Судьба ветерана "горячих точек": заслуг .... не усматривается

1 декабря кавалер четырех орденов и медали майор милиции Вилорий Бусловский отметил бы очередной день рождения.

Практически все средства массовой информации обошло сообщение: в ночь на 20 марта 2000 года на южной окраине Комсомольского в Чечне была сорвана попытка прорыва группы боевиков в сторону ущелья. В ходе операции освобождено несколько заложников. Среди них - подполковник Жуков... О тех же, кто сорвал попытку прорыва боевиков из отрядов Гелаева “Ангел” и “Терек” почти ничего не сообщалось.

17 марта 2000 года командир сводного отряда Северо- Западного РУБОП МВД РФ майор милиции Вилорий Бусловский получил распоряжение от командира мобильного отряда выдвинуться в населенный пункт Комсомольское и заменить там изрядно потрепанное в боях подразделение МВД. Ночью, при ограниченной видимости и сильном тумане отряд закрепился по линии фронта и блокировал боевиков в ущелье и пойме реки Гойта. На второй день майору Бусловскому придали еще четыре сводных отряда.

Выбор на Вилория Вилорьевича выпал не случайно. Майор уже не единожды побывал на чеченской войне. Эта командировка у него была четвертой.

В конце 1994 года в Калининградский СОБР пришло распоряжение выделить двух опытных сотрудников для командировки в Грозный. Первым вызвался Вилорий Бусловский. Столица Чечни для него родной город. Здесь он родился и вырос, отсюда ушел на службу в армию, здесь работал после службы, затем в начале девяностых инструктора рукопашного боя пригласили в органы МВД. В 1991 году, когда к власти в Чечне пришел Дудаев и начал расправляться с преданными России чекистами и сотрудниками органов внутренних дел, младший лейтенант Бусловский вынужден был переехать в Калининградскую область, работал участковым в одном из городов области. Узнав о том, что в области создается СОБР, подал рапорт по команде. А 31 декабря он в составе сводного милицейского отряда шла на штурм Грозного вслед за майкопской бригадой. Бой был тяжелым. - Самое тяжелое рассказывал мне Вилорий, - это было видеть как на твоих глазах жгут мотострелков. При штурме здания нефтяного института, из которого боевики обстреливали майкопскую бригаду, Вилорий был ранен, попал в госпиталь. После излечения ему вручили орден Мужества.

В декабре 1995 года Вилорий Бусловский вновь был в Чечне, командовал отрядом Калининградского СОБРа. 14 декабря 1995 года боевики блокировали калининградских милиционеров в комендатуре Гудермеса. Бойцы специального отряда быстрого реагирования дрались умело и бескомпромиссно. На все предложения бандитов сдаться отвечали огнем. На помощь осажденным удалось прорваться боевой машине пехоты с расчетом минометной батареи. Но уже во дворе комендатуры она попала под прицельные выстрелы снайперов. Минометчики оказались на голом пространстве и не ориентировались в обстановке, появились первые раненые. Вывести из под огня раненых солдат бросились несколько калининградцев. Пули крошили асфальт, лопались о броню бронетранспортера. Из под огня удалось вывести всех солдат, но погиб лейтенант милиции Алексей Бровкович (1 августа 1996 года ему за мужество и отвагу было посмертно присвоено звание Героя России), получил контузию, но продолжал оставаться в строю Бусловский. Неделю сражались в окружении милиционеры. А затем, проявив военную хитрость, вышли из окружения. Память о том бое и тех днях - орден “За службу Отечеству” четвертой степени.

Покидая Гудермес, не думал, не гадал калининградский СОБРОвец, что вновь ему придется воевать в родных краях. После возвращения из Чечни, семья майора наконец-то получила однокомнатную квартиру. Начали налаживать быт. И потекли будни обычной работы. Правда, и здесь приходилось не раз рисковать жизнью, спасая жизни других. Один лишь пример.

В мае 1999 года в поселке Мамоново Калининградской области обезумевший от водки бывший старший прапорщик Владимир Ясаков начал угрожать взорвать дом и соседей гранатами. Когда к дому подъехали местные милиционеры, бывший военный продемонстрировал из окна второго этажа гранаты. А затем несколько штук выбросил на асфальт без запалов и отдельно запал. Тот, взорвавшись, поцарапал одному из милиционеров руку.

