Галина Вишневская принимает поздравления с юбилеем

Галине Павловне Вишневской – прославленной оперной приме, преподавателю, меценату, просто красивой женщине, которая не боится и не скрывает свой возраст, исполняется в среду 80 лет.

Галина Вишневская относится к тому типу людей, про которых нельзя однозначно сказать, в чем ей повезло или в чем не везло. Стать примой Большого театра в 25 лет. Петь произведения, написанные специально для неё Прокофьевым. Быть женой и самой любимой женщиной гениального музыканта (исполнителя, дирижера). Обладать всеми возможными почетными титулами и наградами Земли. Стать эталоном оперного мастерства. Основать благотворительный фонд. Открыть собственную оперную школу: Центр оперного пения Галины Вишневской…

Но, с другой стороны: прожить все детство в голоде, перенести блокаду Ленинграда, потерять ребенка, вынести все унижения, свойственные театральному миру, быть выгнанной из своей родной страны… Ни один человек в мире никогда не скажет, что у Вишневской была сладкая жизнь. Но сегодня, когда ей исполняется 80 лет, оглянувшись на прожитое, она с гордостью пишет в своей автобиографии: «Вся трудная моя жизнь научила меня ничего не бояться, не робеть, на несправедливость немедленно давать отпор».

Она умеет говорить «нет». Это не из свойства характера, а из осознания собственного достоинства, она имеет на это право. Королева оперы отказалась от празднования своего юбилея в Большом театре. Последнюю премьеру «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова она сочла личным оскорблением, ведь именно Татьяна в её исполнении стала звездным дебютом Вишневской на главной оперной сцене страны. Модерновая постановка «Онегина» возмутила Галину Павловну настолько, что она написала открытое письмо руководству Большого театра, в котором назвала такое прочтение классики «кощунством и бесстыдством». Поэтому чествовать Вишневскую будут в Большом зале Московской консерватории.

«Евгений Онегин» стал и первой из опер, которые услышала в детстве десятилетняя Галя. Еще до войны мама подарила ей несколько пластинок с записью произведения Чайковского, после чего девочка поняла, что хочет стать артисткой, но до исполнения мечты ей пришлось пережить страшные годы войны. В седьмом классе она оказалась в кольце ленинградской блокады. Но лишения, голод и болезни не сломили её волю, и в 1944 году она поступила в Ленинградский областной театр оперетты. Летом того же года она вышла замуж за красивого молодого моряка Георгия Вишневского, но вскоре после свадьбы она поняла, что этот поступок был ошибкой. Они расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия - Вишневская – сейчас напоминает ей, по её собственным словам, о том, что «это действительно было».

Вторым её мужем стал директор театра, Марк Рубин, который был старше Галины на 22 года. Театр был разъездной, поэтому они всегда находились в дороге, давали концерты и спектакли по воинским частям Ленинградской области. Так пришло первое понимание, что искусство - не сказка, а тяжелый, изнурительный труд. И если хочешь быть большой актрисой, надо быть готовой ко многим жертвам.

В одной из таких поездок она узнала, что беременна. Мальчика, родившегося в Кенигсберге (ныне Калининград) назвали Ильей - в память об отце Марка. Он прожил два с половиной месяца и умер от болезни. В новом фильме Александра Сокурова «Элегия жизни. Вишневская. Ростропович», который выйдет в феврале 2007 года, Галина Павловна раскрывается со множества сторон. В том числе и в рассказанной ею истории об Илье. Несколько лет назад она с представителями своего фонда инспектировала одну из калининградских детских больниц. И вдруг поняла, что узнает это место. Узнает расположение палат. Узнает пороги больницы, лестницы… Спрашивает у врачей, есть ли здесь родильное отделение? Врачи отвечают, что было когда-то. И, как признается героиня фильма, она с ужасом осознала, что настолько боялась рожать из-за голода и неопытности, настолько ей было страшно вспоминать смерть сына, тот кошмар, когда она, больная, изможденная держала мертвого младенца на руках и копала могилку в промерзшей земле, что вычеркнула из памяти этот эпизод.

В 1952 году её приняли в Большой театр. В октябре 1953 года состоялось первое выступление в роли Татьяны в «Евгении Онегине», и это стало не только причиной для перевода Вишневской из стажерской группы в труппу солистов Большого театра. Это стало для неё началом большого звездного пути. Её Татьяне рукоплескал весь мир. На певицу приходил смотреть Сталин. Она отличалась от общепринятых больших тучных солисток: молодая, невероятно красивая, обладающая исключительным вокалом актриса.

О первой встрече с Мстиславом Ростроповичем она рассказывает так: «Иногда известных артистов приглашали на приемы иностранных делегаций в качестве гостей, и на одном таком приеме в ресторане «Метрополь» в апреле 1955 года была и я - естественно, без мужа. Вдруг подходит какой-то молодой мужчина, здоровается со всеми. Меня спрашивают: «Вы не знакомы?» – «Нет». – «Так познакомьтесь - это виолончелист Мстислав Ростропович, а это - новая звезда Большого театра Галина Вишневская». На первой встрече они не произвели друг на друга какого-то исключительного впечатления. Но уже в следующий раз и Вишневская, и Ростропович поняли, что они созданы друг для друга. Так началась одна из самых известных историй любви знаменитых музыкантов.

Их изо всех сил пытались уничтожить: советская пресса, государство, «органы». Но они оба оказались людьми не слабого порядка. Несколько лет на их даче жил опальный Александр Солженицын, что и стало основной причиной выдворения Ростроповича и Вишневской из страны. Даже после перестройки, когда их пригласили обратно, на Родину, они не стали гражданами России. Их дома в Париже, Вашингтоне, Нью-Йорке, в Лозанне, в Лондоне, в Петербурге и Москве. Галина Вишневская построила Центр оперного пения, где она преподает вокал после того, как более 20 лет назад закончила свою певческую карьеру.

На «золотой свадьбе» двух гениальных музыкантов за одним столом с Вишневской сидели короли, королевы, принцы, принцессы, президенты самых разных стран. Быть рядом с ней – невероятная честь. В среду на церемонии чествования Галины Павловны в Москве состоится грандиозный гала-концерт «Вишневская, vivat!». Его будет вести Святослав Бэлза, выступят звезды российской и мировых сцен: Лариса Дядькова, Владимир Чернов, Бадри Майсурадзе, Владимир Маторин, Владимир Огновенко, Деннис О"Нилл, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Мария Александрова. Специально для Галины Павловны прозвучит «Застольная песня» из «Травиаты» в исполнении сто сопрано. По просьбе Мстислава Ростроповича выступит один из самых известных дирижеров современности Сейджи Озава.

На закрытом показе нового фильма Александра Сокурова Галина Вишневская на вопрос корреспондента АНН, может ли она добавить личное послесловие к картине о себе и Павловны, вдохновенно произнесла отрывок из стихотворения Сергея Есенина:

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…»
Источник: Агентство национальных новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.