Меняем Круглово на Корнево: Олег Ступин о том, что ждет систему сбора отходов

Все новости по теме: Экология
Меняем Круглово на Корнево: Олег Ступин о том, что ждет систему сбора отходов

«Мусорную революцию» в России, которая должна была начаться в 2017 году и о которой уже рассказывал «Новый Калининград», отложили до 2019-го. Предполагается, что система вывоза отходов заработает по совершенно другим правилам. Но обыватель это если и заметит, то только по снизившимся (!) тарифам, обещают в региональном правительстве. Однако цель нововведений в другом — наконец начать разделять мусор. И перерабатывать то, что можно. Впрочем, и повсеместная сортировка отходов пока вводиться не будет. Частично она появится через несколько лет, и то, речь идет совсем не об установке разноцветных контейнеров во дворах. О том, что происходит на этом рынке, где и когда будут строиться новые полигоны и о многом другом «Новому Калининграду» рассказал региональный министр экологии и природных ресурсов Олег Ступин.

У нас около полутора миллионов кубометров мусора образуется, это официальная статистика за 2016 год (за 2017 год Росстат пока ее не дал). Но в последнее время количество отходов, которые вывозятся нашими перевозчиками, по данным статистики, уменьшилось процентов на 15–20 в сравнении с 2015 годом. Одна из причин — закрытие полигона твердых бытовых отходов в пос. Космодемьянского. Перевозчики, прежде чем начали возить отходы в Круглово, в течение какого-то времени размещали их на уже закрытых полигонах. Таких у нас 12.

Мы с этой историей начали активно работать. Нашли несколько нелегальных мест перегрузки отходов. Одно из них — в Правдинске, где в здании бывшего барака устроили перегрузку. Мы туда выезжали, мусор дымился из-за свалочных газов, довольно опасная история. Потом мы начали размещать фотоловушки на полигонах. Мы увидели, что целый ряд перевозчиков, в том числе речь о машинах, которые на балансе МУПов, возят отходы на закрытые полигоны. В итоге, по нашим подсчетам, всего на них попало за это время около 10 процентов отходов, образовавшихся в регионе.

64da18d918e5a9d81d4def6cef80e8ef.jpg

Переработка (утилизация, обезвреживание) не сильно, но растет. В основном собираются ПЭТ, нефтехимические отходы — они у нас перерабатываются, утилизируются. По нашим подсчетам, это около 7% от общего объема. Но существует некая проблема по учету. Некоторые из тех, кто себя называет переработчиками, активно собирают тот же ПЭТ, бумагу, картон и вывозят их за границу, на них большой спрос в Европейском союзе. Особенно в Польше, Литве, Латвии. Этот объем в официальной статистике переработки не учитывается.

Бизнес этот (переработка) не очень рентабельный и сильно зависит от транспортного плеча. К нам готовый картон (в том числе) ввозится без таможенных пошлин и НДС, и местному производителю тяжело конкурировать с предприятиями из Польши и Литвы. А нашим приходится уплачивать НДС, и это сразу минус 18%. И рынок у нас небольшой — несколько предприятий в Гусеве и Советске, которые производят картон.

Люди, которые работают в этой сфере, как мне кажется, просто не знают, что могут получить поддержку при создании перерабатывающего производства. Мы сейчас начинаем активную информационную работу, чтобы рассказать о мерах поддержки, которыми могут воспользоваться переработчики. Это, например, льготный займ на 5 лет под ставку 5% объемом до 50 млн, но при этом нужно вложить не меньше 25% собственных средств. То есть, если у вас есть проект и 2,5–5 млн собственных средств, в том числе это могут быть и кредитные деньги других банков, вы можете податься на такую меру поддержки и получить этот займ на покупку оборудования. В сфере ТБО несколько компаний обращались, брали микрозаймы, банковские гарантии, но от Фонда развития промышленности еще никто не заявлялся.