Из Калининграда в Мамоново в это время уже спешила опер группа спецназа и ОМОНа. Начальник службы криминальной милиции полковник Николай Егоров пошел на переговоры с бывшим прапорщиком, пытался его уговорить. Преступник выдвигал то одно, то другое требование. В три часа ночи он вдруг начал метать из окна гранаты, осколки застучали по деревьям, стоявшим рядом машинам, зазвенели выбитые стекла. Когда рассвело, раздался снайперский выстрел. В предрассветной тишине послышался стон и звук падающего тела. На штурм квартиры одновременно пошли майор Бусловский и старший лейтенант Александр Сергейчик.

Опасность была в том, что бойцы не знали где находится вооруженный преступник и каково его состояние. В любой момент он мог подорвать себя и спецназовцев. Бывшего старшего прапорщика обнаружили в комнате на кровати. Под плечом виднелась приведенная в боевое положение граната. Обезвредив ее бойцы обнаружили под телом еще несколько Ф -1 с готовыми к действию взрывателями. Усики были отогнуты и легкого движения было достаточно, чтобы взлететь на воздух.

И вновь рискуя жизнью, Бусловский и Сергейчик принялись за работу... Всех участников этой операции представили к награждению медалями “За охрану общественного порядка”. Но в Москве действия Бусловского и Сергейчика отметили медалями “За отвагу”.

6 октября 1996 года отряд СОБРа УБОП при УВД Калининградской области под командованием Бусловского прибыл в Чечню. И сразу же их бросили на боевые операции по зачистке Знаменского, Асиновской. 1 декабря, в свой день рождения, командир Калининградского СОБра получил под свое начало четыре штурмовые группы сводного отряда и приказ на зачистку Ачхой - Мартана. Его группа первой вошла в населенный пункт, Бусловский правильно расставив силы и средства, выдавил боевиков на окраину. Четверо боевиков с оружием были взяты в плен и переданы федеральным силам. Через несколько дней в ходе штурмовой зачистке Урус- Мартана Бусловский во главе разведывательной группы корректировал минометный огонь по отходящим в горы боевикам. За мужество и героизм майора милиции Бусловского наградили вторым орденом Мужества.

...В ночь с 19 на 20 марта 2000 года отряд боевиков численностью до 250 человек под прикрытием тумана и поставленной дымовой завесы предпринял попытку прорыва по всей линии фронта. Майор милиции Бусловский, получив от “Барса” и “Серы” (к сожалению командиров отрядов можно сегодня пока называть по позывным) сообщение о передвижении бандитов (последние шли тихо, без шума), умело и грамотно поставил радиообмен между подразделениями. Это исключило в темноте и тумане ведение перекрестного огня между своими подразделениями, ведущими бой с боевиками.

В ходе шестичасового ночного боя командир сводного отряда корректировал огонь стрелкового оружия, а также приданных минометной батареи, танков и БМП. Где-то ближе к утру бой затих, боевики притаились. Бусловский получил от “Барса” сообщение, что в русле реки Гойта на месте прорыва боевиков слышатся стоны и выкрики, что он русский офицер подполковник Жуков. “Барс” сначала подумал, что это боевик и хотели его расстрелять из пулемета. Но Бусловский запросил командование по рации, и, услышав, что действительно есть такой Жуков, находится в плену, дал команду уточнить все на месте. В бинокль было видно, что раненный с огромной рыжей бородищей, одет в арабский камуфляж. “Барс” приказал ему раздеться, но в ответ услышал, что тот не может, ранен в руку и бедро. И тогда Бусловский послал на помощь своих людей.

- Мой доктор старший лейтенант Леонид С. в это время был на “Сере” там командира ОМОНА ранили, и он оказывал помощь, - рассказывал мне Вилорий Вилорьевич, - Я по рации приказал ему и доктору капитану Вадиму Б. с “Барса” спуститься и оказать помощь. Они перевязали этого человека, положили его на красное одеяло и начали вытаскивать наверх. Это заметили боевики и открыли огонь....

