Учредитель «Акрополя»: «Диву даюсь, когда говорят о поминутной оплате паркингов»

Все новости по теме: «Не паркуйся, как ...!»
После того, как глава регионального УФАС Ольга Боброва на пресс-конференции рассказала о намерении возбудить дело в отношении оператора платного паркинга «Акрополя» — компании «Мюллер и К», с инициативой высказать свою позицию по этому вопросу в редакцию «Нового Калининграда.Ru» обратился учредитель «Акрополя» Араик Товмасян. Он попытался объяснить, почему в паркинге отменили бесплатный 10-минутный период, и почему считает абсурдным предложение брать поминутную тарификацию за платную парковку автомобиля.

— Вы не согласны с решением УФАС возбудить дело против парковки ТЦ «Акрополь». Какие аргументы можете привести в свою защиту?

— В последнее время, активно обсуждаются вопросы, связанные с тарификацией оплаты парковки в торговых центрах, которые возникли в связи с проводимыми проверками УФАС нашей парковки и парковки, расположенной в ТЦ «Европа». Только две парковки из всех, расположенных в Калининграде, попали в поле зрения УФАС. При этом СМИ освещали только точку зрения пресс-службы УФАС, а наш взгляд на проблему игнорировался, либо сильно искажался, несмотря на то, что в данный момент ведется активная официальная переписка, связанная с нашим несогласием с теми решениями, которые навязывает данная организация.

Сегодня мы направили прокурору письмо, которое подготовили наши юристы, с его текстом я могу вас ознакомить. Оно как раз отражает суть вопросов, которые Вы озвучиваете. Мои сотрудники активно дают интервью все новостным телеканалам, новостным порталам, но показывают только их профиль, фас, а комментарии корреспондентов абсолютно не соответствуют сути, содержанию и логике того, что говорили мои сотрудники.

Суть в чем. Могу начать с предыстории. Еще год назад на парковке были первые 10 минут бесплатными, стоимость услуг составляла — 30 рублей за 1 час. Мы поэкспериментировали, и в течение одного месяца первые 10 минут при заезде на автостоянку были бесплатными. Таких льготных условий нигде вокруг не было. По окончании месяца после проведения анализа было определено, что машинопоток увеличился всего на 15%. Однако при этом возникла другая проблема: в часы «пик» при автомобильных заторах на ул. Горького и ул. Баранова парковка использовалась автомобилистами как транзитный маршрут, по которому было возможно объехать «пробку». Это привело к тому, что был сбит человек, проходивший по территории парковки, т.к. водитель транзитно проезжающего автомобиля ехал со скоростью 40 км в час и вовремя не заметил проходящего к торговому центру человека. Поэтому мы вернулись к 30 рублям за 1 час без 10-ти минутного бесплатного лимита.

В течение года мы приобрели новое современное оборудование и программное обеспечение, в связи с чем планировали с 2012 года увеличить тариф за пользование парковкой. Одновременно в этим мы провели (в связи с реконструкцией 6-го и 7-го этажей, в которых планировалось функционирование новых торговых площадей) маркетинговое исследование, в результате которого было определено, что одного часа для посещения торгового центра не хватает, а полтора часа — среднее время, необходимое для посещения только нескольких магазинов, при этом три часа необходимо покупателям для обхода всего торгового центра и совершения покупок. Поэтому мы приняли решение установить оплату 50 рублей за полтора часа, делая нашим клиентам скидку, т.к. за один час в таком случае они заплатили бы приблизительно 33-34 рубля, а не 50 рублей в час, как планировали первоначально. При той логике, если бы мы подняли за час до 50 рублей получилось бы, что за 2 часа человек заплатил бы 100 рублей. В настоящее время наши клиенты платят 100 рублей за три часа пользования парковкой. Нам показалось, что данным решением мы идем навстречу нашим посетителям, предоставляя им такую скидку.

Относительно того, почему вдруг это стало очень актуальным сейчас... Честно говоря, даже и не знал, что нам когда-либо придется сталкиваться с УФАС в данном вопросе, ведь это наше право установления цены, периода оплаты и скидках за пользование парковкой в нашем торговом центре. Поэтому думаю, что люди просто ошибаются (я имею ввиду УФАС). Но я не думаю, что нам нужно платить за их ошибки.

acro.jpg— Ошибаются в чем?

