Национальному антитеррористическому комитету исполнился год

10 марта 2007 года исполнился год со дня вступления в силу Указа президента РФ Владимира Путина «О мерах по противодействию терроризму». Согласно этому документу был образован Национальный антитеррористический комитет, который возглавил директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев. После принятия Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в стране началось формирование эффективной системы противодействия терроризму. О том, насколько адекватны угрозам принятые меры, направленные на построение общегосударственной системы противодействия терроризму, журналисту Владимиру Евдокимову рассказывает начальник управления ФСБ РФ по Калининградской области генерал-лейтенант Михаил ВЛАСЕНКО.


- Михаил Борисович, насколько я знаю, уже реализован значительный объем организационных мероприятий. В составе комитета образованы Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. В нашей области его возглавляете вы. В новом формате организована и деятельность антитеррористических комиссий. Но каковы результаты? Меньше ли стало терактов?

- В результате совместных действий силовых и властных структур федерального центра и республик Северного Кавказа количество террористических актов в нашей стране сократилось на 40%. В прошедшем году был проведен ряд успешных операций, в результате которых нарушена система управления бандформированиями. А их руководящему звену нанесен ощутимый урон. Пресечена деятельность почти четырех десятков главарей банд и эмиссаров международных террористических организаций (среди них – Басаев, Сайдулаев, представитель «Аль-Каиды» и главный финансист террористов Абу Хавс и другие). Предотвращено более 300 террористических актов.

Наряду с осуществлением координации силовых действий соответствующих федеральных министерств и ведомств комитетом было организовано проведение широкого комплекса предупредительно-профилактических мер.

В связи с обращением председателя Национального антитеррористического комитета к участникам бандформирований с предложением о добровольной сдаче властям и принятием Госдумой постановления об амнистии оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации организована целенаправленная оперативно-розыскная и агитационно-пропагандистская работа по склонению боевиков к добровольной сдаче властям. В результате принятых мер с повинной явились 546 боевиков.

На заседаниях Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба приняты решения по совершенствованию управления контртеррористическими операциями, антитеррористической защиты объектов ядерной энергетики, образования и науки, гидротехнических сооружений. Заслушаны руководители ряда республик и областей о принимаемых мерах, касающихся функционирования в новом правовом формате системы противодействия терроризму на региональном уровне.



- Способствовала ли повышению эффективности борьбы с терроризмом реализация скоординированных нормотворческих мер на внутригосударственном и международном уровнях?

- Бесспорно. Российская Федерация стала первой страной, ратифицировавшей конвенцию Совета Европы «О предупреждении терроризма». Внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с нормами, предусмотренными данной конвенцией и другими международными правовыми документами.

В рамках реализации положений Федерального закона от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ и Указа президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года «О мерах по противодействию терроризму» №116, в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму, в Калининградской области в апреле 2006 года сформирован оперативный штаб. В него вошли руководители территориальных органов ФСБ, МВД, ФСО и МЧС России, Балтийского флота, а также правительства Калининградской области.

- А какие задачи решает возглавляемый вами оперативный штаб? Какие у него полномочия?

- Оперативный штаб создан, в первую очередь, для управления контртеррористическими операциями в субъекте Российской Федерации, что позволяет обеспечить незамедлительное реагирование на возникающие террористические угрозы, а также для организации планирования применения сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом. Решения оперативного штаба, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав.

Деятельность оперативного штаба в Калининградской области в истекшем году осуществлялась в условиях динамично развивающейся оперативной обстановки, складывавшейся под влиянием таких факторов, как подготовка и проведение на территории России саммита «группы восьми», празднование 60-летия образования Калининградской области, обеспечение безопасности визитов в регион объектов государственной охраны, других значимых общественных и политических мероприятий.

Исходя из складывающейся обстановки субъектами антитеррористической деятельности региона принят ряд дополнительных мер по выявлению и нейтрализации угроз безопасности России на калининградском направлении, суверенитету и территориальной целостности РФ, недопущению актов терроризма. На заседаниях оперативного штаба рассмотрены важнейшие вопросы в сфере противодействия терроризму. Назначены должностные лица, ответственные за проведение первоочередных мероприятий по пресечению возможных террористических актов на территории муниципальных образований. Реализован комплекс мероприятий по предупреждению экстремистских акций, направленных на срыв проведения в июле 2006 года саммита «Большой восьмерки» и компрометацию внешней и внутренней политики Российской Федерации.

В 2006 г., в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 13.11.04 г. № 1353 «О праздновании 60-летия образования Калининградской области и 750-летия основания города Калининграда», на территории региона было продолжено проведение, под контролем администрации президента России, юбилейных торжеств.

- Что же конкретно предпринималось для того, чтобы эти торжества не были ничем омрачены?

- Вопросу обеспечения безопасности празднования 60-летия образования области было посвящено специальное расширенное заседание оперативного штаба, на котором рассматривался ход подготовки, принят комплекс дополнительных мер и неотложных действий в период подготовки и проведения праздничных мероприятий.

Субъектами оперативно-розыскной и антитеррористической деятельности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти региона была проделана большая работа по обеспечению безопасности праздника. Основные усилия были сосредоточены на принятии необходимых мер по обеспечению безопасности участников и гостей юбилея, недопущению в ходе его проведения возможных террористических и экстремистских проявлений со стороны зарубежных спецслужб, радикальных и националистического толка группировок, террористических религиозно-политических движений и организаций.

