Дайджест СМИ: «Польские визы получать стало проще», а туристам нравятся руины

Ключевые темы региональных печатных изданий на минувшей неделе: польское генконсульство утверждает, что ужесточения выдачи виз не произошло, а проблему очередей на границах удалось решить; эксперты и министр туризма области размышляют, почему к нам не едут туристы; горвласти собираются подписать контракт с известным датским архитектором Яном Гейлом, а директор компании «БалтАвтоЛайн» Сергей Донских решил заняться строительством жилых домов.

Польское облегчение
Ежедневные газеты «Калининградская правда» и «Комсомольская правда в Калининграде» освещают встречу польского генконсула Марека Голковского с журналистами.

Журналист «Комсомолки» Игорь Орехов пишет о том, что в 2013 года число пересечений российско-польской границы может достигнуть рекордной цифры — 6 млн, если тенденция устойчивого спроса на визы и документы малого приграничного передвижения сохранится хотя бы на нынешнем уровне. На основе этих данных польский генконсул делает вывод, что никакого ужесточения визового режима не произошло. «В интернете появилось множество сообщений, что чуть ли не лично я ужесточил процедуру выдачи виз, — цитирует издание генконсула. — Это неправда! Польша не только облегчила возможности получения визовых документов, но и даже ввела многократные туристические визы. Да, в этом случае нужно предварительно забронировать гостиницу на семь дней, но такое требование касается только указанной категории документов и больше никаких других. Но ведь чего я только в прессе не начитался! А ведь мы даем вам даже больше, чем предусмотрено польско-российским договором».

При этом польские дипломаты подтвердили, что чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы Польшу посетило как можно больше россиян. Также генконсул заявил, что проблему очередей на границе «в значительной степени удалось решить». «82 процента от общего времени работы смен обходились без очередей. Проехать польскую границу можно максимум за 30 минут после того как оказался за шлагбаумом. Это означает, что и ваши, и наши погранслужбы работают хорошо», — заявил генконсул.

Также калининградским журналистам представили нового сотрудника Генерального консульства Польши Збигнева Зарембу, который раньше был генконсулом Польши в Лейпциге, а затем работал советником польского посла в Берлине.

«Почти без отказов» — так озаглавил публикацию, посвященную пресс-конференции генконсула Польши журналист «Калининградской правды» Виктор Сазоненков. Он отмечает, что в 2012 году зафиксировано 2,2 млн пересечений российско-польской границы, Польшу посетили около 900 тыс калининградцев. Генконсульство выдало калининградцам 136 тыс виз и около 13 тыс разрешений на малое приграничное передвижение.

«Российско-польские отношения по взаимообмену гражданами вышли на „дошенгенский“ уровень, — пишет газета. — Количество выданных виз увеличилось с открытием визовых центров в Калининграде, Черняховске и Советске. Если до этого, по словам генконсула, выдавалось порядка 600 виз ежедневно, то теперь — не менее полутора тысяч в день». На вопрос журналиста «Калининградской правды» о борьбе с пресловутыми польскими бензовозами Марек Голковский ответил, что «не видит в этом проблемы». Поскольку-де очередей на российско-польской границе не существует.

Кроме того, «Калининградская правда» опубликовала перепечатку статьи интернет-издания Biznes.Onet.Pl, посвященную строительству в польском Бранево супермаркета для туристов из Калининграда.

«Не было дня, чтобы в наши дисконтные магазины не приезжали россияне для покупки еды, — цитирует издание мэра приграничного Бранево Хенрика Мрозиньски. — Они желанные клиенты, их корзины полны товаров, они платят наличными, они вежливы и милы». Газета также отмечает, что польские таможенники, в отличие от российских, не изымают у калининградских туристов продукты. «Нет смысла умалчивать о том, что чем больше они у нас покупают, тем лучше для нас, — ссылается газета на пресс-секретаря таможенной палаты Ольштына Рышарда Худы. — Мы, прежде всего, охраняем нашу территорию, то есть тщательно исследуем то, что завозится в Польшу, а то, что выезжает, проверяем выборочно». Худы рассказал, что польские таможенники изымают у россиян еду только в том случае, если условия, в которых она перевозится, противоречат всем правилам или когда ее «неприлично много». Польские таможенники задерживаю машины с двойным дном, в которых есть тайники. «А в тайнике, например, — четверть или половина свиной туши. Это противоречит всем санитарным нормам. Подобных случаев у нас несколько десятков ежегодно», — уточнил Худы.