— Начнем с простой арифметики. Чтобы у ФАСа было основание нас в чем-то упрекнуть, производить какие-то действия в отношении нас, мы должны быть признаны доминирующим игроком на рынке относительно нашего вида деятельности. По закону, как мне юристы объясняли, у нас должна быть доля на рынке не менее 35% либо мы должны иметь возможность (зачитывает документ — прим. «Нового Калининрада.Ru) «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». Второй вариант, как понимаете невозможен, т.к. у каждого торгового центра есть своя парковка, мы не оказываем решающее влияния на этот рынок и никого не ограничиваем. Кроме того, альтернативой платным парковкам являются бесплатные, расположенные на территории города Калининграда. Таким образом, у клиентов есть выбор: воспользоваться бесплатной парковкой, принять условия, действующие на нашей парковке, принять условия расположенных поблизости парковок других хозяйствующих субъектов.

Первый вариант (т.е. что мы занимаем более 35% от рынка данных услуг), как нам кажется, тоже не соответствует действительности, т.к. в географических границах города Калининграда расположено несколько крупных парковок, на которых взимается плата за оказание услуг. На нашей парковке расположено порядка 430 машиномест. Если взять основные парковки на центральных улицах города, то около ТЦ «Пассаж» примерно 400 машиномест (у Храма и напротив КДЦ), ТЦ «Европа» — 350, ТЦ «Кловер» — 166, ТЦ «Эпицентр» — 145, Центральный рынок — 200, Балтийкий БЦ — 270, торговый центр «Мега» — 300, ТЦ «Плаза» — 400. И это не весь список платных парковок, расположенных в Калининграде...

Кстати, мы вас пригласили только сегодня, мы получили приказ УФАС о том, что нас ввели в Реестр «доминирующих субъектов». В приказе «черным по белому» написано, что наша доля на рынке услуг составляет 35,69%. В этом же приказе написано, что доля компании «Евроклининг» (ТЦ «Европа») составляет 52,96%. Если это суммировать, получается, что наши две парковки владеют 88,65% парковочных мест в Калининграде. Если УФАС берет только одну улицу, я могу с ним согласиться, но речь идет обо всем городе. Мы в письме прокурору перечисляем, сколько машиномест есть на остальных парковках, и мы никак не попадаем под статус доминирующего субъекта в этом виде деятельности.

Но здесь логика в чем. Сейчас уже начинается абсурд. Если бы мы действительно доминировали и попадали под сферу влияния УФАС, то данная организация должна давать указания, которые возможно исполнить. Сейчас я говорю о требовании УФАС ввести поминутную тарификацию за пользование услугами парковки. Наши сотрудники постарались деликатно объяснить, что таких аппаратов нет в Калининградской области и в ближайших европейских странах. Действительно, мы можем приобрести программное обеспечение (в городе есть такие специалисты), которое позволит осуществлять поминутную тарификацию, однако таких аппаратов, которые бы выдавали сдачу копейками за фактическое время пребывания — нет. Когда человек что-то обычно говорит, это надо представлять в реальной жизни. Вот я вам, Оксане Майтаковой, предлагаю завтра заехать на парковку, и мы специально поставим поминутную оплату (я имею в виду программное обеспечение, позволяющее рассчитать время пребывания). Давайте смоделируем ситуацию. Из расчета 30 рублей в час, допустим. Человек простоял 12 минут 35 секунд. Умножаем на 30 рублей, получается, что автомат должен дать сдачи 20 рублей, 97 копеек. И как вы думаете, есть смысл мне покупать такое оборудование, которое будет копейками давать сдачу? Я буду создавать очень дискомфортные условия обслуживания нашим посетителям, и я любым путем буду противодействовать этому решению, потому что это абсурд! Такого оборудования здесь нет, а если его где-то заказывать, это будет очень дорого, что также скажется на стоимости услуг парковки. Конечно, она в случае приобретения такого оборудования будет увеличена. Кроме того, у наших европейских соседей также производится почасовая, а не поминутная тарификация, исключая муниципальные парковки.

— Вы понимаете, что ваше заявление о том, что ваше оборудование вы хоть сейчас можете перестроить на повременную оплату, еще более может подстегнуть УФАС?

— Я могу попытаться, есть техники и есть компания, которые обслуживают... Можем попытаться, что-то получится. Но это абсурд! Я же вам пример привожу — реально она нигде не применяется, ни в какой стране. Поэтому говорю — давайте смоделируем ситуацию, допустим, есть хорошие специалисты, есть аппарат, и он завтра стоит. Я вам говорю — давайте, пожалуйста, ставьте машину. Вы поставили на 13 минут, и потом вы идете куда? Такого кассового аппарата я точно не могу поставить, который дал бы вам сдачи с 50 рублей 6 рублей 57 копеек, к примеру.

