Святой мученик служил пограничником в Калининграде

Еще десять лет назад в одном из городов России в церкви появилась девочка-бродяжка. Она рассказала священнику, что сюда ее привел неизвестно откуда появившийся солдат:

- Высокий такой, в красной плащ-палатке. Сказал, что его зовут Евгений, взял меня за руку, и мы вместе пришли.

Батюшка было засомневался, так как знал, что красных плащ-палаток не бывает. А потом понял – это же плащ мученика!

Вскоре по Чечне стали ходить рассказы о том же призрачном солдате в красном плаще, который указывал места поставленных бандитами мин, предупреждал о засадах боевиков, а бежавшим из плена помогал ускользнуть от погони и выйти к своим. Высокого парня в тельняшке и плащ-палатке видели и раненые в госпиталях – он облегчает приступы боли, укрепляет дух слабых, возвращает силы и волю к жизни.

Русская православная церковь, конечно же, не могла оставить эти чудеса без внимания. Сначала по благословению Патриарха Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». А в 1999 РПЦ приняла решение о канонизации рядового погранвойск Евгения Родионова.



Он хотел быть с друзьями

Евгения Родионова из небольшого подмосковного поселка Курилово призвали на срочную службу в 18 лет. В июне 1995 года его определили в учебный центр Калининградского регионального управления пограничных войск. Еще три месяца спустя из Озерской «учебки» перевели на заставу «Лесное» Черняховского погранотряда. Однако спокойной службы на тихих рубежах не получилось.

В самом разгаре была Первая чеченская кампания. Федералам стало ясно, что необходимо взять мятежную республику под контроль по всему периметру. Пограничников отправляли на Северный Кавказ со всей России. С заставы «Лесное» - тоже.

- При нашей последней встрече Женя рассказал, что из их части всех посылают в «горячие точки», и он тоже написал рапорт, - вспоминала мать солдата Любовь Родионова. – Я, наверное, очень побледнела, и сын попытался меня успокоить: от судьбы, мол, не уйдешь, что на роду написано, то и будет. А нательный крестик он носил с 12 лет, никогда не снимая…

Половина роты, в которой служил Женя, направлялась именно в Чечню. На редкость дисциплинированного и исполнительного солдата в части ценили, и отпускать очень не хотели. Предложили остаться на должности штабного писаря. «Нет, - ответил парень. – Я с друзьями».

13 января 1996 года калининградские бойцы прибыли в Железноводский погранотряд особого назначения. И вскоре в составе мотоманевренной группы оказались на административной границе Чечни и Ингушетии.



Женю искала только мать

Замначальника Калининградского регионального управления погранвойск, генерал-майор Юрий Радионов в 2003-2006 годах командовал Аргунским (Итум-Калинским) пограничным отрядом.

- В наших частях распространялась специальная брошюра с рассказами о подвигах пограничников, служивших на Кавказе. Среди них упоминался и посмертно награжденный орденом Мужества рядовой Родионов. Он оказался в плену всего через месяц после приезда. Наряд из четырех человек попал в засаду, устроенную бандой полевого командира Хайхароева.

Согласно другим источникам, пограничники Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов 13 февраля дежурили на контрольно-регистрационном пункте на единственной в тех местах горной дороге. Ночью к КРП подкатил микроавтобус «Скорой помощи». Но вместо врачей из него вышло полтора десятка вооруженных до зубов бородачей. Судя по следам крови на асфальте, без боя «зеленые фуражки» не сдались, но силы были неравны. Впереди у захваченной четверки было три месяца беспрерывных унижений и жестоких пыток.

Правозащитники, занимавшиеся расследованием этой истории, считают, что командование практически ничего не сделало для того, чтобы выручить своих солдат. Так или иначе, но даже военные признают, что поисками Евгения Родионова занималась преимущественно его мама. За свой счет скромный мебельщик-технолог, получавшая в лихие 90-е нищенскую зарплату, приехала в Ханкалу – главную базу федералов в Чечне. А потом в одиночку отправилась по кишащим бандитами аулам, добиваясь встреч с главарями различных банд. Сама попадала в плен, даже оказывалась в заложниках.