5680013825_aa7ae2905e.jpgТуристы и хрущевки
«Аргументы и факты. Калининград» и «Комсомольская правда в Калининграде» возвращаются к теме туристической привлекательности региона.

Журналист «АИФ» Евгения Бондаренко в публикации «Будете у нас — проезжайте» напоминает, что власти региона планировали к 2018 году принимать около 7 млн туристов в год. «Пока приезжает только полмиллиона. Вся наша область с населением в 955 тыс человек принимает гостей не больше, чем польские Миколайки с 4 тыс горожан», — констатирует издание. Газета пытается выяснить, почему желание увеличить турпорток не может воплотиться в жизнь, для чего берет комментарий у председателя правления Ассоциации гидов области Владимира Смирнова. По его словам, самая путешествующая нация в ЕС — немцы. Но визовые формальности становятся всё жёстче. «Чтобы въехать к нам, иностранцу нужно истратить порядка 70 евро на визы и справки. Цена одного только перелёта для немца сопоставима с пятидневным отдыхом в Польше. А одна ночёвка в нашей гостинице обходится в среднем в 70–90 евро. И многие задумываются: а чего ради мы туда поедем?» — цитирует газета Владимира Смирнова.

Он также отмечает, что Калининград не может предложить туристам Кенигсберга, увидеть который они надеются. «И иностранцы, и россияне, увидев наш безумный архитектурный замес — хрущёвки, красивую историческую застройку и новые, часто странные на вид, торговые центры, восклицают: „Боже мой! Что же вы тут натворили!“», — говорит Смирнов.

Он также отметил, что туристам интересны Куршская коса, Янтарный с его карьером. Нравятся города-курорты, но там исчезли пляжи. «На острове Узедом (Германия) снять апартаменты на четверых обходится в 50 евро в сутки в горячий сезон. В Светлогорске — примерно в 6 раз дороже! Недавно мы в ресторанчике под Палангой заказывали хороший ужин с напитками на 15 человек. Обошлось всего в 4 тыс рублей!» — продолжает Смирнов. Он также отметил, что в Калининградской области до сих пор не решены вопросы с туалетами и стоянками для туравтобусов. В частности, несколько лет назад был случай, когда турфирмы отказались везти гостей в Балтийск, потому что там нет ни одного общественного туалета.

«АИФ» также приводит мнение доцента кафедры сервиса и туризма БФУ им. Канта Валентина Корнеевца, который отметил, что международный туризм даёт области около 40 долларов дохода на душу населения, в семь раз ниже, чем в Польше. Эксперт считает, что самая главная проблема — доступность региона. Россиянам нужно или лететь самолётом, или иметь загранпаспорт. А для иностранцев есть запреты, связанные с приграничными зонами.

«Наши козыри — история и море. Сейчас восстанавливают 5-й форт. Решили вывести тюрьму из замка Тапиау… Но большинство памятников — в руинах. Поднимать их надо, но на какие деньги? — пишет газета. — В развитии водного туризма — застой. За чей счёт строить яхт-порты? Местный бизнес ещё слаб. Зарубежный прийти не решается: не видит чётких перспектив».

Также газета приводит комментарий министра по туризму Калининградской области Марины Агеевой, которая отметила, что до настоящего времени на развитие туризма из бюджета области выделялось не так много денег — от 3,5 млн руб. в 2007 году до 18,1 млн в 2014-м. «В 2012 году бюджет программы увеличили до 100 млн — для разработки концепции и проектно-сметной документации на объекты формируемого кластера. Однако работа затянулась по вине исполнителей, деньги вернули в бюджет, — цитирует издание Агееву. — Сейчас разрабатывается новая стратегия развития туризма в области. Планируется выйти на 1,5–2 млн туристов в год к 2020–22 годам с ежегодным приростом турпотока до 10%. Для этого необходимы комплексное развитие, включающее аэропорт и таможню, а также более совершенная статистика».