— Вашу логику я понимаю, а можете ли вы принимать оплату по банковским картам?

— Можем. Но это повлечет определенные затраты, на которые я не готов пойти сейчас. И вы здесь не можете меня упрекнуть, потому что около 4,5 млн рублей в прошлом году мы вложили только в парковку. Давайте смоделируем еще ситуацию, в чем получается ущербность всех телодвижений. У нас нервов хватит, чтобы спокойно в суде разобраться, потому что суд решает, а не УФАС, как нам быть. Вы признаете факт, что у нас в городе центр практически перегружен, не хватает парковочных мест. Так? Так. Скажите, пожалуйста, какой смысл убить парковочный центр, который и так половинчато функционирует. Когда мы говорим, что парковка окупается 20-25 лет, люди по мере своих знаний или незнаний думают, что это, мягко говоря, неправда. Вы любого строителя спросите... 

Наш парковочный центр — 30 тысяч квадратных метров, одно парковочное место в многоуровневной парковке обойдется не дешевле 350 долларов. Это получается 10 с лишним миллионов долларов. Около 400 машин можно парковать. Средняя выручка, если дай бог, в год 12-15 млн рублей, вы можете подсчитать, сколько лет потребуется на то, чтобы окупить затраты в 300 млн рублей. Я взял самые минимальные скромные цены при строительстве парковки, потому что это не просто бетонные перекрытия, это специальные перекрытия для парковки, и взял очень хорошую выручку в год — 12-15 млн. рублей. То есть, с одной стороны мы вроде как говорим, что не хватает парковок, мы по логике вещей должны заинтересовать инвесторов, чтобы они строили еще. С одной стороны, это все хорошо, с другой — начинают выкручивать руки. Если бы я понял логику этих действий... 

Кроме того, я большие деньги потратил, чтобы карман, предназначенный для остановки общественного транспорта около центрального входа в ТЦ «Акрополь», расширить и продлить. Однако такси как стояли, на остановке, так и стоят, загромождают все. Сотрудники УФАС в городе не живут? Они разве не понимают все это? Может быть, нам нужно раньше было говорить об этом.

_MG_8278.jpg— Наверное, не говорили, потому что ждали закона об эвакуаторах?

— Нет. Смотрите, если бы это было рентабельным... Я достроил вместо парковки на 6 и 7 этаже мебельный и другие магазины, только потому что парковка там была постоянно пустая, понимаете. Пустая! Если бы это был такой рентабельный бизнес, как предполагает УФАС, зачем мне было брать дополнительные кредиты и инвестиции. Смотрите, в чем еще заключается ущербность такой ситуации. Я, честно говоря, диву даюсь, когда говорят о поминутной оплате. Даю шанс УФАС еще один повод обратить свое внимание. Наш ресторан «Терраса», который вы упомянули (ресторан входит в группу компаний Араика Товмасяна — прим. «Нового Калининграда.Ru»), если объединить по доминирующему положению с каким-то еще, то они вместе тоже будут занимать доминирующее положение. В таком случае можно задать вопрос — а как я так умудряюсь суп продать по 250 граммов. А если человек взял суп и не доел его, я должен вернуть ему стоимость недоеденных 10 —ти граммов супа. (Но это я так, шучу).

Другой пример — иду в строительный магазин. Я могу у них попросить трубу 20 см? Нет, они продают трубы погонными метрами. Кто установил шаговость? Полчаса, час? За границей есть муниципальные парковки, которые оплачиваются жетонами. Один жетон рассчитан на 15 минут. Но если вы стоите 10 минут, все равно платите за 15, никто за фактическое время пребывания денег не возвращает. Если 17 минут отстоите, то будете платить за 30 минут.

— 15 минут, но не полтора часа! Почему вы не сделаете такой же шаг на вашем паркинге? Почему я ставлю машину на 1 час 40 минут, но плачу за 3?

— Хорошо, тогда я понимаю, почему вы так относитесь к парковкам. Может быть, кто-то из УФАС тоже поставил машину, поэтому у него возникли такие вопросы. Однако я еще раз повторюсь, что данный шаг был нами сделан в интересах наших клиентов. Ведь за 3 часа стоянки Вы заплатите только 100 рублей, а не 150, как на некоторых парковках, расположенных в центре.

