Андрей Ермак: туристам рассказывают о биороботах в Тапиау, и это неправильно

Андрей Ермак
Все новости по теме: Туризм

Министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак провел традиционную отчетную пресс-конференцию. Он рассказал об итогах «высокого» туристического сезона, о завышенных ожиданиях отельеров и рестораторов, об успешном блог-туре и «сером» рынке экскурсоводов. «Новый Калининград» публикует наиболее интересные тезисы прошедшей встречи с журналистами.

В пресс-конференции также принимали участие директор информационно-туристического центра Галина Офицерова и председатель региональной туристической ассоциации Тамара Торопова.

О туристическом потоке

Андрей Ермак: — Калининградская область постоянно входит в различные туристические рейтинги. В официальные и неофициальные, федеральные, региональные. Нас ставят на третье и четвертые места по популярности. Это связано прежде всего с тем, что у нас были хорошие показатели по росту туристического потока в 2016 году по сравнению с 2015-м. Рост составил порядка 30%. В этом году тенденция к росту есть, но не столь впечатляющая. Рост на уровне 7,5%, + 140 тысяч человек. По сравнению с 9 месяцами 2016 года. При сравнении данных мы руководствовались сведениями аэропорта, КЖД, туроператоров и отелей. С нашей точки зрения, этот рост в 7,5% — это очень хороший показатель. Замедление роста связано с рядом объективных факторов, с тем же въездным туризмом, с отменой 72-часовых виз, с отменой МПП с польской стороны. Не осталось туристами незамеченным развитие инфраструктуры в других регионах страны, их агрессивная маркетинговая политика. Это и Крым, Сочи, Татарстан, Алтайский край, курорты Краснодарского края. Плюс уже раскрученные регионы — Москва и Санкт-Петербург активизировали свою деятельность. Изначально мы рассчитывали на рост 10%-15% по году. Мы по-прежнему рассчитываем, что ноябрьские праздники внесут свою лепту дополнительную в рост объемов. Данные по раннему бронированию на новогодние праздники дают надежду, что эта статистика будет улучшена.


MIL_2867 (1).jpg

Портрет калининградского туриста

Галина Офицерова: — Если говорить об увеличении туристического потока по нашему центру, то он составил 5–7% к уровню прошлого года. За это время центр посетило чуть больше 10 тысяч туристов. В городе также работало 6 точек информационного обеспечения: остров Канта, площадь Победы, музеи и центральные улицы города. 3 дополнительные точки работали на Светлогорском и Зеленоградском променаде. Порядка 5 тысяч туристов обслужили на них наши волонтеры. Если говорить об увеличении на 5%, то оно возникло за счет притока иностранных туристов. У нас этим летом увеличился процент туристов из Германии, Польши и Белоруссии. География туристов, которые посещают наш центр, весьма разнообразна. Это туристы из Ирландии, Чехии, и был даже турист из Гватемалы. Что касается статистики посещения российскими туристами, то это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Архангельск, Тула, Самара, Астрахань, Саратов и Томск. Это самый-самый большой процент посещения. Бывают у нас туристы и из Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и Ханты-Мансийска.

За этот сезон мы запустили бесплатный аудиогид на платформе «izi. TRAVEL». Любой желающий может бесплатно скачать приложение и самостоятельно пройти по тому или иному маршруту. Помимо того, что туристы могут получить информацию у нас, есть информационные стенды в гостиницах области, где размещена наша полиграфическая продукция. Многие туристы до нас просто не доходят, потому что получают уже в отеле карты, путеводители, афишу мероприятий, которую ежемесячно готовит наш центр.

Тренды «высокого» сезона

Андрей Ермак: — Основным трендом этого сезона стал отказ туристов от многих стандартных туристских услуг, которыми они ранее пользовались. Особенно через туроператоров. Они сами сейчас бронируют отели, транспорт, экскурсии. Иногда они пользуются услугами экскурсовода, которые находят не через туроператора, а через социальные сети.

