Олег КОПЫЛОВ: Приходящие корабли встречает монстр

Все новости по теме: Город
Архитектор Олег Копылов войдет в историю Калининграда как человек, превративший главную площадь города из абсолютно безликого места в одну из здешних достопримечательностей. В прежние времена таких людей было принято увековечивать в бронзе или граните. Хотя бы в виде мемориальной доски. Впрочем, Олег Владимирович еще полон сил и творческой энергии. И, кстати, насчет калининградских памятников имеет свое особенное мнение.


Родина одна, матери – разные

- Если я правильно понял, большинство памятников города оставляет желать лучшего?

- Прежде всего, хочу сразу оговориться, что не собираюсь воевать с памятниками по причине моего личного отношения к людям, которым они посвящены. Меня занимает сугубо эстетическая сторона. И вот в этом отношении, например, памятник Ленину, поверьте, далеко не худший образчик скульпторского мастерства. Хотя деяния вождя мирового пролетариата за последнее десятилетие подверглись кардинальной переоценке. В этой связи вспоминается одна история, случившаяся, когда я жил еще в Ташкенте. В середине 80-х по указанию КПСС была создана комиссия, которая разъезжала по всему Узбекистану. Как вы думаете, с какой целью? Она оценивала (причем вполне компетентно, в составе были признанные специалисты) внешний облик многочисленных памятников Ленину. И некоторые из них были демонтированы как не соответствующие необходимым художественным критериям. Компартия понимала, что профанация в данном отношении недопустима, так как компрометирует всю идеологию.

- Если уж заговорили о Ленине, то где, по-вашему, он все-таки должен стоять?

- Понятно, что на площадь Победы памятник вернуть уже невозможно. Место у Дома Советов тоже оказалось неподходящим. Решено водрузить монумент у Дома Искусств лицом к Ленпроспекту. Перед постаментом предусмотрена площадка для неизбежных сборов и митингов сторонников коммунистических идей. А по мне, так нужен какой-нибудь парк, в котором были бы собраны все памятники вождям той эпохи.

- А какие памятники, появившиеся в последние годы, вас не устраивают?

- Мне очень не нравится памятник Петру I у здания штаба Балтийского флота по проспекту Мира. Какая-то нелепая поза со странным жестом руки, непонятно, на что император опирается, в общем, немногим лучше творения Церетели в Москве.

- Ну, на мой непрофессиональный взгляд, «наш» Петр I еще очень даже ничего. По крайней мере, по сравнению с «Матерью-Россией», которая стала настоящим местным анекдотом.

- Да, этот памятник не выдерживает никакой критики. Можно даже не вспоминать о его двусмысленном ракурсе, хватит и остальных сомнительных «достоинств» гиперсексуальной фигуры. Сравните с «Родиной-матерью» на Мамаевом кургане: идея, в принципе, та же, а насколько разные воплощения! Волгоградским монументом все восхищаются, над калининградским же – смеются. С женскими памятниками нашему региону вообще как-то особенно не везет. Не могу забыть, какой шок я испытал, увидев конную статую Елизаветы на конце мола в Балтийске. Настоящий монстр, встречающий корабли, приходящие к нам со всего мира.



К нам сплавляли залежалый товар

- Но есть же у нас и красивые памятники?

- Есть. Калининград получил прекрасное наследство от своих прежних хозяев. Немецкие скульптуры воистину превосходны. Шиллер у Драмтеатра, восстановленный Кант рядом с университетом, «Борющиеся зубры» - настоящие шедевры. Причем ни у кого не вызывающие идеологического отторжения, что весьма важно. Ведь памятник должен нести и смысловую нагрузку. Предугадывая следующий вопрос: я сам вполне допускаю, что в городе может иметься памятник человеку, никогда в жизни здесь не бывавшему. Скажем, уже упомянутому Ленину или Калинину (также в неплохом исполнении), или Пушкину (а вот его воплощение здорово подкачало). Но это должна быть личность воистину глобального значения. Впрочем, и тут необходим осторожный подход. Целесообразность сооружения памятника Бесселю я бы поставил под сомнение. Да, астроном с мировым именем, да работал в Кенигсберге. Но широкой публике его имя мало что скажет. Или вот предлагали поставить памятник казакам – ну нет для него необходимых предпосылок, здесь же не Дон и не Кубань, пусть даже выходцы оттуда в области обосновались.

- Что нужно сделать для того, чтобы город обзавелся действительно достойными памятниками?

- Знаете, у меня сложилось впечатление, что долгие годы в Калининград разные скульпторы сплавляли откровенно неудачные свои творения. Из тех, макеты которых обычно вечно пылятся в мастерских. То ли заказчики мало в искусстве понимали, то ли каким-то иным образом ваятелям удавалось пробить свое предложение, наверняка уже сказать невозможно. Ясно одно – европейскому городу, каковым является Калининград, необходимы памятники куда более достойного художественного качества. Нужно привлекать к работе ведущих мастеров, а окончательное решение в каждом отдельном случае должна принимать специальная комиссия. И чем придирчивее она будет, тем лучше. Ведь памятники не только во многом формируют сиюминутный образ города, по ним о нас будут судить следующие поколения.
Источник: КП - Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.