Дайджест СМИ: спаситель галактики, янтарное-очевидное и осеннее удорожание

Ключевые темы региональных оффлайн-изданий на минувшей неделе: архитектурные перспективы Калининграда, очередное осеннее повышение цен, проблемы перевозчиков, связанные с введением утилизационного сбора, а также новый виток в развитии саги «янтарщики и власть».

«Копенгагенизация»

Визит датского архитектора Яна Гейла, состоявшийся на позапрошлой неделе, в минувшие семь дней был освещен в ряде региональных СМИ. «Аргументы и факты — Калининград» в статье «Калининградцев пересадят на велосипеды» отметили, что этот зодчий «пересадил некогда автомобильный город Копенгаген с машин на велосипеды, заставил жителей Нью-Йорка, Сиднея и других мегаполисов ходить пешком» и даже предположили, что такая же судьба ждет областной центр.

«Вы слишком добры к машинам! В городе их огромное количество и они движутся и паркуются хаотично. Нужно работать над транспортной политикой. Центральные улицы необходимо освобождать от легковых авто, а общественный транспорт не должен стоять в „пробках“… А вообще, уже сейчас надо потихоньку привыкать к ходьбе и велосипеду. Нужно хоть в порядке эксперимента перекрывать на выходные пару улиц. Подумайте об этом, потому что эра дешёвого бензина заканчивается», — цитирует газета датчанина.

«Страна Калининград» выпустила материал с похожим заголовком «Пересядем на велосипеды!», в котором сообщает, что иностранный архитектор изучал город два дня и пришел к выводу, что текущая транспортная политика областного центра «никуда не годится». «По мнению датского гостя, если предпринять целенаправленные усилия, то уже совсем скоро четверть калининградцев станут велосипедистами», утверждает газета. На круглом столе с участием Яна Гейла было предложено сделать проспект Мира полностью пешеходным, на что глава Калининграда Александр Ярошук пообещал обсудить этот вопрос на Общественном совете.

Помимо этого в газете «Страна Калининград» вышел материал «Строительство замка под вопросом» о встрече Ярошука с представителями общественности, прошедшей 20 августа. Пока дискуссии о восстановлении Королевского замка ни к чему не привели, констатирует автор материала. На встрече участники обсуждения приводили самые разнообразные аргументы как «за», так и «против» восстановления». В результате глава города Александр Ярошук дал задание главному архитектору Олегу Купердяеву вместе с активистами инициативной группы по сохранению историко-культурного наследия города и специалистами продумать техническое задание на проведение международного конкурса, в котором будет прописано, что появится на месте замка, какая будет застройка вокруг него, какую функциональную нагрузку будет нести эта территория.

oldauto.jpgУтиль — в пробку!

Как выяснилось, серьезные неудобства перевозчикам доставило введение утилизационного сбора, которое уже с 1 сентября нивелировало снижение таможенных пошлин на ввоз авто. Об этой ситуации на минувшей неделе писали «Аргументы и Факты — Калининград» («Живем на трассе») и «Страна Калининград» («На границе скопились гигантские очереди машин на продажу»).

«С одной стороны, из-за вступления России в ВТО снижены таможенные пошлины на ввоз авто, а с другой — ещё не вступил в силу налог на утилизацию, который существенно повысит стоимость ввозимых машин. Экономия! На всё про всё была последняя неделя августа», — объясняет «АиФ».

Одна из самых внушительных очередей, по данным газеты, образовалась на переходе Багратионовск-Безледы. «В ожидании въезда на таможенный терминал иностранные автомобили заполнили все стоянки и несколько километров обочин федеральной трассы Калининград-Варшава. Только по предварительным подсчётам, их здесь — около 300…», — сообщает газета.

Размер утилизационного сбора высчитывается так же, как и транспортный налог: базовая ставка умножается на коэффициент мощности двигателя (с учётом возраста ТС). Так, сбор на новую легковушку составит от 10 до 72 тыс руб., для грузовых авто — от 90 до 470 тыс руб. Самыми дорогими будут авто массой свыше 20 т, тягачи, самосвалы, спецтехника — сбор на них составит до 600 тыс руб.

«Страна Калининград» отмечает, что «перегонщики торопятся ввезти авто до 1 сентября». По данным Калининградской областной таможни, если раньше в квартал оформлялось 3 000 машин, то сейчас их количество переваливает за 4 400, сообщает издание.

