Ядерные отходы пошли на выборы

Более чем в 20 городах России проходят акции независимых экологов против депутатов, разрешивших в 2001 году ввозить в Россию ядерные отходы (ОЯТ). Накануне выборов «зеленые» напомнили, кто именно «хочет превратить Россию в ядерную свалку». Минатом же считает ввоз ОЯТ – безопасное и очень выгодное дело.

25 и 26 ноября независимые экологи проводят в российских городах акции протеста против ввоза в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). В акциях, которые проходят в Москве, Казани, Воронеже, Калининграде, Екатеринбурге, Великом и Нижнем Новгороде, Рязани, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Владивостоке, Орле, Саратове, Сыктывкаре, Санкт-Петербурге, Челябинске, Красноярске и других городах, запланировано участие активистов 30 неправительственных экологических и правозащитных организаций, среди которых «Гринпис России», «Хранители радуги», «Дружина охрана природы Татарстана», «Во имя жизни» и другие. Выступления «зеленых» приурочены к выборам депутатов Госдумы и должны напомнить избирателям, кто из депутатов голосовал за ввоз ОЯТ в Россию. Кроме того, экологи намерены продемонстрировать опасность планов Минатома и их экономическую нецелесообразность.

По мнению независимых экологов, если импорт ОЯТ не будет остановлен, Россия станет ведущей мировой державой по количеству радиоактивных отходов, а затем и ядерных могильников. По словам сопредседателя группы «Экозащита!» Владимира Сливяка, «акции экологов направлены на информирование избирателей о депутатах, продолжающих лоббирование ввоза ОЯТ, с призывами бойкотировать этих людей на предстоящих выборах и тем самым способствовать принятию в будущем законопроектов, запрещающих импорт ядерных отходов».

В частности, экологи не советуют голосовать за партию «Единая Россия» и особенно представителей фракции «Единство».

Где и как протестовали «зеленые» Во вторник в центре Екатеринбурга активисты «Уральского экологического союза» организовали акцию протеста, направленную против депутатов Госдумы, поддержавших в 2001 году ввоз в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). В костюмированном шоу участвовало восемь студентов, переодетых в балахоны с написанными на них фамилиями избранных от...

Им повсеместно вручаются специально приготовленные антимедали членов самой «ядерной» фракции и письма протеста. Также экологи проводят опросы населения об отношении избирателей к депутатам, голосовавшим за ввоз ОЯТ, и к самому законопроекту. Некоторые акции носят театрализованный характер: на улицы выходят люди в масках, изображающие жертв радиационного облучения.

Напомним, что в июне 2001 года Госдума 256 голосами против 126 приняла поправки к трем законам, позволяющие ввозить в Россию ОЯТ. Голосование имело широкий резонанс в СМИ и проходило на фоне протестов не только экологов и обычных граждан, но и некоторых политиков. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев назвал принятие законов об ОЯТ национальным позором, а его нижегородский коллега Михаил Прусак – аморальным поступком.

По результатам соцопросов, проведенных независимыми экологами в 2001 году, 93% россиян выступали против ввоза ядерных отходов в Россию. По данным Минатома – 70–75%. Минатом мотивировал тогда свое предложение о ввозе ОЯТ материальной выгодой. По его прогнозам за 10 лет в Россию должны были ввезти 20 тыс. тонн отработанного ядерного топлива, а атомная индустрия должна была заработать на этом $20 млрд, из которых не менее 25% должно было пойти на экологические программы.

По сведениям независимых экологов, за прошедшие два с половиной года в Россию было ввезено не более 10 эшелонов с ОЯТ из Болгарии и с Украины. Минатом на этом заработал около $100 млн, то есть примерно в 40 раз меньше, чем прогнозировалось в 2001 году. При этом выгоды ввоза ОЯТ c Украины и из Болгарии, по мнению «зеленых», с экономической точки зрения являются спорными. По их данным, ПО «Маяк», занимающееся переработкой ядерных отходов, принимает их по цене от $300 (с Украины) до $620 (из Болгарии) за кг, в то время как перерабатывающие предприятия во Франции и Великобритании получают за переработку 1 кг $1200–1500. В 1998 году Евгений Адамов (тогдашний глава Минатома) утверждал, что экономическая целесообразность ввоза отходов наступает при цене не менее $1 тыс. за кг. По словам директора комбината «Маяк» Виталия Садовникова, в 2002 году переработка ОЯТ не окупила затрат даже самого комбината.