Еще один явный тренд, обусловленный желанием сократить расходы на турпоездку, — очень многие ищут размещение именно в частном секторе. Это апартаменты, это квартиры по найму. Приведу один яркий живой пример. Во время проведения «Голосящего КиВиНа» мы пытались снять номер. В отелях они были, 3 или 4 номера можно было получить. При этом квартира в Светлогорске была всего одна. Все остальные были заняты на этот высокий сезон. Этот бизнес есть, но его невозможно показать, ничего нельзя доказать, но он есть.

Большое количество туристов выбирают самостоятельное посещение экскурсий, наших музеев, наших объектов культуры. Поэтому у нас статистика посещаемости по всем объектам выросла. В том числе и за счет туристов, которые приехали сами и полностью самостоятельно спланировали свой отдых.

Тамара Торопова: — Рынок находится сейчас в состоянии переформатизации. Если пять лет назад туроператоры в основном на выезд ориентировались, кошелек потребителя позволял потреблять туристические продукты, которые предлагали наши соседи — Литва, Польша, Германия, то теперь туроператоров выездного туризма осталось из 56–60 всего 12 на калининградском рынке. В основном сейчас туроператоры работают на прием иностранных туристов и клиентов из так называемой «большой» России.

Хочу заметить, что к нам едут оттуда, где хорошая логистика. Для нас было полной неожиданностью, что в этом сезоне к нам поехали туристы из Ростова-на-Дону. Прицепной вагон к поезду «Адлер-Калининград» очень хорошо работает. Железная дорога оперативно реагирует, и если заблаговременно, за месяц-два дать заявку, то выделяется вагон дополнительно. Интересно, что для туристов из Ростова-на-Дону наличие заграничного паспорта не является проблемой. Иногда от москвичей можно услышать, что, мол, к вам паспорт нужен заграничный, а для Ростова это не проблема.

По-прежнему остаются популярные детские организованные группы. Причем они собираются менеджерами туроператоров на всех станциях по мере продвижения поезда.

У нас есть резерв по привлечению туристов, и он связан с запуском электронных виз. Но в том виде, как он заработал на Дальнем Востоке, для Калининградской области ни в коей мере не подходит. Потому что визы в упрощенном виде там открывают для жителей регионов Юго-Восточной Азии. Нам же интересно встречать гостей из шенгенского пространства. Надеюсь, его пересмотрят и электронные визы станут доступными для наших соседей. И снижение себестоимости визовой истории для нас было бы крайне важно. Пока же во взаимоотношениях с соседями 1:0 в их пользу. Мы едем туда, а они не сильно-то к нам собираются.

Увеличит количество туристов и окончание ремонта «Храброво». Уже сейчас открыли дополнительные рейсы «Уральские авиалинии», появилась в расписании Варшава. В последней много хороших стыковочных рейсов. Значит, можно ожидать притока иностранных туристов. В итоге, надеюсь, мы будем встречать больше туристов в нашем аэропорту, чем в аэропорту Гданьска.

Продолжает развиваться проект совместный с правительством Калининградской области, в других регионах его привыкли называть «субсидированные путевки». Дети из других регионов России получают субсидии на проезд в Калининградскую область. Это делает проезд практически бесплатным, даже если это самолет. Главное, чтобы стоимость билета не превышала 10 тысяч рублей. Благодаря этой программе хорошо развивается детский туризм, а спрос на эти путевки очень большой. В этом нас подводит аэропорт, потому что на существующие рейсы по самым популярным направлениям на 1—7 января уже билетов нет.

Следуя последним тенденциям на самостоятельный туризм, традиционные туроператоры не хотели бы оставаться в стороне. В связи с этим они начали готовить специалистов нового типа — «тревел-консьерж», сопровождающий туриста. Хорошо, конечно, самому все бронировать, но путеводитель нужен. Грамотный, владеющий методикой показа всех объектов и достоверной информацией о них.


