Вновь предпринимаются попытки разработать правила цивилизованной охоты

В калининградских лесах где-то бегают пятьсот лосей, тысяча оленей, восемь с половиной тысяч косуль, четыре тысячи кабанов и много другой, более мелкой живности. Все это «изобилие» подстерегают вооруженные до зубов четырнадцать тысяч «зарегистрированных» охотников (реально – около десяти тысяч). А еще браконьеры… О том, как сохранить и приумножить богатства нашей фауны и в то же время удовлетворить разумные потребности охотников-любителей, наш корреспондент Александр Гмырин беседует с начальником областного государственного учреждения «Калининградобллесохотуправление» Владимиром ЗИНЫКОМ.

-По поводу отмены статуса заказников и чуть ли не распродажи их в частные руки прежней администрацией области слагаются едва не легенды. Владимир Федорович, проясните ситуацию.

- Действительно, на сегодня судьба семи бывших заказников не определена. «Росприроднадзор» настаивает на возвращении им статуса особо охраняемых территорий, который они имели до 2004 года. Мы же предлагаем сохранить (вернее, восстановить) статус только тем территориям, где действительно обитают редкие животные и произрастают редкие растения. В остальных случаях, за исключением заказника «Виштынецкий», следует передать угодья по конкурсу охотпользователям.

- Чем вы обосновываете такое свое решение?

- Данное предложение основывается на результатах последних инспекций охотничьих угодий. Они показывают, что плотность диких животных в передовых охотничьих хозяйствах выше, чем в бывших заказниках.

Вообще надо понимать, что хозяева–охотники могут быть ничуть не хуже хозяев–егерей. Согласитесь, кто же рубит сук, на котором сам сидит? Не думайте, что все охотники с ружьями наперевес только сидят в засаде и думают, как бы побольше дичи настрелять. Или гоняются сломя голову на джипах по полям за зайцами. Напротив, рачительный хозяин будет следить за территорией, производить подкормку зверей, решительно пресекать все браконьерские действия.

- А такие примеры есть?

- Конечно. Буквально на днях с помощью местных жителей, охотников-любителей, задержали одного бывшего егеря, который привез на джипе товарища с арбалетом с целью поохотиться на крупную дичь - оленя или косулю, а может, и кабан бы заглянул. Они подготовили «схрон», рассыпали приманку – пару ведер зерна. И - ждали. Хорошо, что их планам не суждено было сбыться.

- Арбалет? Это игрушка такая, вроде лука?

- Ну, вы далеки от охоты… Современный арбалет – мощное оружие, поражающее цель на расстоянии до трехсот метров. Он оснащен оптическим прицелом, бывает и с прицелом ночного видения. И в то же время – совершенно бесшумный. Так что нынешний арбалет - далеко не «игрушка», да и стоит несколько тысяч долларов.

- Это сейчас все браконьеры так оснащены?

- Не все. В Славском районе поймали троих жителей поселка Причалы, которые затравили собаками трех сеголеток кабана. У них оружия никакого не было, но собаки специально натасканные. Одолжили, говорят, у знакомого охотника.

- А почему все же такая неразбериха в наших лесах?

- Проблема ведения охотничьего хозяйства в Калининградской области, да и по всей России, существует уже давно. Быстрыми темпами идет административная реформа, проведение которой требует существенной переработки основополагающих законов. Недавно, как известно, вступил в действие Лесной кодекс. А вот закон об охоте уже 10 лет в разработке и, наверное, не скоро увидит свет.

Во многих регионах изданы свои «охотничьи» законы, или временные правила. У нас также предпринимались попытки разработать «Правила охоты», но все они остались на стадии проектов. Недавно созданное управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области приступило к разработке регионального закона «Об охоте». Кстати, все желающие могут в этом поучаствовать.

Проблемы нормативного регулирования, организации и ведения охотничьего хозяйства, на мой взгляд, кроются даже не столько в том, что до их решения руки не доходят, а в неурегулированности вопросов вторичного землепользования, коим и является собственно охота. Если лесные угодья, за небольшим исключением, находятся в собственности государства и субъектов федерации и по ним проблем поменьше, то с полевыми угодьями вообще полная неопределенность.

- А много у нас мест, где можно поохотиться?

- Охотугодья общего пользования (резервный фонд) составляют в нашем регионе около 350 тысяч гектаров. В данную территорию включена также и площадь бывших семи заказников, о неопределенной судьбе которых я уже говорил. По поручению губернатора Георгия Бооса агентством по градостроению и министерством экономики Калининградской области проводятся организационные работы по размещению государственного заказа на изготовление схемы расположения ООПТ (особо охраняемых природных территорий). И одновременно предполагается разместить заказ на проведение межхозяйственного охот-устройства. Данные работы планируется завершить в июле текущего года.

- Опишете, разделите, а потом?

- А потом, в соответствии с Законом «О животном мире», на конкурсной основе угодья будут передаваться охотпользователям.

- Сколько их у нас?

- В области зарегистрировано двадцать три объединения охотников. Заявки на конкурс могут подавать как они, так и индивидуальные предприниматели. Предполагается, что заявки от участников конкурса будут приниматься с 1 марта по 1 июля каждого года, вплоть до полной передачи всего государственного охотничьего фонда. Сведения об участках, не переданных в пользование, с описанием границ, с указанием количества и видов обитающих диких животных намечено опубликовать во второй половине февраля в средствах массовой информации.

Следует отметить, что при заключении договоров одним из обязательных условий предусмотрено возмещение охотпользователем ущерба землепользователю. В случае если он будет причинен в ходе охоты. Кроме того, по условиям договора в целях удовлетворения запросов местного населения на охоту им будет обеспечено это право в количестве от 20 до 60 человек (в зависимости от площади охотхозяйства).

- Как организована охота в сезоне 2006-2007 годов?

- Постановлением правительства Калининградской области от 15 августа 2006 года

№ 598 охота на территории государственного резервного охотничьего фонда была запрещена по всей территории региона. И только в связи с многочисленными обращениями охотников она была разрешена осенью на пернатую дичь в период с 15 сентября до 30 ноября на прибрежной полосе Куршского залива. Об этом сообщалось в средствах массовой информации, и все желающие могли ознакомиться. Тем не менее в правительство поступили жалобы членов районных обществ охотников и рыболовов Полесска и Немана о том, что якобы ущемляются их права, им не разрешается охотиться в угодьях общего пользования. На это могу сказать, что бесплатной и бесконтрольной охоты, которая имела место в прошлые годы, больше не будет! В соответствии с Земельным кодексом все охотпользователи будут платить арендную плату за пользование лесными угодьями, в зависимости от их классификации (бонитета), от одного до пятнадцати рублей за гектар.

- И это все?

- Нет, конечно. Каждый охотпользователь обязан организовать охрану диких животных, создавать условия для их размножения, осуществлять подкормку… Это требует значительных материальных затрат, порядка 100 рублей на гектар.

- Сегодня такие охотпользователи есть?

- В качестве положительного примера назову охотобщество «Медведь», созданное на базе «Рефтрансфлота». Они проявляют себя рачительными хозяевами, вкладывают необходимые средства, заботятся о своей территории. Сейчас у них угодья в Зеленоградском районе, собираются еще брать в Славском. Думаю, у них есть все шансы выиграть конкурс.

- А все же когда эти конкурсы состоятся?

- Как я уже говорил, необходима большая подготовительная работа. Думаю, что мы будет готовы к лету и в июле – августе эти конкурсы проведем.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.