Экологи также напомнили: нынешний министр по атомной энергии Александр Румянцев обещал, что к маю 2002 года Минатом подпишет контракт на ввоз японских ядерных отходов. Однако в ответ на запрос группы «Экозащита!» министерство экономики, торговли и индустрии Японии сообщило, что никаких переговоров на этот счет с Россией не велось и подобных предложений они не получали.

«Но даже при возможном наличии контрактов о ввозе в Россию ОЯТ, – говорится в подготовленном докладе, – состояние хранилищ и мощностей по их переработке оставляет желать лучшего». Согласно их данным, атомная индустрия располагает местом для хранения 2–2,5 тыс. тонн ОЯТ на «Маяке» под Екатеринбургом и Горно-химическом комбинате (ГХК) в Красноярском крае, что недостаточно для обеспечения даже одного крупного иностранного контракта, а ведение в строй новых мощностей для ОЯТ может произойти не ранее, чем через 3–5 лет».

Однако Минатом большинство данных доклада считает ошибочными. Начальник управления по информационной политике Минатома Николай Шингарев заявил «Газете.Ru»: «За прошедшие два с половиной года Минатом заработал около $250 млн, что в два с половиной раза больше данных независимых экологов (в 16 раз меньше обещанного. – «Газета.Ru»). С июня 2001 года в Россию ввезено не менее 400 тонн ОЯТ, но мы способны ежегодно ввозить до 500 тонн. При этом только хранилище на ГХК способно вместить до 2,5 тыс. тонн. Кроме того, через год мы закончим достройку этого хранилища, и оно будет способно вместить до 9 тыс. тонн. А в 2006 году там будет запущена первая очередь так называемого сухого хранилища на 38 тыс. тонн, которое в первую очередь будет предназначено для нашего топлива».

Тем не менее, российские экологи считают, что, даже если и хватит места для хранения ОЯТ, безопаснее в России не станет. «Российская атомная индустрия ориентирована на хранение ОЯТ, а не на его переработку, – заявил «Газете.Ru» сопредседатель «Экозащиты!» Владимир Сливяк. – Сейчас лишь один комбинат занимается переработкой ядерных отходов – ПО "Маяк", и ему недостает мощности, а введение в строй нового завода по переработке ядерных отходов может произойти не ранее 2020 года». По этой причине, по его словам, переработка ОЯТ приводит к быстрому увеличению количества радиоактивных отходов: одна тонна переработанного топлива «рождает» около 150-200 тонн радиоактивных отходов, и атомная индустрия не знает, как решить эту проблему.

По данным «Экозащиты!», на «Маяке» скопилось огромное количество ядерных отходов, общая радиоактивность которых равняется 20 чернобыльским выбросам. При этом ни ПО «Маяк», ни ГХК не застрахованы от утечки радиации, говорят экологи. Например, по мосту над рекой Теча, куда до сих пор сбрасываются радиоактивные отходы с «Маяка», ежедневно проезжают тысячи автомобилей. А жители близлежащих городов страдают от последствий радиационного заражения.

Шингарев и тут не согласен. Он утверждает, что «Маяк» безопасен и вовсе не перегружен – он способен перерабатывать и 400 тонн ОЯТ в год, а перерабатывает не более 150. Кроме того, по его данным, «не менее 20% от заработанных средств было выделено на экологические программы». Поэтому с его точки зрения, «население просто не понимает выгоды от ввоза ОЯТ»: «Если бы оно это понимало и учитывало, что немалые средства идут на ту же экологию, оно не было бы против этого проекта Минатома».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Газета.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.