НЭ.jpg

О «сером» экскурсионном рынке и жалобах турбизнеса

А.Е.: — В жалобах на бедственное положение и снижающийся трафик от представителей турбизнеса следует разделять два момента. Тех туристов, которые приезжают по принципу «самоорганизованного отдыха», которые сейчас не обращаются к туроператорам за теми же экскурсиями, но раньше обращались (это компании беспокоит), и так называемый «серый рынок экскурсионных услуг». Я проанализировал работу нескольких наших экскурсионных бюро, и да, у них наблюдается падение по трафику, выручке, но доля рынка частных экскурсоводов заметно растет. Тех гидов, которые заявляют о себе в социальных сетях и даже расклеивают объявления на столбах. Мне туроператоры пачками приносят такие листовки. Это, безусловно, «серый рынок», это неправильно. Частные экскурсоводы на частном автотранспорте оказывают услуги. При этом такая услуга в России очень популярна, и она оказывается в формате «Another beautiful church»(еще одна красивая церковь — прим. «Нового Калининграда»). Такие гиды ходят и показывают «beautiful church»,«аnother beautiful church». Мы же хотели, чтобы на рынке было больше профессиональных гидов, которые могли бы рассказать гораздо больше нашим гостям. Качество работы «серых» и «черных» экскурсоводов не выдерживает никакой критики.

Пока законодательных не будет ограничений, этот рынок «серых экскурсоводов» будет существовать. Он так реагирует на запрос потребителей, потому что всегда будут те, кого интересует вопрос низкой цены. Есть туристы, которые слушают про биороботов, верят и формируют такое интересное впечатления о регионе, это неправильно, с этим нужно бороться.

Расскажу пример из собственной жизни. Меня вез таксист. Узнал. Спросил, как я могу получить официальные документы гида. Я ему рассказал о необходимости пройти курсы, аттестацию. Он в ответ, что, мол, историк, сам все знает, и вообще ему отель, достаточно крупный, не буду называть, всегда звонит и предлагает провести экскурсию для их туристов.

При этом, когда мы сделали выборку по отелям и экскурсоводам на начало июня, то картина была плачевной, было все плохо. Так утверждал бизнес. Мы же посмотрели повнимательнее, взяли дополнительные показатели: аэропорт, ж/д, граница. Цифры были немного другими. Стали смотреть по частному сектору. Там совсем другие показатели. Тогда и туроператоры стали признаваться, что не так у них все плохо. Еще нужно смотреть на маркетинговые стратегии компаний. Для примера я взял компании, которые работают на прием граждан, «Янтарную мозаику» и «Универсал-тур». Они снизили цену на свои услуги, условно, на 1000 рублей. Это все равно дорого. Турпакет у них стоит где-то 9 тысяч рублей. Когда человек бронирует сам, то получается 6 тысяч рублей. По жилью там тоже есть разница. Если номер 4–5 тысяч рублей, то квартира 3000 рублей. Если идет речь о длительном пребывании, а такие есть туристы, которые приезжают на весь отпуск, то это играет роль. При этом люди могут сами готовить, а могут в ресторан сходить.

В целом замечу, что впечатления отдельных игроков — это не показатель для всего рынка, а иногда они просто лукавят. Иногда они так говорят, жалуются, чтобы попросить меры дополнительные поддержки. Иногда падение показателей говорит о том, что нужно что-то менять в структуре бизнеса. Рынок меняется. Если раньше туроператоры компенсировали все за счет выездного туризма, то сейчас этот поток упал, и упал очень сильно. Надо что-то предпринимать и учитывать воздействие совокупных факторов.

Еще скажу про гостиницы. Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Отель «Кайзерхоф». Уровень загрузки в первом квартале 58%. Представьте, это не лето, это всего лишь первый квартал. Средняя европейская загрузка, но это ниже, чем в 2016 году. А вот «Усадьба» ставит — 40% за I квартал, но это выше, чем в прошлом году. «Универсал» в Светлогорске — у них так же как в прошлом. От чего зависят такие показатели, непонятно. Но если в целом, то по небольшим гостиницам поток упал. Они так говорят. Крупные по калининградским меркам — это 20–40 номеров, у них, как правило, рост.