При этом нам приносят очень много проектов, в том числе глобальных. Как, например, [региональный] Союз переработчиков отходов. Мы в Корнево собираемся строить объекты размещения, захоронения, утилизации, обезвреживания и переработки отходов — они говорят, что там нужно сделать большой индустриальный экологический парк, или кластер, но не совсем понимают, как это сделать. Приносят проект, мы видим, что он очень красивый, но он не отработан с точки зрения финансирования. Мы говорим о том, что мы должны вместе сесть и подумать, откуда будут привлекаться средства. Есть средства, которые дает Российская Федерация в лице Минприроды России, в виде субсидии с экологического сбора, который частично возвращается на создание инфраструктуры по переработке отходов. К сожалению, эти моменты в проектах, которые нам приносят, не учитываются — но только за счет региональных денег создать новую площадку тяжело. А финансовые средства, когда мы говорим о частных производителях, они довольно-таки скромные.

_NEV2443.jpg

Однозначно мы планируем закрывать полигон в Круглово. Учитывая скорость, с которой он растет, мы понимаем, что он будет действовать не больше двух-трех лет. В конце 2017-го губернатор принял решение заложить 12 млн рублей на подготовку проектно-сметной документации по этому полигону, и с его текущей дозагрузкой, чтобы привести его в порядок, например, немного расширить и сделать ограждение, как этого требуют экологические нормы, сразу подготовить проект его рекультивации. Потому что это огромная проблема для Калининградской области — есть понимание, что нужно рекультивировать свалки, но для этого нужна проектно-сметная документация, которая стоит около 10 млн рублей, а у муниципалитетов таких денег нет. Мы решили сразу подстраховаться и сделать ПСД на рекультивацию, чтобы заявляться в федеральную программу. Срок действия полигона в Круглово будет зависеть от срока ввода полигона в Корнево.

Чтобы уменьшить транспортное плечо, нам нужен полигон, который будет принимать отходы с западной части Калининградской области. Это будет новый полигон в Корнево. При этом мы в голове держим цель, что количество отходов, которые мы будем захоранивать, будет год от года сокращаться, и для этого прямо на месте нужно создавать инфраструктуру для переработки отходов. А делать это нужно, чтобы снизить нагрузку на компании-переработчики. Мы планируем, что в Корнево будет 100% сортировка. Все, что нельзя переработать, будет захораниваться, остальное — компаниям, которые, можно сказать, находятся за забором. То есть на территории экологического технопарка, такого, как промпарк в «Храброво»: ты берешь в аренду землю, пользуешься инфраструктурой, производишь. В данном случае — из вторсырья.

Я думаю, что в течение этого года мы определимся по новому полигону в Корнево — это 100%. Мы себе ставим планку на июль, чтобы понять, какого вида полигон появится в Корнево, и будет ли это вообще полигон. Или там будет какая-то другая инфраструктура по сжиганию или утилизации мусора. Сжигание, конечно, маловероятно, но есть современные технологии, которые нам предлагают. Они довольно-таки дорогие, там стоимость проекта от 10 млрд рублей, нужно считать, как это все будет укладываться в тариф.

С 1 января 2019 года все регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами. Да, речь о тех самых региональных компаниях-операторах по обращению с отходами. У нас их будет два — на западе и на востоке области. Западная и восточная части области по объему образования отходов сильно отличаются, и на восточной части есть два действующих полигона, которые включены в реестр. И там мы уже сейчас можем вводить оператора и оказывать услуги.

Выборы операторов начнутся если не на днях, то в ближайший месяц или два. В случае с востоком области конкурс будет объявлен уже в феврале, в случае с западом — в марте—апреле. Для нас, конечно, самым удобным было бы, если бы пришел региональный оператор, у которого есть в управлении свои полигоны ТБО, это сильно облегчит работу. В некоторых регионах с этим столкнулись. Некоторые разделили свои территории на 15 зон, кто-то — на 8, есть даже на 25 зон. И выбрали операторов, у которых из имущества были только офис, стол и стул. И столкнулись с проблемами, потому что у регоператоров должна быть некая финансовая подушка.

