Нет героев в своем отечестве

Знаменитый летчик, без пяти минут герой России, посрамивший НАТО майор Валерий Троянов, за судьбой которого, как за челюскинцами, год назад следила вся страна, выгнан из армии. История была бы смешной, если бы не была такой грустной: посвятившему всю свою жизнь военной авиации летчику и его жене негде даже жить.

Истребитель Су-27 летчика Троянова, как все мы помним, ровно год назад заблудился по дороге из Ленинградской области в Калининград и упал на территории Литвы. Пока успевший катапультироваться пилот ожидал решения литовских властей, сидя в вильнюсской гостинице под домашним арестом, на родине за его судьбу переживали не меньше, чем нынче за судьбу арестованных в Грузии офицеров ГРУ. С той лишь разницей, что спикер Миронов не обещал объявить Литве войну, поскольку она, как-никак, входит в НАТО. МИД писал ноты, министр обороны обещал по возвращении наградить летчика, а главком ВВС Владимир Михайлов прочил Троянову Звезду героя за то, что тот сумел «проверить» натовскую систему ПВО. В Ленинградской области, где служил пилот, школы уже вписывали в свои учебные планы «уроки мужества с летчиком Трояновым», а по всей стране проходили митинги поддержки — в Петербурге, например, сограждане так бурно высказывали свое возмущение перед литовским консульством, что их пришлось разгонять ОМОНом.

НТВ
| (Фото: НТВ)
Но, вернувшись на родину, майор недолго оставался героем. Уже примерно через месяц его признали частично виновным в аварии, обещавший Валерию Троянову звезду главком ВВС сказал, что «армия на него в обиде», потом он был переведен из летчика первой категории в летчика второй (несмотря на неоднократные уверения того же главкома, что никакому дисциплинарному воздействию Троянов не подвергнется). Теперь вот его и вовсе выгнали из армии.

Не спрашивайте, что героического совершил майор Троянов. Поджигать в лютую зиму крестьянские дома — тоже сомнительное достижение, однако Зоя Космодемьянская до сих пор является одним из главных наших героев XX века. Согласитесь, что хотя бы в течение нескольких дней своего литовского заточения он был самым настоящим, полноценным героем, признаваемым таковым и официальными властями, и народом. Почему же теперь люди, митинговавшие под дверьми литовских дипмиссий, не пикетируют Министерство обороны или Генштаб с требованием выдать майору Троянову новый самолет и допустить его к полетам до Калининграда и обратно?

Я пытаюсь вспомнить, кто еще в последнее время становился у нас героем. Ну понятно, задержанные недавно в Грузии офицеры ГРУ. Еще два агента ФСБ, взорвавшие в Катаре бывшего чеченского президента Зелимхана Яндарбиева и приговоренные там к пожизненному заключению, но потом переданные России. Еще героями могли бы стать матросы пойманного за браконьерство у берегов Норвегии траулера «Электрон», но их слишком быстро отпустили. Всех этих героев объединяет одно: они дали страдающему манией величия государству поиграть мускулами, к вящей радости тоскующего по великой державе народа. Показать им всем, что мы еще «ого-го»! Что не умер еще в нас дух СССР.

Дух СССР действительно не умер: герой ценен лишь в тот момент, когда является демонстрацией нашей «суверенности». Сам же по себе герой, что бы он ни совершил, как и любой гражданин России, никакой ценности не имеет. В пору литовского плена госканалы наперебой рассказывали, как отважный летчик, рискуя жизнью, отводил падающую машину от хутора в чистое поле. Теперь, на родине, его могут даже и посадить за нанесение государству материального ущерба в особо крупном размере – это уже никого не волнует.

А майор Троянов мало того что не имеет никакой ценности, так еще и «обидел армию»: рассказал натовским прихвостням, что его годовой налет составил 5 часов. А может быть, изложил и наиболее вероятную версию своей катастрофы – радиолокационный самолет А-50, который должен был помогать пилотам ориентироваться в пространстве, покинул место учений ради экономии топлива, когда истребители еще не достигли Калининграда.
Так что Троянов, можно сказать, еще легко отделался.
Источник: Ежедневный журнал

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.