Г.О.:— Еще одной тенденцией последнего времени, помимо увеличения предложения от частных гидов, стало то, что туроператоры значительно увеличили количество направлений экскурсионных маршрутов по Калининградской области. Это уже не только обзорная по Калининграду, поездка в Янтарный и на Куршскую Косу, но и Советск, Озерск, Черняховск, Гусев, Гвардейск. Они пользуются большой популярностью, и в целом уровень экскурсионного предложения в регионе вырос.

Т.Т.: — Государственная Дума уже двух чтениях приняла закон о введении патента для тех, кто занимается маленькими гостиницами. Это позволит вывести из серой зоны часть гостиниц, которые уже есть. Этот шаг туристический бизнес поддерживает и надеется на позитивный результат. Надеемся, что законодательство будет меняться и будет обязательно введена сертификация гидов. Чтобы они все были индивидуальными предпринимателями, платили налоги и имели соответствующие документы. Чтобы лицензированным, легальным туроператором не приходилось из-за «серых экскурсоводов» снижать цены. Но всегда встает вопрос качества. Качество за копейки не сделаешь. Качество реально страдает. Послушайте, что туристы говорят. «Нам показали могилу Карлсона» или «В замке Тапиау ставили эксперименты над биороботами».

О развитии туризма на востоке области

А.Е.:— Этот высокий сезон данное направление отработало неплохо. Пока точных данных с мая по сентябрь у меня нет. С точки зрения количества, разнообразия экскурсий — здесь произошел заметный рост. При этом люди выбирают не просто стандартную однодневную экскурсию, которая у нас была долгое время: Калининград-Черняховск-Гусев-Калининград. Сейчас к этому маршруту добавился Гвардейск-Правдинск. Это чисто культурно-познавательный тур. Появился маршрут Советск-Неман. Это предложение появилось на рынке, потому что нужно предлагать туристам какие-то новые продукты. У нас очень большое количество возвратных туристов. В десятый раз показывать Куршскую косу, Светлогорск или Янтарный уже нельзя. В 2015 году все спасались туроператоры таким постоянным туристам показывали и спасались за счет Форта № 11. В 2016 году такого знакового объекта не появилось, да и в принципе одним объектом довольствоваться не будешь. От этого и стали предлагать восток области. Количество экскурсий в этом направлении выросло.


Голосящий Кивин.JPG

О блог-туре и других промо за бюджетные деньги

А.Е.:— Блог-тур, мне кажется, сработал очень хорошо. В социальных сетях больше всего обсуждали, что он связан с политикой, с предвыборной кампанией губернатора. Это совсем не так. У него была четкая цель — туризм. Наша задача была привлечь аудиторию 18–35 лет, привлечь через социальные сети, откуда они получают основной контент. Показать преимущества Калининградской области, причем на том языке, на котором они привыкли разговаривать. Достаточно глупо разговаривать с китайцем на английском, если ты знаешь китайский. Аудитории 20-летней нельзя давать информацию в духе «На берегу Преголи расположился красавец Калининград». После этого они сразу выключат такое. С ними надо, грубо говоря: «Изи-изи, рил ток». Они эту информацию воспримут. Это совершенно понятный для них язык. Факты, которыми я могу оперировать, что блог-тур был успешен: первое, Калининград вошел в четверку городов среди пользователей «Инстаграма». Эксперты посчитали, хэштеги каких городов пользователи чаще всего используют при упоминании в фотографии. Второй момент. 30 сентября, по моей информации, один из блогеров, который был в туре, приехал в Калининград отмечать свой день рождения. К нему приехали блогеры уже со всей России за свои деньги. Двое из них решили купить квартиры в Калининградской области. Потратили они здесь, с моей точки зрения, миллиона два. Они здесь покупали, отдыхали, снимали отель. Если получится договориться со спонсорами, то в следующем году обязательно проведем.