В представлении начальнику УВД Калининградской области, подписанном в то время первым заместителем командующего объединенной группировки МВД РФ в Северо-Кавказском регионе генерал-лейтенантом Виктором Медведицковым и командиром мобильного отряда МВД РФ полковником милиции Юрием Орленко об этом эпизоде говорится сухо: “начав эвакуацию подполковника Жукова, группа попала под сильный автоматический огонь боевиков. Рискуя жизнью, майор милиции Бусловский В. В. прикрыл огнем из автомата выходящую группу и уничтожил одну огневую точку. Вынес раненного подполковника в безопасное место и обеспечил его эвакуацию на вертолетную площадку на БМП ВВ РФ”.

- Раненый был в сознании, - рассказывал мне Вилорий Бусловский. - Он сказал, что его зовут Виктор Михайлович Жуков. Он подполковник, начальник паращютно спасательной службы. В плен к боевикам попал в конце января. Бандиты при прорыве использовали подполковника в качестве “разминируюшего устройства”. Подполковник чудом остался жив.

Добавлю, что в этом “чуде” есть большая заслуга и калининградских собровцев. К сожалению, по известным причинам, я не могу сегодня назвать всех тех, кто умело и мужественно выполнял задания на Северном Кавказе. Но уверен, придет время, и Россия узнает имена всех защитников ее конституционного строя.

В результате проведения специальной операции по ликвидации незаконных вооруженных банд формирований в районе Комсомольского сводный отряд Северо-Западного РУБОП МВД РФ обнаружил и изъял, как явствует из официального документа, в подвалах и бункерах: РПГ -7 - 3 штуки, снайперские винтовки СВД - 2 штуки, автоматы Калашникова - 15 штук, 2 пулемета ПК, 40 ручных гранат, патроны калибра 5, 45 - 20000 штук, патроны калибра 7, 62 - 8000 штук, винтовочных патронов калибра 7,62 - 3000 штук. В ходе операции было убито 76 боевиков, ранено и сдалось в плен 78 человек. При проведении операции потерь среди подчиненных Бусловского не было. Из командировки в Чечню весь отряд возвратился живым и невредимым. Бойцы СОБРА были представлены к орденам , а командир к званию Героя России.

22 августа 2000 года Вилорий зашел проститься перед пятой командировкой в Чечню. Разговаривали мы о многом. В том числе и о представлении на Героя, затерявшемся где-то в чиновничьих кабинетах.

- Наверное, чтобы стать героем, надо погибнуть, - как то с грустью произнес Вилорий при прощании.

На второй день сводный отряд СОБРа Северо-западной зоны МВД России под его командованием улетел в Чечню. А 14 сентября майор милиции Вилорий Вилорьевич Бусловский погиб в центре Грозного от радиоуправляемого фугаса. Провожал майора милиции Бусловского весь Калининград. Со всей России приехали проститься с боевым товарищем собровцы. На могиле погибшего майора многие чиновники и генералы клялись родителям Вилория добиться их сыну присвоения звания Героя России уже посмертно.

Но вскоре высокие милицейские чиновники об этом забыли. 30 ноября 2000 года, в канун дня рождения Вилория, его матери пришло письмо за подписью начальника отдела наград Главного управления кадров и кадровой политики МВД РФ А. Кирсанова. “Сообщаем Вам, что при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе Бусловский В. В. действительно проявил мужество и отвагу, однако заслуг, предусмотренных положением о звании Героя Российской Федерации, в его действиях не усматривается”

Вот так. Четыре ордена (еще один орден Мужества был вручен вдове Ирине Бусловской уже после гибели мужа), медаль “За отвагу”, спасение жизни подполковнику Жукову, уничтожение неуловимой банды Гелаева “Ангел”, сохраненные жизни своих подчиненных, и нет заслуг? В Калининграде давно оценили подвиг Вилория. В городском конкурсе “Человек. Событие. Время” его объявили “ душой города” - самым мужественным человеком года. В областном историко-художественном музее создана постоянно действующая экспозиция о земляке. Имя Вилория носит школа и улица Калининграда. Звание Героя Вилорию сегодня и не нужно. Но оно нужно тем, кто продолжает жить, тем, кто, рискуя своими жизнями, отстаивает целостность России.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Правда.ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.