Кто-то заплатит: почему проезд до моря на электричке стоит так дешево

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Проезд до Зеленоградска на новом скоростном комфортабельном поезде «Ласточка» стоит в среднем 56 рублей. На автобусе, в котором ехать менее удобно и приходится стоять в пробках, доехать до моря в полтора раза дороже. «Новый Калининград» объясняет, почему так происходит.

Пассажирские железнодорожные перевозки в Калининградской области монополизированы. Услуги оказывает «Калининградская пригородная пассажирская компания» — дочерняя структура РЖД. Как видно из ее отчетности за 2017 год, на продаже билетов она получила менее трети от суммы, которую по итогам года ей удалось выручить, или менее 100 млн руб. Расходы же компании по итогам года составили 355 млн руб. Финансовую дыру закрывает областное правительство из бюджета. В 2017 году чиновники выплатили КППК 203 млн руб., или вдвое больше, чем компания заработала на продаже билетов. При этом в КППК считают, что чиновники дают им недостаточно денег.

«Нежелание органов власти Калининградской области исполнять правомочия по организации обслуживания населения области пригородным железнодорожным транспортом за счёт средств бюджета Калининградской области в полном объеме поставило компанию в сложное финансовое положение», — говорится в приветственном слове годового отчета Александра Идиатулина, возглавлявшего компанию до конца января 2018 года.

Компания действительно показала в прошлом году убыток более 10 млн руб. после прибыли в 2016 году.

Стоимость проезда на электричке сильно занижена. Областная служба по тарифам (структура областного правительства) ежегодно устанавливает для железнодорожников экономически обоснованный тариф. В 2017 году он составлял 4,63 руб. за километр. То есть реально проезд на старой электричке (не «Ласточке») до Зеленоградска мог стоить порядка 140 руб., или в два с половиной раза больше, чем рядовой турист или калининградец платит, чтобы доехать до моря.

В структуре общего объема перевозки пассажиров «морские» направления занимают подавляющую долю. В прошлом году на «зеленоградской» электричке проехали почти миллион человек, а на «светлогорской» — полтора миллиона. Для сравнения — в Советск на поезде съездили всего 188 тыс. человек, а в Черняховск — 88 тыс.

Областное правительство не всегда так охотно дотировало железнодорожников. В 2011–2014 годах областные власти платили КППК значительно меньше, чем она хотела, в результате компания накопила значительный суммарный убыток.

Ответ на вопрос, почему железнодорожники хотят так много денег, содержится в структуре расходов компании. Основной объем средств, который попадает в компанию в том числе и из областного бюджета, отправляется в РЖД. У КППК нет своих поездов. Она их арендует у РЖД и перечисляет по соответствующим договорам крупные суммы. Так, за аренду парка в 2017 году КППК перечислила РЖД 275 млн руб., или 75% от всех своих годовых расходов. Причем сумма аренды может меняться в течение года. В 2017-м фактические выплаты по аренде подвижного состава на 2,5% превысили плановые. В том числе из-за того, что пришлось подавать дополнительные поезда в Зеленоградск, чтобы доставлять калининградцев на чемпионат фейерверков.

В июне региональные власти обрадовали калининградцев новостью, что поезда «Ласточка», привезенные в Калининград под Чемпионат мира по футболу, останутся в области и после его окончания. «Новый Калининград» попытался узнать у чиновников, на каких условиях «Ласточки» будут работать в регионе, но в ответе на информационный запрос говорилось, что повышение цен на проезд в допсоглашении с КППК не оговаривалось, а само соглашение власти предоставлять отказались.

РЖД договаривались о покупке «Ласточек» с Siemens в 2009 году. Стоимость одного поезда составляла почти 9 млн евро, или 634 млн руб. по нынешнему курсу. В Калининград передали 4 таких поезда.

Железнорожники говорят, что тариф на проезд на «Ласточках» будет поднят незначительно, а значит, стоит ожидать роста «скрытого» платежа железнодорожникам из областного бюджета. В итоге проезд туристов до моря будут субсидировать из своего кармана сотни тысяч калининградцев, которые электричками не пользуются. К каждому заплаченному отдыхающими рублю за билет из бюджета добавят еще как минимум два.


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.