года хранится на территории МКП «Калининград-ГорТранс» на ул. Киевской. Правда, сам городской глава не приехал, вместо него экскурсию по историческим залежам для представителей общественности и журналистов проводили директор МКП Анатолий Мухомор и замглавы администрации Калининграда Александр Зуев, которого сначала журналисты не заметили, поскольку замглавы был одет в серо-полосатую куртку и даже как-то терялся на фоне груд камней, перемешанных с песком. Как оказалось, на склад булыжник привозили именно в таком виде — вперемешку с грунтом. На одной из груд даже успело вырасти дерево. Где-то вдалеке работал экскаватор, тут же валялись огромные колеса и ржавые останки автобуса.

«Территория эта была передана предприятию для развития, но в советские времена развиться не получилось. Мы тут автобусы старые утилизируем, потом на металлолом вывозим, — объяснил наличие колес и стекол директор МКП. — Брусчатку сюда свозят последние 3 года, но у нас тут была и своя — лежала еще с 2005 года, когда Суворова ремонтировали. Мы потом ее использовали, когда трамвайные пути у второго эстакадного моста выкладывали».

Выяснилось, что на Киевской насчитывается 1,9 тыс тонн камня с песком. Еще 15 тыс тонн хранятся на складах частных предприятий — дорожных подрядчиков. Зуев показал бумагу, из которой следовало, что снятые с дорог булыжники можно найти на территории предприятий «Амурбалт», «Россбан», «Вивагс» и т. д. Самыми серьезными объемами булыжного камня — 7,8 тыс тонн, как выяснилось из бумаги, сегодня обладает компания «ДСП», директором которой является депутат окружного Совета Сергей Григоренко.

Директор «ГорТранса» Анатолий Мухомор заверил присутствующих, что в ближайшее время вся брусчатка будет вывезена со складов частников на территорию муниципального предприятия. Планируется ее перебрать — отделить от земли, отсортировать и поставить на учет.

«Если она будет теряться по пути, это все определяется. Брусчатка снимается объемами, здесь она будет приниматься этим объемом по весу. Таким образом, это будет материальная ответственность той организации, которая ее хранит», — отметил Анатолий Мухомор.

«Я не думаю, что кто-то из предприятий пойдет на уголовную ответственность», — сказал Зуев. Он также сообщил, что официально оценка снятой брусчатки еще не производилась, планируется привлечь для этого независимых оценщиков.

«Но продавать мы ее не планируем, — особо отметил Зуев. — Скорее всего, указанный стройматериал будет использоваться вторично на исторических объектах, где нужно непосредственно добавить истории. Мы планируем с ее помощью восстановить те покрытия, которые исторически сложились».

По его словам, комитет по имуществу получает много заявок от желающих использовать городскую брусчатку, но практически все эти предложения отклоняются. Согласились выделить немного камня только детскому саду № 1, который в 2010 году открылся на ул. Свободной, а также Историко-художественному музею для обустройства Форта № 5.

В отличие от замглавы города, руководитель «Калининград-ГорТранса» оказался более сведущ в вопросах ценообразования на брусчатку.

«Если новый шведский камень стоит по 36 рублей за штуку, то наша брусчатка оценивается по 22 рубля за 1 камень размером 20 на 20 см. Камень размером 10 на 10 стоит 10 рублей, хотя логики не вижу, почему дешевле. Булыжник бесформенный мы не оценивали, — сказал Мухомор. — Спасибо Александру Георгиевичу (Ярошуку — прим. „Нового Калининграда.Ru“) и всей администрации, что они навели порядок. У нас все загорожено, мы обеспечим охрану. Кончено, возможно, что-то будет похищено, но это не тот объем, машину вывезти невозможно будет».

Впрочем, выяснилось, что еще несколько лет назад брусчатка и на самом деле была бесхозной, и распоряжаться ей имели право предприятия, ремонтировавшие дороги.

«По большому счету, 4 года назад указанное имущество даже как имущество не рассматривалось, оно считалось строительным бутом, который снимают с дороги и увозят на подсыпку», — сообщил в свою очередь замглавы администрации Калининграда Александр Зуев.

«10 лет назад брусчатка никого не волновала. Она снималась не только с улиц Калининграда, но и с проселочных дорог области», — рассказал Мухомор.

Слово за слово, выяснилось, что Анатолий Мухомор хорошо знаком с ценой брусчатки еще и потому, что несколько лет назад покупал ее для обустройства своего дома.

«А вы уверены, что та брусчатка была не с улиц Калининграда?» — поинтересовались журналисты.

«Нет, это была дорога в Зеленоградском районе, я сам лично ездил смотреть», — нашелся Анатолий Мухомор.

Пока чиновники перед телекамерами рассказывали представителям СМИ о том, как городская администрация заботится о брусчатке, представители общественности стояли в стороне и размышляли о том, что увидели.

«У меня радостное состояние от того, что я впервые вижу некий… пусть еще не диалог, но реальную попытку диалога между общественными организациями, деятелями культуры, мэрией Калининграда, ответственными сотрудниками мэрии, — рассказал корреспонденту „Нового Калининграда.Ru“ известный фотограф Дмитрий Вышемирский. — Не в моей компетенции определять технические характеристики по наличию брусчатки, снятой с дорог, по качеству ее хранения. Но я вижу встречное движение всех калининградцев, которые, наконец-то, все вместе начали понимать ценность культурного наследия, необходимость жить в культурно обустроенном пространстве, и меня этот факт очень радует».

«Наверное, не совсем правильно, что брусчатка лежит тут мертвым грузом много лет?» — поинтересовался журналист у Вышемирского.

«Это уже другой вопрос — что с ней делать, что делать нам с Калининградом, с культурным наследием, как этим всем распоряжаться, каким должен быть облик нашего города», — ответил фотограф.

Текст — Оксана Майтакова, фото — Кирилл Клейков 

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.