Дырявый «парус детства моего»…

Пустынно в яхтенной гавани, что рядом с Прибрежным. Сезон хождения под парусами закончился, и большинство судов перебазировалось на зимние стоянки. Над заливом ходят тучи, дело к зиме. Под стать времени года настроение и у членов областной федерации парусного спорта. Перспективы, которые им светят, совсем не радужны. Дело в том, что с весны появились у яхтсменов соседи, от которых ничего хорошего ждать не приходится. Чем же они так не приглянулись спортсменам?

- Эта яхтенная гавань – единственная в области, - начинает издалека Олег Нечасткин, член президиума федерации, с которым мы прогуливаемся по берегу. - В 1958 году на этом месте был создан яхт-клуб, а при нем – детская спортшкола. Взрослые и дети мирно сосуществовали почти полвека. Малышня училась у старших, а затем вливалась в ряды мастеров парусного дела. Многие из мальчишек заболевали яхтингом на всю жизнь. Но с развалом страны содержать и гавань, и школу государству стало накладно. И чтобы не заниматься детским спортом, территорию разделили на три части. Одна досталась Ассоциации молодежных и студенческих организаций области, вторая – отделу по делам молодежи мэрии Калининграда, а третья отошла в ведение территориального управления федерального агентства по управлению имуществом. Все три хозяина о своей собственности заботятся неважно, если судить по состоянию гавани и прилегающей территории.

Тем не менее земли эти - кус лакомый. Кого только за эти годы здесь не появлялось в надежде поживиться!

Нечасткин вспоминает, как один из предпринимателей пригнал сюда три десятка старых автобусов и занялся их разборкой. Слава Богу, удалось его выгнать.

За последние годы было предпринято три попытки передать яхтенную гавань в аренду коммерческим структурам. И все договоры аренды были расторгнуты по причине невыполнения договорных обязательств, в которых была прописана помощь детской спортшколе. Ни один предприниматель, пришедший в гавань, и не подумал побеспокоиться о поддержке ребят.

Взрослые яхтсмены худо-бедно объединились в 1996 году в федерацию. На свои средства они ежегодно проводят до двух десятков различных соревнований. Каждый сезон свыше десятка яхт участвуют в различных регатах стран Балтийского и Северного морей. Не раз они занимали там призовые места.

Федерация неоднократно обращалась с просьбой передать ей в доверительное управление или аренду яхтенную гавань. Но получала отказ. Несмотря на это, спортсмены на собранные самостоятельно средства углубили подходной фарватер, расчистили акваторию гавани, выкопали ковш для стоянки 30 килевых яхт. Сейчас в Прибрежном базируется 37 яхт различных классов.

- Но у нас беда, - продолжает Олег Александрович, - мы стареем, а смены нет. Конечно, с нами ходят наши дети, внуки, племянники. Но, сами понимаете, не об этом речь. И вот теперь мы боимся, что на детском спорте и вовсе будет поставлен крест.

В феврале этого года гавань с прилегающей территорией и имуществом была передана федералами в хозяйственное ведение сочинской коммерческой организации «ФГУП Юг спорт».

- Новые хозяева также не пытались что-либо сделать для детского парусного спорта. Не провели за лето ни одной парусной регаты для детей, не создали штат тренеров. А нас пытаются выжить, непомерно повышая плату за стоянку, - подключается к разговору Роман Медведев, исполнительный директор парусной федерации. – Нам говорят: «Мы вас пока терпим».

После встречи с яхтсменами я поинтересовалась позицией «сочинцев». Их представляет в регионе Павел Шаренков, тоже яхтсмен. И взгляд на проблему у него прямо противоположный, и свое мнение он выражает в довольно резкой форме:

- Данная группа товарищей, считающих себя спортсменами, является владельцами частных прогулочных яхт. Это взрослые дяденьки, которые хотят сесть на базу ДЮСШ и платить мизерные деньги за стоянку своих судов. Что мы готовы сделать для возрождения детского спорта? В гавани планируется строительство федерального центра спортивной подготовки для всех возрастов, в том числе и для детей. Да, стоянка для владельцев прогулочных яхт будет дорогой, но для спортсменов – вполне доступной.

Увы, назвать хотя бы приблизительную дату превращения запущенной до чрезвычайности гавани в процветающую марину Шоренков не смог. Очередные Нью-Васюки? Или федералы и в самом деле возродят и гавань, и детский парус в регионе? Покажет время.

А пока спортсмены, сытые по горло всякими обещаниями, занимаются писаниной. Они пишут председателю Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеславу Фетисову, председателю Всероссийской федерации парусного спорта Александру Котенкову, губернатору области Георгию Боосу. Яхтсмены не верят красивым словам Шоренкова о возрождении детского спорта и предлагают передать гавань в доверительное управление федерации с созданием на ее территории ДЮСШ по парусному спорту с областным подчинением. Они уверены: превращать эту территорию в коммерческую структуру нельзя.

- Гавань была и остается единственным центром парусного спорта в регионе. И если ее и в самом деле превратить в место базирования коммерческих яхт, то будет загублен не только детский спорт, но и взрослый, - говорят яхтсмены.

Информация к размышлению

В Польше с 50-х годов ХХ века начала проводиться политика создания парусного флота. В результате грамотных действий властей детские яхтенные школы теперь есть в каждой прибрежной деревушке. Сегодня на Мазурских озерах 25 тысяч яхт, а вся Польша обладает одним из крупнейших яхтенных флотов Европы, не являясь по сути богатой страной. Поляки научились строить яхты в складчину. Чтобы ходить под парусом, они, в отличие от нас, объединяются. А мы, выходит, гробим то, что создавалось нашими предшественниками 50 лет назад. Оттого у нас сегодня в области не наберется и сотни яхт…
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.