В интервью «Комсомольской правде в Калининграде» Марина Агеева объясняет, что сначала в области нужно восстановить замки, потом уже звать туристов. Интервью практически полностью посвящено планам, которые, как надеется Агеева, будут реализованы в области.

В частности, министр рассказала, что в Гвардейске, где есть Тапиау, запланирована разработка марины. «Можно устраивать экскурсии, организовывать индивидуальную рыбалку, кататься на байдарках. Или рыбоколхоз в Светлом. Почему бы нам не показывать туристам, как ловят угрей? Местные рыбаки рассказывают, что путина салаки — своего рода „шоу“, на которое любят посмотреть приезжие. Это можно организовать как праздник. Салака — такой же бренд региона, как корюшка или селедка. Планов много», — цитирует издание Агееву.

Также министр туризма утверждает, что «во всем мире туристы смотрят не только реконструированные объекты». «Руины тоже смотрят. Есть два взгляда у историков и краеведов: одни считают, что надо восстанавливать, другие предлагают памятники „заморозить“, огородить и охранять, не восстанавливая», — говорит Агеева. При этом сама она высказала мнение, что некоторые объекты однозначно надо восстанавливать, к примеру замок Нойхаузен, который можно включить в кольцо «Готические замки». При этом, по ее словам, туристы не едут в Калининградскую область смотреть замки, потому что те не восстановлены. «Пока не восстановим, не приедут. У нас свыше 1000 объектов культурного наследия. Это и кирхи, и замки, и форты. Конечно, хорошо бы было восстановить все, но, понятно, это сложно. Некоторые памятники нужно просто поддержать. Хотя бы сделать красивую подсветку руин. Это уже будет по-другому показывать объект, его историю», — цитирует издание министра.

Марина Агеева также высказала мнение, что в Калининграде нужно восстановить форты и Королевский замок.

Пешеходный Гейл
Ежедневные издания пишут об очередном визите в Калининград датского архитектора Яна Гейла. В публикации «Здесь будет город-сад!» журналист «Калининградской правды» Максим Марусев. Издание пишет, что одним из условий проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининграде дирекция ЧМ-2018 назвала строительство пешеходных зон, которые свяжут новый стадион с центром города. «Это должны быть удобные пешеходные маршруты, по которым можно будет дойти от стадиона до центра за 20–30 минут, — цитирует „Калининградка“ мэра Калининграда Александра Ярошука. — Предварительно один может проходить через Литовский вал и далее к центру, а другой вдоль Московского и Ленинского проспектов. Но эти планы, разумеется, еще будут уточняться».

Воплотить идеи, как пишет газета, предстоит известному датскому архитектору Яну Гейлу. Одной из главных проблем Калининграда он назвал слишком большое количество автомобилей в центре города, но, как сказал Александр Ярошук, горвласти в настоящее время покупают специальное оборудование для паспортизации всех улиц города, что позволит в автоматическом режиме фиксировать все неправильно припаркованные машины и отправлять нерадивым автовладельцам квитанции для оплаты штрафов.

По словам главы Калининграда, работы архитектурного бюро Яна Гейла, связанные с реконструкцией пешеходного центра, будут оплачены из городского бюджета. 

Журналист «Комсомольской правды в Калининграде» Алексей Денисенков пишет, что Гейла повезли к бывшему кафе «Сказка», где планируют возвести многоэтажный дом и оборудовать рекреационную зону вокруг городского ручья. Мэр Калининграда Александр Ярошук сказал Гейлу, что у городских властей была идея сделать в этом месте рекреационную зону. «Ручей благоустроить, построить здесь кафе, ресторанчики и магазины. И проложить пешеходные дорожки», — цитирует газета Ярошука.

