В Калининграде двое подростков избили
— Что притягивает подростков в неформальных молодежных движениях, где культивируются криминальные идеи и насилие (к примеру, в так называемом *.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya" rel="nofollow noopener" target="_blank">АУЕ или движении офников/околофутбольщиков — одно из проявлений этого явления — массовые драки между молодыми людьми и подростками)? Как работает такой механизм влияния на подростков?
— Это вопрос сложный, и его можно рассматривать на разных уровнях. Как социальное явление для подростков совершенно естественно собираться в группы и заниматься
У подростка есть очень много внутренней энергии, которую они не понимают, не знают куда направить. Она в буквальном смысле переливается у них через край. Я имею в виду высокую активацию нервной системы, неуравновешенную гормональную систему и как следствие — эмоциональную дисрегуляцию. А вот структуры головного мозга, отвечающие за самоконтроль, критичность, прогнозирование последствий, пока развиты недостаточно хорошо, чтобы справляться с такой гормональной бурей. Плюс к этому может быть не развита система ценностей (что хорошо, а что плохо) и есть большое желание бунтовать, протестовать, делать
Особенно это актуально для подростков, живущих в небольших городах, в которых недостаточно образовательной и досуговой инфраструктуры. Часто у подростков отсутствуют увлечения, они не вовлечены в
— Какие подростки больше всего подвержены влиянию подобных деструктивных движений? Играет ли значение социальный статус подростка? Правда ли, что «трудного» подростка проще всем этим заинтересовать?
— Есть дети двух категорий, которые подвержены влиянию деструктивных движений. Первая категория — это дети, которые ищут внимания, поддержки, сообщество, в котором они будут чувствовать себя нужными и смогут
Безусловно, большему влиянию будут подвержены дети, которые предоставлены сами себе. У них нет интересов, нет мотивации к учебе, жизнь у них не наполнена своими смыслами, основное время они проводят в соцсетях и не могут реализовать свои возрастные задачи в виде признания, уважения, становления в обществе в своей обычной жизни. Тогда они будут искать некие группы, в которых смогут реализовать свой потенциал. Скорее всего, такие ребята будут уже иметь некий опыт либо отклоняющегося поведения, либо опыт отвержения и унижения.
Проще воздействовать на подростка более раннего возраста — 10–14 лет. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему противостоять старшим ребятам. А если этот старший ещё и является мощной агрессивной фигурой, то не делать то, что он говорит, почти невозможно. Конечно, риск попадания в такую ситуацию увлеченного, успешного подростка, который живет в комфортном, поддерживающем его окружении, существенно ниже, чем ребенка, наблюдающего ежедневные пьянки и драки или растущего самому по себе, пока мама с папой работают и строят свою жизнь.
Если в семье все благополучно, членам семьи интересно друг с другом, если есть

На фото Евгения Чмутова
Другая категория сложнее. К ней относятся подростки с нарушением эмоциональной чувствительности, они не обладают в достаточной степени навыками эмпатии и способности распознавать чужую боль и другие эмоции, как и свои собственные. И вполне могут иметь склонность к насилию, иметь повышенный уровень агрессии и нечувствительности к чужой боли. Они, например, могут резать котенка на части и не чувствовать жалости. Такая категория подростков составляет активный костяк подобных деструктивных сообществ и групп. Они очень хорошо находят себя в полукриминальных движениях. И как раз могут сбивать с пути обычных подростков. Со временем чувствительность к агрессии у детей снижается и становится проще делать
В обществе в целом достаточно низкий порог чувствительности, и это большая проблема. Мы зачастую остаемся глухи к чужой боли. Тем самым взрослые моделируют подобное отношение к жизни в детях. Вот мы перешагиваем через раненого котенка или щенка — и это моделирует в ребенке ситуацию, при которой такие вещи становятся нормальными. В следующий раз ребенок подумает: а почему нельзя так же перешагнуть через дедушку, который поскользнулся и упал.
— Насколько сильно соцсети формируют взгляды подростков и их желание стать последователями полукриминальных движений и деструктивных социальных групп?
— Социальные сети ответственны за лавинообразное распространение информации без
С другой стороны, если ваш ребенок живет полной жизнью, имеет доверительные отношения с
— Как родителям распознать, что их ребенок заинтересовался подобными идеями и движениями. Возможно ли это в принципе?
— Конечно, возможно. Если подросток будет вовлечён в
— Как поступать взрослым в таком случае: предпринимать ли попытки жестко оградить ребенка от участия в движения?
— Прежде всего нужно садиться и разговаривать, спрашивать, что ребенок там [в движении, группе] получает такого, чего ему не хватает в жизни. Основная задача — это вернуть доверие, теплые отношения с собственным ребёнком. Если разговор совсем не получается, я бы советовала обращаться к
Что не нужно делать, так это заниматься морализаторством и
Подготовил Олег Зурман — «Новый Калининград»
* Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
© 2003-2025