— Я согласна заплатить за 17 минут, как за 30 минут. Но это более справедливо, чем за полтора часа...

— Чем справедливо? Объясните! Вы не правы. Большинство людей, которые приезжают к нам, являются посетителями нашего торгового центра и за 10-15 минут они не успеют осуществить намеченные планы. Мы же посчитали, сколько у нас в среднем человек остается — от 1 часа до полутора. Я завтра поставлю цену 50 рублей за 1 час. Есть какие-то упреки в отношении нас?

— Понимаю, что упреков быть не может, потому что ваши соседи — паркинг около «Эпицентра» и в «Кловере» — уже установили такие расценки.

— Да, пишите, что я виноват в том, что не ставлю в час 50 рублей и упираюсь, что нужно полтора часа!

— Платить за 1 час 40 минут как за три часа — несправедливо. Если бы расценки были прежние — 30 рублей за 1 час, я бы заплатила 60 рублей, а так получается 100.

— Хорошо, пожалуйста. Но тридцать рублей за час уже не будет, это расценка прошлого года. Напоминаю, что мы приобрели новое оборудование, кроме того, в результате инфляции поднялась стоимость материалов, в т.ч. моющих средств и применяемых реагентов. У вас есть опрос, в котором вы спрашиваете мнение потребителей. Проводите опрос, спросите, что они хотят видеть — 50 рублей за 1 час, потому что сейчас это средняя цена. Или 50 рублей за 1,5 часа. Где больше наберется голосов, я так и поставлю.

— Подождите. Вы все же предлагаете почасовую оплату, а не по 15 минут, как в Европе?

— Конечно! 15, 10, 5 минут — так можно до маразма дойти! В Европе действительно есть муниципальные парковки по 15 минут. Однако там просто столбик стоит, и ничего нет: нет камер видеонаблюдения, персонала, не обустроена специальным покрытием территория, которую нужно чистить определенными реагентами. Нет большинства затрат, которые мы несем.

— Вы сказали, что тот ход — перевести оплату с почасовой на полуторачасовую — это был ваш «шаг навстречу посетителям»?

— 100% Иначе его нельзя трактовать. Это любому понятно, что 50 рублей за 1 час — больше принесет мне денег, чем та же сумма за 1,5 часа.

acro1.jpg— Почему нельзя сделать один час вновь по 30 рублей, ведь сегодня по сути так оно и есть примерно, просто полуторачасовая тарификция?

— То есть, не 20 лет окупаемости, а 30?

— У вас изначально был тариф 30 рублей за один час. 50 рублей за полтора часа — это примерно то же самое, 33-34 рубля в час. Почему не вернуться к этим расценкам?

— Я вас спрашиваю, 33 рубля за 1 час — каким образом платить? Для вас важна сумма, а не суть. Вы говорите, что готовы платить 30 рублей за неполный час. Получается, что я не оказал услугу, а вы платите. Понимаете, я хочу вас заинтересовать, потому что чем дольше вы остаетесь, чем дешевле платите!

— Вы являетесь девелопером и сдаете помещения в аренду?

— У нас тут очень много и собственников. Часть магазинов — собственники, часть — арендаторы.

— Раньше вам принадлежала траттория «Густо», но вы ее закрыли.

— Мы продали ресторан, и новый собственник переформатировал его под магазин.

— Одноименный торговый центр «Акрополь» в Клайпеде также является управляющей компанией, которая сдает помещения в аренду, есть там собственники. Но у них бесплатный паркинг на 2 тысячи машин, клиенты приезжают и проводят там весь день.

— Рассказываю. Здесь вместо одного богатого юридического или физического лица есть несколько таких, как мы. Мы не такая богатая, к сожалению, компания, как вам кажется, у нас в основном все на кредитах. Сам процесс появления «Акрополя» начинался как долевое строительство. У каждого свой участок, своя площадь. Точно так же наша компания инвестировала в парковку. И сейчас говорить — давайте, ваша часть не будет получать прибыль. Это то же самое, что подойти к собственнику магазина и сказать, чтобы он отказался от получения прибыли.

— Я правильно вас поняла, что срок окупаемости 20 лет, и вам еще далеко до окупаемости?

— Абсолютно правильно. Можете писать эту цифру. Узнайте среднестатистические цены. Даже если кто-то сделает квадрат за 200 евро, 20 тыс квадратных метров — это 4 млн евро, 160 млн рублей. Даже при 12-15 млн рублей — это более 10 лет окупаемости.