96cc7b5229e21f1c92f21566f4d975e1.jpg

Прежде чем заработает вся система, оператору нужно будет заключить тысячи договоров — с полигонами, с управляющими компаниями, с перевозчиками, с владельцами ИЖД. И пока это все сойдется в одно целое, все равно нужно будет организовывать вывоз мусора и платить перевозчикам, полигонам ТБО. И я знаю, что были случаи, когда операторы в других регионах, поработав полгода, уходили, потому что у них закончились денежные средства, и это была большая головная боль. Мы среди критериев, которые будем предъявлять, сделаем наличие собственного полигона очень большим плюсом при проведении конкурсного отбора. Также наличие финансовых средств: компании нужно будет показать, что они есть, то есть задепонировать 5% от общего объема конкурса. Условно говоря, если на востоке объем конкурса составит 500 млн рублей, то оператору нужно будет задепонировать 25 млн. Это — гарантия добросовесности оператора.

Незаключение договора с оператором — это штраф. Это будет означать, что мусор не вывозится вообще. Но не думаю, что мы будем сразу же штрафовать. Думаю, оператор наймет специалистов, которые будут приезжать в конкретные районы, поселки, и заключать договоры о вывозе отходов. При этом на сайте регионального оператора будет размещен бланк договора, его можно будет скачать. Сейчас мы начинаем работать с управляющими компаниями и владельцами частных домов, рассказывать, что нужно будет заключить договоры с региональным оператором. Но это можно будет сделать после того, как рассчитают тариф для населения. Для заключения договоров скорее всего откроют отдельные офисы либо организуют работу через МФЦ.

Наша задача — оптимизировать логистику и снизить тариф. Основой для выбора регионального оператора является территориальная схема. Сейчас мы ее обновляем и переводим в электронный вид. Это один из самых принципиальных документов, который показывает, как выстраивается логистика транспортирования отходов. То, что делалось раньше — бумажная работа, когда огромное количество участников рынка присылали данные, все это сводилось в одну большую таблицу, и рассчитывалось, как правильно выстраивать логистику. Сейчас это будет делать региональный оператор с помощью специальных программ, которые позволят увидеть, что от этого конкретного дома контейнер нужно везти на какую-то конкретную перегрузочную станцию либо сразу на полигон. В других регионах после введения электронных схем тарифы снизились на 5–6%, это существенные суммы.

На западе области, после появления полигона в Корнево, все отходы будут сортироваться, для регионального оператора на востоке мы пока такую задачу не ставим. Нужно понимать, что нормативные документы, необходимые правила на федеральном уровне только разрабатываются. В прошлом году об этом еще только говорили. Сейчас есть проекты нормативных документов, которые размещены на regulation.ru, есть некая общая политика: нужно двигаться к сортировке и как можно большей переработке отходов. Исходя из тех совещаний, в которых я участвовал, федеральные Минприроды, Минстрой должны утвердить в 2018 году всю нормативную документацию. К ним еще присоединился Минпром: он будет оказывать поддержку компаниям, которые начнут создавать экотехнопарки. Когда вся эта документация будет принята, мы внесем изменения в свою программу и определим, какая доля отходов идет в сортировку, какая — в переработку. Это уже станет законом для всех. При этом важно понимать логистику: транспортное плечо очень сильно влияет на экономику и сортировки, и переработки, и захоронения отходов.

Для того, чтобы система заработала, муниципалитетам нужно отмежевать и переписать буквально каждый контейнер на их территории. Им предстоит обновить схемы санитарной очистки территорий. То есть внести каждый контейнер, который есть на их территории, в информационную систему, которую мы внедряем для регионального оператора. Там будет и мобильный инспектор: большое число людей жалуется на то, что мусор сейчас не вывозится вовремя, и мы хотим решить эту проблему. Муниципалитеты не только внесут в систему каждый контейнер, но и примут правила благоустройства, в которых будет описано, насколько часто должен вывозиться мусор: зимой раз в три дня или по мере заполняемости, летом — раз в день обязательно. Конечно, муниципалитеты это смогут сделать быстро, но думаю, что год у них есть, если они планомерно займутся этой работой.

Лишатся ли муниципалитеты обязанностей по очистке, уборке территории? Нет. Региональный оператор возьмет на себя значительную часть обязанностей, связанных с вывозом отходов, но не все. По нынешним правилам он должен будет убирать отходы свыше 1 кубического метра (и потом выставлять счет). Это довольно большой объем мусора. Все остальное убирает тот, кто отвечает за территорию.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.