 
«Лайк, сердечко, поеду — не поеду»: для чего блогеров везут в Калининград

Мне тоже многое не нравится в том, что сделали блогеры, хотелось бы подправить, сделать по-другому. Но это их язык, и молодежь на нем разговаривает. Тот же проект «Пора валить» сделал уже несколько выпусков. Там десятки тысяч лайков и много перепостов. Это показатель.

Если смотреть на другие способы продвижения, то традиционно сработали «Голосящий КиВин» и второй год подряд Мировой чемпионат фейерверков. Это огромная медийная поддержка. Да, если посмотреть на тот же «КиВиН», приезжает около 300 человек игроков, болельщики. Еще половина — тоже приезжие, которые ради шоу регион посещают. Всего 1200. Часть местных в «Янтарь-Холле». Выхлоп небольшой. Самое главное — прайм-тайм на Первом канале, полтора часа про Калининградскую область, Светлогорск, янтарь, пляжи, шпроты — это дорогого стоит. Плюс практически все КВНщики — медийные персоны, а значит — посты в «Инстаграм», «Фейсбук», и у многих, наверное, возникнет желание приехать посмотреть вслед за звездами в наш регион. То же и по Чемпионату мира по фейерверкам. Была отличная картинка, и она разошлась по многим каналам. Сейчас эти истории больше медийные, но они помогают продвигать регион. 

О гостиничном фонде

А.Е.:— Отмечу, что к концу 2016 года процесс классификации отелей в Калининградской области завершен. На сегодняшний момент в регионе 222 коллективных средства размещения, в которых имеется 5994 номера, или 11 447 мест. В эти данные не входят санаторно-курортный комплекс, туристические базы, детские лагеря, меблированные комнаты, те, что сдаются по договору найма. Это довольно распространенная практика, поскольку информация о них размещается на таких популярных ресурсах, как «Booking.com» и «Arnbnb.com». Они в эту статистику не входят, так же как квартиры, которые находятся в апартаментных комплексах.

К чемпионату мира в регионе будут открыты три новых гостиницы и вторая очередь уже действующего отеля «Лангендорф». По трем другим, так и есть, собственники «Mercure» и «Ластадие» называют сроки ввода в эксплуатацию февраль—март. По «Mercure» у нас опасений никаких нет. По «Ластадие» я не уверен, что они успеют. Думаю, что март—апрель у них по срокам будет более реалистично. Хотя до конца не буду комментировать, пусть самостоятельно решают этот вопрос. В любом случае к моменту ЧМ оба этих отеля будут принимать гостей. Если они в апреле открываются, то у них только месяц на «букинг» остается. Плюс еще надо персонал тренировать. Но не просто где-то, а на базе гостиницы. Там не должны параллельно ходить линейный персонал и рабочие, которые будут укладывать плитку. Сомнения есть, но руководство и инвесторы заверяют, что все будет нормально и они успеют. Верим в их предпринимательские способности, в итоге у нас появится три отеля. Техническое открытие отеля «Кристалл Хаус» уже произошло. Сейчас они тестируют логистику, оборудование для общественного питания, SPA доделывают. Тестирование техническое. Как они сказали, первого гостя они планируют принять 1 декабря. Скорее всего, этого не произойдет. Им нужно чуть больше времени на подготовку. Хорошо, если они до конца года закончат, к новогодним праздникам будет замечательно.

Надеюсь, владельцы «Европы» не передумают и откроют к чемпионату отель 3*. Это хороший проект, особенно учитывая его местоположение.Есть информация, что будут открыты кемпинги для болельщиков. Много таких фанатов, которым лишь бы переночевать, чтобы был туалет, минимальные удобства. Такой, знаю, Артур Сарниц будет открывать на территории 11-го форта.

Не стоит забывать о частном фонде, апартаментах, то, что уже сейчас работает. В целом считаю, что проблем у болельщиков с размещением во время ЧМ-2018 не будет. Мы рассчитываем, что за месяц чемпионата город и область дополнительно посетит до 120 тысяч туристов.

Фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, Алексей Милованов, «Новый Калининград».


Текст: Станислав Пахотин



Комментарии к новости

prealoader
prealoader