Издание также пишет о том, что работу Гейла оплатит городской бюджет, однако сумма контракта пока не афишируется. «После прогулки по „сказочному лесу“ Яна Гейла повезли осматривать оборонительный пояс Кенигсберга. Глядишь, и варианты современного использования немецких фортов придумает», — пишет газета.

Отметим, ни «Калининградская правда», ни «Комсомолка в Калининграде» не написали о том, что на месте «Сказки» горвласти хотят видеть девятиэтажную гостиницу, а также о том, что Гейл предложил снести Дом советов.

stroooooo.jpgИз перевозчиков в строители
Журналист Валерий Сикорский в газете «Страна Калининград» пишет о том, что депутат горсовета Сергей Донских планирует вместо станции техосмотра автобусов построить на ул. Горького жилой квартал. Причем на этой территории за счет бюджета будет проложена дорога, устроены инженерные сети. Журналист напоминает: обращение ООО «БалтАвтоЛайн», подписанное Донских, не так давно рассматривалось на заседании комиссии горсовета.

«Семь лет назад, когда Сергей Донских впервые избирался депутатом горсовета Калининграда, компания „БалтАвтоЛайн“ получила землю в 4,5 га в аренду под предполагаемое строительство автобазы. На встречах с избирателями он рассказывал, что у „БалтАвтоЛайна“ появится мощный комплекс для обеспечения технической надежности автобусов и, следовательно, безопасности пассажиров, — пишет издание. — Больше всего Сергей Донских радовался, что удастся наконец уйти от необходимости подписания договоров на техобслуживание автобусов на базе „КалининградГортранса“ и отдать эту ответственную работу своим специалистам».

Однако спустя несколько лет руководство «БалтАвтоЛайна» сменило акцент своих приоритетов — с безопасности пассажиров на решение жилищной проблемы. «Действительно, семь лет назад этот участок был выделен моей автобусной компании в аренду, и я оплачиваю ее стоимость — почти 600 тыс руб. в год, — цитирует газета Донских. — Я занимаюсь не только пассажирскими перевозками, хотя мое имя ассоциируется прежде всего с автобусами. В холдинге работает около 15 предприятий, в том числе строительная компания. <…> Эта территория сегодня заброшена, нет коммуникаций, и строительство жилья здесь — в интересах развития города. Мы планируем участвовать в благоустройстве этих земель, в частности тех, что прилегают к старому форту. И главное — социальная составляющая: для закрепления кадров будем продавать жилье по льготным ценам своим сотрудникам».

Что касается темы технической безопасности автобусов «БалтАвтоЛайна», то, по мнению депутата, эту проблему решает сотрудничество с «Калининград-ГорТрансом». Журналист выдвигает версию: поскольку депутат решил отказаться от строительства станции в пользу жилья, проблемы с безопасностью больше не существует. «К сожалению, реальность говорит об ином», — продолжает газета и приводит данные проверок ГИБДД, согласно которым в январе 2012 года из 103 автобусов компании «БалтАвтоЛайн» 34 были технически неисправными (эксплуатировать их запретили), а с 22 машин сняли номера из-за серьезных неисправностей рулевого управления и тормозов.

Участок, на котором собрались строить жилье перевозчики, находится в зоне объектов обслуживания населения и производственной деятельности. «В соответствии с правилами землепользования здесь не допускается стройка жилых домов. Говорят, что недалеко был скотомогильник, — продолжает газета. — Казалось бы, все ясно, но депутаты изящно вышли из ситуации и обращение перевозчиков перенаправили в межведомственную комиссию по землепользованию и застройке. Если провести этот вопрос через комиссию с организацией публичных слушаний, то по законодательству возможно изменить предназначение земельного участка».

Также «Страна Калининград» отмечает, что эта территория в окрестностях города будет активно застраиваться, там проложат дорогу, устроят за счет бюджета инженерную сеть.

Текст — Оксана Майтакова, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

После футбола

Корреспондент Оксана Ошевская — об ожидаемых и непредвиденных итогах ЧМ.