«Раньше я гонял машины два-три раза в месяц. А после того, как пошли слухи, что будет введен сбор за утилизацию, ввожу в область по две машины в неделю», — цитирует издание перегонщика с 15-летним стажем Владимира Комарова. Правда, каким будет сбор, предприниматель пока не знает. По его словам, получить конкретную информацию на таможне пока не удается. «Скорее всего, речь будет идти о 20–30 тыс. руб., а может, о сорока. Естественно, эти расходы приплюсуются к стоимости продаваемой машины. Например, сейчас „Мазда-3“, 2008 года выпуска, стоит 600 тыс. руб., а будет стоить 620–640 тысяч», — считает мужчина.

«Утилизационный сбор — это очередная „мулька“ нашего государства, чтобы заставить россиян покупать продукцию родного автопрома, — цитирует „Страна Калининград“ менеджера по продажам калининградского автоцентра. — У нас уже много лет говорят о проблеме утилизации шин, но до сих пор никакого предприятия для этого не построили. Не думаю, что нововведение как-то отразится на покупательском спросе. Если человеку нужна машина, он ее все равно купит. Те более что подорожают-то разом многие машины».

«Страна Калининград» разъясняет, что размер утилизационного сбора рассчитывается по формуле: базовая ставка (для легковушки 20 тыс. руб., а для грузовиков и автобусов 150 тыс. руб.) умножается на коэффициент. Проект постановления правительства РФ с базовыми ставками и коэффициентами (в зависимости от объема двигателя и возраста авто) Минпромторг РФ уже разместил на своем сайте. Так, для физлиц, что будут ввозить новую машину для личных нужд, сбор обойдется в 3 000 руб. (ставка 20 000 х коэффициент 0,15), а машина старше трех лет — в 5 000 руб. Для юрлиц стоимость сбора выше. Например, иномарка (до трех лет) с объемом двигателя не более 2 000 куб. см выйдет в 26 800 руб., а старше — в 165 200.

rynok_zahar_2.jpgПосле «низкого сезона» 

Традиционному, но от этого не менее неприятному, осеннему повышению цен уделили внимание «Аргументы и Факты — Калининград» («Подорожали овощи и сахар») и «Калининградская правда» («Не бензином единым»).

«Осенью уже который год переписываются ценники на продовольствие», — отмечают «Аргументы». По статистике цены на продукты даже за лето изменились в сторону повышения. «В июле, если сравнить с июнем, этот показатель в области вырос на 0,8%. Вроде бы и немного, но в годовом исчислении такая прибавка даёт нам удорожание на 10,04% — больше, чем темп инфляции. Но и здесь не всё однозначно: средние цены на пшено, горох и яйца снизились от 2,4 до 5,6%, а вот овощи (это в конце лета!) и сахар подорожали в диапазоне от 4,8 до 3,3%», — сообщает издание.

Аналитик Владимир Горбань, которого цитирует газета, считает, что, прогнозируя цены на продовольствие, нужно учитывать сентябрьский скачок коммунальных ресурсов — электроэнергии, тепла и воды. «Коммуналка — главный локомотив инфляции. К осени годовое удорожание ресурсов достигнет 14-15%, значит, в этих пределах к концу года могут подорожать и продукты. С другой стороны, средний калининградец потратил летом на еду 35,4% своего совокупного дохода, на 3% больше, чем в I квартале 2012 г. Это довольно много, и рост цен будет наталкиваться на ограниченную покупательскую способность людей», — отмечает экономист.

«Калининградская правда» задается вопросом: «Наше государство, по сути, стремится подтянуть цены на автомобильное топливо к европейским. Подтянутся ли вслед за ними зарплаты?» Как отмечает автор материала, на позапрошлой неделе Минэнерго известило население о том, что предпосылок для роста цен на бензин нет. Увы, в отношении Калининграда эти прогнозы не оправдались.

«Местные журналисты уже окрестили феномен взрывного роста цен на все виды топлива „бензиновым взлетом“, который особенно резко проявился в конце августа. Так, на заправках „ЛУКОЙЛа“, практически всегда выступающего закоперщиком сомнительных „рекордов“, ходовой бензин Аи-95 подскочил сразу на 50 копеек. Еще больше, на 60 копеек, повысилась цена дизельного топлива. 92-й, на котором нынче ездят одни „старички“, вырос в стоимости на 30 копеек. Вслед за „лидером“ потянулись и другие. „Сургутнефтегаз“ увеличил стоимость 95-го и дизтоплива на 40 копеек, „Роснефть“ — на 30 коп. Скромнее всех пока аппетиты у „Балтнефти“ и „Идели“, которые повысили цену на 20 копеек только на дизельное топливо», — сообщает газета. По данным издания, осенью цены на топливо еще больше повысятся. «Ждать в обозримом будущем снижения или хотя бы стабилизации отпускных цен на бензозаправочных станциях не приходится», — отмечает корреспондент, подкрепляя свои слова ссылкой на Налоговый кодекс, где запланировано увеличение топливных акцизов.

