Операция «монетизация»

Все новости по теме: Монетизация льгот
Нет, вы ответьте, откуда взялся этот максимум – 28 поездок? – напирал на меня не соизволивший представиться мужчина на том конце телефонного провода. – Или наверху не знают, что в месяце тридцать дней? А может, они просто в очередной раз решили над нами, стариками, поиздеваться? Хотел было задать эти вопросы областному правительству, но у них там постоянно занято...

В отличие от сердитого анонима мне удалось с первой же попытки связаться с чиновником глубже других, пожалуй, проникшим в резонансную тему льготников, – консультантом отдела по делам ветеранов, инвалидов, военнослужащих регионального правительства Сергеем Косаревым.

Итак, по его информации, каждому нашему земляку, который относится к труженикам тыла, ветеранам труда и прочим категориям региональных льготников, с нового года ежемесячно светит 429 «транспортных» рублей. Эту некруглую сумму управленцы взяли, оказывается, не с потолка, а, оттолкнувшись от 13-рублевой цены за проезд. Правда, в какое такое прекрасное далеко на территории нашей области можно добраться за эти «хорошие» деньги, должностное лицо сообщить затруднилось. Зато мой собеседник заметил, что речь идет о не о 28 одноразовых поездках, а о 33-х. Что это аж в два раза больше того прожиточного минимума, который фигурирует в нормативном акте о расчете пресловутой потребительской корзины среднестатистического калининградца. И что в случае разгула инфляции областная казна в обязательном порядке проиндексирует компенсацию отнимаемой льготы.

Но как встретили известие о грядущей манне небесной те 68 тысяч жителей нашего региона, которых затронет реформа? По словам Косарева, якобы с большим энтузиазмом. Мол, льготный люд в едином порыве теперь бомбит «красный дом» вопросом о том, как бы побыстрей получить свои кровные. «Все хотят реальных денег вместо ненужных льгот», – констатировал Сергей Николаевич.

Не менее оптимистичные заверения прозвучали и из уст заместителя областного министра социальной политики и труда Юрия Богомолова. При этом тот особо подчеркнул, что более других от будущих перемен выиграют обитающие в нашей глубинке не работающие бабушки и дедушки с ветеранскими удостоверениями. Дескать, им ведь не нужно часто мотаться в центр, поскольку в родном сельпо сейчас есть все, что душа пожелает, следовательно, они смогут потратить транспортную составляющую тысяча двухсот «компенсационных» рублей на другие нужды.

Замминистра не пожалел положительных эпитетов по поводу решения губернатора о тотальной монетизации региональных льгот. В частности, он назвал его «выверенным, ответственным и правильным». По его мнению, таким образом, мы и поправим материальное положение многих граждан, и, наконец, приобщимся (сейчас в России «неотмонетизированы» лишь две области – наша и читинская), к единственно правильному курсу, выработанному и узаконенному федеральным центром еще в 2004 году.

То, что всеобщее ликование не является, увы, реалией дня, стало понятно из фразы, как бы между прочим оброненной одним из моих чиновных собеседников. Думается, ее необходимо процитировать дословно: «Оснасти транспортники в свое время и автобусы контрольно-кассовыми аппаратами и наладь точный учет перевозимых льготников, возможно, никто об этой самой монетизации даже не думал бы». Для тех, кто не понял, в чем соль этого замечания, поясняю: до сих пор за проезд региональных льготников с транспортными компаниями рассчитывался бюджет области. Скажем, в нынешнем году автобусные перевозчики получили оттуда 100 миллионов рублей. Но размер компенсаций всегда был предметом горячего спора между транспортниками и региональными управленцами. Стороны никак не могли сойтись в том, сколько льготников прокатилось за определенный период времени на каждом конкретном маршруте. При этом одни заявляли, что бюджетная подачка даже наполовину не покрывает их затрат. Другие публично укоряли предпринимателей за непомерные аппетиты и приводили в качестве аргумента пример с Калининградской железной дорогой. Дескать, когда железнодорожники считали граждан льготных категорий на глазок, претендовали на 33 бюджетных миллиона. Когда же они начали «пропускать» всех льготников через кассы, денежная претензия «усохла» в 10 раз.

В свою очередь оставаться крайними в щекотливой истории о монетизации льгот, автобусные перевозчики не хотят. «Такое впечатление, что оппоненты либо лукавят, либо вообще не владеют ситуацией, – говорит директор одной из автотранспортных фирм. – Например, у меня во всех автобусах стоят кассовые аппараты. И снабди региональное правительство льготников карточками, проблема правильного подсчета давно бы отпала».

Он полагает, что в деле монетизации проездной льготы не стоит рубить с плеча. Лучше было бы плавно приучать стариков к необходимости полностью оплачивать собственный проезд. Сначала – с помощью билета с 70- процентной скидкой, затем – с 50-процентной...

Предприниматель не исключает и того, что, реализуй власти свою задумку, периферийные населенные пункты могут вообще остаться без автобусной связи с региональным центром (сейчас эта связь поддерживается в основном за счет тех бюджетных вливаний, которые получают транспортники):

«С ужасом думаю о том, что будет, например, со 106-м маршрутом на Люблино, когда пассажиропоток упадет! – Ведь у меня там – практически одни льготники».

Эту тревогу разделяет другой весьма компетентный в пассажирских перевозках человек – председатель совета региональной ассоциации предприятий транспорта Святослав Литвин. По его мнению, власти рано или поздно будут вынуждены дотировать перевозчиков, работающих на нерентабельных, но социально-значимых линиях.

В областном министерстве социальной политики и труда периферийную тему предпочли вовсе не обсуждать и «отпасовали» меня в департамент развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства. Однако руководитель этой структуры Николай Рябичко развернул меня обратно – к «социальщикам». Мол, это исключительно их вопрос.

... Все же удалось выяснить, откуда появились те самые 28 ежемесячных поездок. Оказалось, что они – предварительная отправная точка для расчета компенсаций 25 тысячам жителей областного центра (в основном речь идет о пенсионерах по возрасту), транспортную льготу которым в свое время предоставил горсовет. Об этом рассказал начальник транспортного отдела мэрии Андрей Носонов. Он также выразил надежду на то, что депутаты изобретут и некую компенсационную сумму для калининградских школьников, которые в следующем году тоже будут вынуждены полностью оплачивать проезд в общественном транспорте.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.