— На круглом столе Сергей Викторович Мельников говорил, что 7 лет. Возможно, что там часть мест продавалась.

— Мы, наверное, долго сидели бы на парковке и обанкротились бы в кризис, если бы не продавали более ликвидную часть — торговые площади. Этим мы компенсировали наши убытки, иначе просто на парковке мы обанкротились бы.

— Ваша позиция мне понятна. Но насколько я помню, когда начиналось строительство «Акрополя» на месте бывшей остановки автобусов, говорилось просто о многоуровневом паркинге. Как бы не было речи, что он будет платным.

— Не было такого, и, честно говоря, я даже не пойму, в какой момент это кто-то где-то сказал, и пошло. Знаете, как «бытует мнение». Я догадываюсь, о чем тут может идти речь, это другой был торговый центр, объявленный, как парковка. Но здесь изначально разрешение получили как торговый центр с парковками, ресторанами, третье-десятое.

— Выделяли участок в те времена, когда еще не было аукционов, а была договоренность какая-то с мэрией?

— Вы знаете, просто память других людей о том, как это все было со временем притупляется. Тогда стоило прийти и сказать — слушайте, я хочу инвестировать 15-20 млн, и Юрий Алексеевич Савенко, которого я очень уважаю, и который много сделал для развития нашего города, спросил: «Парковка? Это надо!». Я объяснил, что одной парковки будет окупаемость — 20 лет, что кроме нее нужна более ликвидная группа деятельности, которая может вытянуть этот бизнес. И все, мы пришли к консенсусу. Тогда офисных блоков в городе не было еще. Да и вообще многоуровневая парковка появилась раньше времени, наверное. У нас тогда даже культуры ставить машины на парковках не было. Мы просто видели, как за границей, и тоже хотели так. И вот с такой надеждой и строили.

— Участок в аренду передан?

— Да, на 49 лет. Но мы впоследствии часть земли, где парковка, купили. Это наша собственность.

— Ваши планы? Насколько я знаю, вы планировали строить около «Акрополя» гостиницу. Планы откладываются?

— В этом вопросе мы бессильны. Наши соседи — церковь — построили там детскую школу, мы не проходим по санитарным нормам.

— Но вы же планировали изначально?

— Мы очень много планировали. К сожалению, есть очень много преград, которые просто не преодолеть. У меня столько энергии отнимает даже не столько рабочий день, сколько прочтение нехороших комментариев. Я переехал сюда 18 лет назад, и я считаю себя из той категории переселенцев, которых область ждет. Это не потому что я хочу себя как-то приукрасить. Я обеспеченный человек, в самопиаре не нуждаюсь. Я не участвовал в приватизациях, ничего государственного не взял. Мне выделили участок, я взял кредит и строил.

— По поводу комплекса «Резиденция» на Литовском валу, в котором будет несколько ресторанов. Александр Ярошук сказал, что проводили переговоры, и вроде как отказались. Потому что соседство с церковью — не самое лучшее соседство.

— Это мне напоминает ситуацию — вы пришли, квартиру купили в жилом доме, а через неделю спрашиваете — а что, соседи пьют что ли, разве они имеет право пить? Кто мешал заранее узнать, что за участок рядом, под что разрешено целевое использование у соседа? Мы-то родились намного раньше, чем церковь. Однако нашему соседству ничего морального не мешает. То, что будет построено — во благо города и людей. Однако я не буду об этом рассказывать раньше времени.

— Этот участок тоже Юрий Савенко выделял, или вы его покупали?

— Нет, мы проходили все круги ада. Юрий Алексеевич своим единоличным решением данный участок выделить не имел право по закону. Поэтому мы несколько раз проходили Горсовет и Градосовет, на котором несколько раз объясняли, что это будет за идея.

— Мне кажется, что напоминает армянский стиль.

— Нет, в Армении красный кирпич не употребляется. Там есть природные камни — туф, гранит, базальт и т.п. Мы здесь историю хотим восстанавливать. Это стиль — эклектика. Мы не претендуем на то, что это чисто прусский стиль, чисто русский стиль. В Луизу были влюблены три мужчины — Наполеон, русский царь и прусский король, поэтому у нас была попытка сделать три разных архитектурных стиля — немецкий, французский, русский. Это будет не только «едальня» или пивной бар, как вы писали в своем материале, и никто не дал права так уничижительно говорить. Там будет пять хороших ресторанов. Но я пока не буду все рассказывать.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото — предоставлено ТЦ «Акрополь» и из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.