Новые идеи будут "выпекать" в бизнес-инкубаторах

Ноу-хау для «малышей»

В Европе малый и средний бизнес - основа стабильности и конкурентоспособности экономики. Доля малого бизнеса в нашей стране составляет меньше 12 процентов ВВП, тогда как на Западе эта цифра доходит до 50-80 процентов. Это рабочие места для двух третей населения, в странах ЕС.

Малые предприятия разнородны и динамичны, но сталкиваются со многими проблемами как на отечественном рынке, так и на глобальном. Чтобы выжить и вырасти в таких условиях, они должны постоянно предлагать инновационный продукт, что означает разработку собственных технологий, либо получение доступа к ноу-хау других.

Вообще без инноваций невозможно развитие экономики любой страны, поскольку в основе этого процесса два основных принципа: ноу-хау (регистрация патентов, товарных знаков) и производительность труда. Поэтому любая программа, которая ориентируется на улучшение показателей и эффективности, уже сама по себе инновационна.

Стратегия развития Калининградской области, окруженной странами Евросоюза, ориентирована на экономический рост. Значит, нам не обойтись без инновационных разработок. Их необходимо развивать, прежде всего в малом предпринимательстве, признанном приоритетным направлением в России и в самом западном регионе страны. На региональном уровне принята программа поддержки малого предпринимательства в Калининградской области.

Ставить «малышей» на ноги правительству области приходится с учетом существующих проблем. Например, неоднородности распределения малых предприятий - они отлично работают в Калининграде и приграничных городах, но не идут в отдаленные районы. Многие предприятия не приносят реального дохода и числятся номинально. Кроме того, недостаточно развит финансовый и правовой механизм. Венчурных фондов, готовых финансировать самые рискованные проекты, в области пока нет - будем перенимать этот опыт у Москвы и Европы. А пока столица предлагает нашему малому бизнесу участие в работе Межрегионального центра промышленной субконтракции и партнерства, чтобы калининградцы смогли продвигать свою продукцию, искать партнеров по бизнесу.



Москву и страну перегнали!

Кроме малых предприятий, а их около 11 тысяч, в малом бизнесе Калининградской области участвуют также предприниматели без образования юридического лица - их около 24 тысяч. Получается следующее соотношение: 31 предприниматель на 1000 жителей. Это несколько выше, чем в Москве (30 на 1000 жителей) и гораздо больше, чем в целом по стране. Удивляться нечему - у нас всегда была развита приграничная торговля.



Кластеры будущего определены

Что касается перспектив, правительство области планирует сконцентрировать свое внимание на развитии кластеров в некоторых секторах экономики. Это исторически сложившееся за последние 10-15 лет мебельное производство; ранее существовавшие судостроение и судоремонт; агросектор; логистика; туризм и рекреация; обработка янтаря. Именно сюда должны прийти новые идеи, ведь акцент будет делаться как раз на инновационных предприятиях. Инновационными разработками и их внедрением сегодня занимаются такие предприятия, как «Факел» и «Калининградгазавтоматика». Чтобы помочь малому бизнесу, в области необходимо создать бизнес-инкубатор, хотя это довольно дорогое удовольствие - около 3 миллионов долларов. Здесь новые идеи могли бы выпекать, как пирожки, чтобы потом «допекать» разработанные ноу-хау в технопарках.

В рамках областной программы поддержки малого бизнеса планируется проведение бесплатных семинаров, конференций и других видов консультационной помощи. Правительство намерено софинансировать такого рода программы, направленные на развитие малого бизнеса. Кстати, сейчас идет формирование областного бюджета на ближайшие три года, где будет предусмотрена финансовая поддержка развития инновационной инфраструктуры региона.



Чем поможет государство?

На 1 января 2006 года в России было зарегистрировано 979 тысяч субъектов малого предпринимательства, или 44% от всех зарегистрированных юридических лиц. Причем только с начала этого года количество малых предприятий в стране выросло на 3,2%. По статистике, более 72% малых предприятий приходится на торговлю и сферу услуг, 13,6% - на промышленные предприятия и 7% - на строительные фирмы. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2005 году составил 120,5 млрд. руб.

В уточненном прогнозе социально-экономического развития страны на 2007 год и на период до 2009 года Министерство экономического развития и торговли России заявило: количество малых предприятий в 2009 году, по отношению к 2004 году, увеличится практически вдвое - на 45,9%. Самые высокие темпы роста ожидаются на транспорте (в 2,8 раза) и в сельском хозяйстве (в 2,1 раза).

Государство обещает поддержку в:

создании и развитии бизнес-инкубаторов;

деятельности, направленной на создание товаров и услуг на экспорт;

развитии системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.



СПРАВКА «КП»

Малый бизнес опирается на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое предприятие - коммерческое предприятие с определенными ограничениями для каждого вида деятельности по численности работников, объему хозяйственного оборота.

Малое предприятие может насчитывать от 1 до 100 человек.

Правительство РФ намерено отнести под определение малого бизнеса 94 процента всех юридических лиц России. Такая норма будет прописана в новом законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», концепция которого была одобрена правительственной комиссией. Согласно законопроекту льготы, предоставляемые малым предприятиям, планируется ввести и для среднего бизнеса.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.