Осуществлены совместные проверки объектов культурно-социального назначения, промышленности и транспорта, связи, жилого фонда, в том числе на предмет выявления возможных мест складирования оружия и поражающих средств для совершения диверсионно-террористических актов.

В преддверии праздничных мероприятий, в целях ликвидации возможной пособнической базы для подготовки террористических акций, стабилизации криминогенной обстановки в регионе, силами совместных оперативно-следственных групп УФСБ-УВД-ЗУВДТ на территории приграничных районов области осуществлены оперативно-профилактические операции в отношении членов ряда преступных группировок. Из незаконного оборота изъяты 27 единиц огнестрельного оружия, 1800 боеприпасов, 59 компонентов к взрывным устройствам, 50 кг взрывчатых веществ. Органами прокуратуры и УВД возбуждены 6 уголовных дел по ст. 222 УК РФ.

- Доставляли ли вам какие-либо проблемы иностранцы?

- Мы делали и делаем все, чтобы таких проблем было как можно меньше. В целях усиления контроля режима пребывания на территории России иностранцев, выявления и пресечения каналов незаконной миграции осуществлены профилактические мероприятия в отношении граждан, находящихся на территории области с нарушением паспортно-визового режима. Проверено свыше 450 предприятий и организаций различных сфер деятельности, 850 мест компактного проживания иностранцев, выявлено около 2,5 тысячи нарушений миграционного законодательства РФ как со стороны иностранных граждан, так и со стороны граждан России. Судами области был принят ряд решений об административном выдворении иностранных граждан.

На период проведения мероприятий подразделения региональных Погрануправления ФСБ России и СЗТУ ФТС России были переведены на усиленный режим пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Делалось это с целью выявления и недопущения въезда в страну и регион граждан, причастных к незаконным вооруженным формированиям или совершению диверсионно-террористических актов, иных экстремистских акций и недопущения срыва проведения праздничных мероприятий и дискредитации России на международном уровне.

В результате принятых мер выявлен и задержан активный участник незаконных бандформирований, находившийся в федеральном розыске.

В целом организация проведения юбилейных торжеств с участием президента Российской Федерации, Патриарха Московского и Всея Руси, членов правительства России, представителей иностранных государств, в т.ч. по вопросам обеспечения безопасности, получила положительную оценку руководства страны.

- А как вы оцениваете работу региональной антитеррористической комиссии? Чем она занимается?

- В сентябре 2006 года, напомню, был подписан Указ губернатора области «Об антитеррористической комиссии в Калининградской области», определивший новый формат ее деятельности в составе начальников региональных Управлений ФСБ, МВД, МЧС, ФСО России, председателя Калининградской областной думы.

Согласно Указу президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 председателем комиссии в области является высшее должностное лицо субъекта РФ – губернатор Георгий Валентинович Боос. К ее работе по кругу ведения привлекаются функционирующие на территории области федеральные структуры, органы местного самоуправления и организации. В качестве приоритетной задачи антитеррористической комиссии определена деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его последствий.

Во исполнение решения Национального антитеррористического комитета, под руководством оперативного штаба и антитеррористической комиссии в Калининградской области в период подготовки и проведения «Дня знаний» осуществлены комплексные проверки, в том числе антитеррористической защищенности, региональных учреждений образования.

На заседании комиссии от 31 августа 2006 года рассмотрены - с заслушиванием министра образования Калининградской области - вопросы формирования толерантного поведения, отторжения экстремизма и терроризма в молодежной среде, а также повышения координации деятельности правоохранительных органов, минобразования области с региональными СМИ. Цель - предотвращение распространения экстремистских идей.

Организованы и совместно с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Калининградской области проведены комиссионные проверки состояния антитеррористической защиты аэропортов «Храброво» и «Чкаловск», 30 торговых рынков в 22 муниципальных образованиях Калининградской области. Принят ряд практических мер по устранению недостатков в обеспечении безопасности населения и снижению уровня террористических угроз, не допущено террористических проявлений на территории области.

Проведены ряд учений и тренировок по совершенствованию взаимодействия региональных силовых структур, 23 проверки антитеррористической защищенности объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения, транспортного комплекса.

В рамках долгосрочной программы правительства Калининградской области «Мы – россияне», во взаимодействии с правоохранительными органами Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Смоленской области, Республики Беларусь, обеспечена безопасность выезда в гг. Москву и Санкт-Петербург около 18 тысяч детей.

В целом в 2006 году во взаимодействии с субъектами антитеррористической деятельности обеспечена безопасность свыше 200 крупных общественно-политических и других мероприятий с участием более 300 тысяч жителей и гостей Калининградской области, а также 16 визитов в регион объектов государственной охраны.

Так что, как видите, практика деятельности комиссии и оперативного штаба на территории Калининградской области свидетельствует о том, что в регионе формируется надежная система обеспечения безопасности при активной поддержке со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований, средств массовой информации, организаций.

Особенно хочется отметить, что без участия всех наших граждан, без их заинтересованности и активной жизненной позиции, никакие усилия силовых и правоохранительных органов не создадут надежной защиты от проявлений терроризма и экстремизма. Но сейчас, спустя год, после образования Национального антитеррористического комитета и структур на региональном уровне, могу сказать, что у нас есть поддержка со стороны граждан. Конечно, это не означает, что мы вправе снизить бдительность. Мы, опираясь на поддержку калининградцев, и дальше будем адекватно реагировать на все возможные угрозы.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.