cukanov_23.jpgБесконечно янтарный

С подачи губернатора Николая Цуканова на минувшей неделе на повестку дня вновь вышла тема о судьбе янтарной отрасли в регионе. «Калининградская правда» в материале «Янтарные поручения президента» сообщает, что «федеральный центр наконец определился с будущим Янтарного комбината и отрасли в целом». Согласно тексту статьи, президент Владимир Путин пока лишь «поручил федеральным и региональным властям разработать программный документ „янтарного будущего“, основной упор в котором будет сделан на переработку камня на территории России, а не в соседних странах».

Для автора статьи «очевидно», что «именно янтарная сырьевая придаточность тормозит развитие всей отрасли», а сам «янтарный бизнес может составлять более существенную долю в бюджете области». Каким образом губернатор и вице-премьер Игорь Шувалов видят увеличение доходности отрасли — они должны отчитаться к 1 декабря 2012 года.

О янтаре, но уже как о региональной достопримечательности, на минувшей неделе писала и «Комсомольская правда — Калининград». В статье «В Калининграде здание янтарной мануфактуры Кенигсберга станет музеем» рассказывается, что вскоре жители региона смогут посмотреть на «янтарный кабинет прусского короля Фридриха I и немецкие яхты». В течение долгого времени, по данным издания, «уникальное здание Кенигсбергской янтарной мануфактуры 1899 года постройки принадлежало военным и использовалось под общежитие», позже оно и вовсе опустело. Однако вскоре, по прогнозам регионального правительства, в заброшенном здании может появиться музей.

«Мы планируем открыть еще одну выставочную площадку Музея янтаря в здании Янтарной мануфактуры. Возможно, там также появятся мастерские по обработке янтаря. Сейчас специалисты изучают фундамент, стены для подготовки технического задания. Работа будет завершена до конца года. Проектирование начнется в 2013 году. Там два здания — второе будет отдано Музею Мирового океана», — цитирует издание губернатора Николая Цуканова.

Спаситель

На минувшей неделе депутат Госдумы от Калининградской области выступил на страницах «Комсомольской правды», которой в интервью рассказал о том, как ему работается в Госдуме, чем Николай Валуев отличается от остальных депутатов и пояснил, в чем он сам видит проблемы.

В материале «Андрей Колесник: „Спасать галактику проще, чем помочь конкретному человеку“»  депутат пожаловался на работу в Госдуме: «Работа — не мед. Нелегко после промышленности войти в структуру, где, как казалось, много говорят и мало делают». При этом Колесник отметил, что его отношения с коллегой Валуевым складываются «великолепно», сам спортсмен — «умнейший и добрейший человек, очень грамотный», что для него в Думе пришлось изготовить специальное кресло.

kolesnik_3.jpgКорреспондент «Комсомольской правды» поинтересовался, не раздражает ли Андрея Колесника что-нибудь в Госдуме, на что депутат ответил: «Очень раздражают люди, которые приходят в Думу с непонятной мне целью: все раскритиковать, любую инициативу пустить под откос и ничего не предложить конструктивного! Это не избранники, это враги народа. Таких больше всего среди коммунистов. <…> Их послушать, так страну нашу пора под куст выбросить. И моду взяли говорить „эта страна“. Это наша страна! 70 с лишним лет ничего не делали, хоть не разрушили до конца, и на том спасибо…»

Депутат также выразил недоумение: «И что цепляться за партийную принадлежность? Чем вам помешала партия власти? Проблем много. Но ведь проблемы стали другие: за границей отдыхают — русских много, не нравится. Проблема? Или другая: раньше о машине и мечтать никто не мог, а сейчас — припарковать ее негде. Проблема, да. Но не смертельная, и решаемая».

Колесник признался, что в отношении СМИ он «недорабатывает». «Работать с прессой и говорить надо учиться. Хотя нет особого желания и времени. Знаете, те, что много говорят, они уже не интересны, они все так же без толку пытаются от чего-то спасти целую галактику. А галактики спасать проще, чем помочь конкретному городу и даже одному человеку», — заявил депутат.

Текст — Ирина Саттарова, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.