``

- Думаю, что какую-то помощь в поисках военные матери все же оказывали, - говорит генерал Радионов. – Но добиться результата удалось только осенью 96-го. 23 октября состоялась встреча с Хайхароевым. Тот за большие деньги согласился показать место захоронения давно казненных пограничников.



Убит за Родину и веру

«Чехи» быстро поняли, что взятых в плен своих защитников Родина выкупать не собирается. Да и с родителей солдат взять было нечего – как известно, служить у нас идут преимущественно парни из самых бедных семей. Что пришлось вытерпеть у боевиков ребятам, можно только догадываться. Жене доставалось больше всех, так как он наотрез отказался расстаться с нательным крестиком. Пораженные тем, какие муки терпит «гяур» за свою веру, чеченцы в конце концов предложили ему принять ислам: «нам такие бесстрашные нужны, братом нашим будешь». Но рядовой Родинов отказался породниться с бандитами.

Его убили 23 мая 1996 года, в день рождения – еще одна изощренная бандитская издевка. Вернее, убили всех четверых, но трех солдат, у которых не было крестиков, «просто» расстреляли. А православному воину уготовили особую казнь - отрезали голову. За нее, кстати, алчный до омерзения Хайхароев позже запросил отдельный выкуп.

За возвращение тела сына чеченцы потребовали с матери 4 миллиона инфляционных рублей – около 4 тысяч долларов США по тогдашнему курсу. Говорят, чтобы собрать деньги, Любовь Родионова продала все ценные вещи, часть одежды, квартиру. Сына она узнала благодаря крестику, который так и остался у него на шее. Бандиты «заботливо» снабдили мать видеокассетой с записью казни.

Женю похоронили на кладбище в родном поселке, рядом с церковью.



P.S.

В 1999-м, в год канонизации рядового погранвойск Евгения Родионова, федералами был уничтожен полевой командир Хайхароев. И удивительное совпадение – чеченский бандит пережил казненного им русского солдата ровно на 3 года и 3 месяца.



СПРАВКА «КП»

«Боевые» святые Руси

Как известно, в России небесным покровителем всех ратных людей считается Святой Георгий-Победоносец. Но было бы удивительно, если б на редкость богатая войнами история России не принесла нашей стране ни одного реально жившего на земле воина-святого.

Первым из прославленных отечественных героев к лику святых был причислен знаменитый древнерусский богатырь Илья Муромец. К слову, его былинные подвиги, вполне возможно, не были так явно преувеличены, как это может казаться сегодня. В мировой истории действительно отмечены примеры, когда один искусный и могучий боец вступал в бой со множеством противников и выходил победителем. Так что, «одним махом семерых побивахом» - не всегда гипербола.

Многовековому противостоянию с кочевниками Русская Православная Церковь обязана и появлением своего второго «боевого» святого. Причем русский князь Александр Ярославич, прозванный Невским, были причислен к этому лику еще при жизни. Правда, скорее не за свои победы над Золотой ордой (таковых просто не было), а за дипломатическое искусство, с которым полководцу удавалось предотвращать страшные монголо-татарские набеги на родную землю.

А вот Дмитрий (Димитрий) Донской удостоился высочайшей чести за первую за полтора века серьезное поражение, которое русские войска под его началом сумели нанести полчищам хана Мамая. Увы, терпеть ненавистное иго нашим предкам пришлось еще сто лет.

Противостояние крепнущей Российской и дряхлеющей Османской империй вылилось в несколько русско-турецких войн. На море особо удачно действовал против неприятеля выдающийся флотоводец Феодор Ушаков. И заслуги адмирала позже были сполна оценены канонизировавшей его церковью.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.