С 15 марта по 15 апреля в Калининграде проходит месячник потребителя

С 15 марта по 15 апреля в Калининграде проходит месячник потребителя. Об этой ставшей традиционной акции нашему корреспонденту Татьяне Изотовой рассказали главный специалист отдела потребительского рынка мэрии Татьяна САХАУТДИНОВА и ведущий специалист отдела Лариса ПРЯХИНА.

- В рамках месячника проводится несколько конкурсов: «Потребитель-2007», «По волнам услуг питания» (среди учащихся), конкурс на лучшую автозаправочную станцию. Работает также «горячая линия» «Отличились грубостью», куда можно сообщить о фактах «непарламентского» отношения к клиентам и покупателям.

Главная цель месячника – «разбудить» потребителей, вооружить знанием защищающего их законодательства, убедить в том, что добиться правды можно, но необходимо приложить усилия. Судя по числу обращений – а мы с 15 марта дали уже около четырёхсот консультаций – растёт активность населения, желание знать свои права и пользоваться ими.

- И какие вопросы вам задают? Может, есть смысл о них рассказать? Читателям это тоже будет полезно.

- Ну, например, достаточно распространённый случай: выдали инструкцию по пользованию сложной бытовой техникой на английском языке. Покупатель несколько раз обращался в магазин за русскоязычным вариантом, но безрезультатно. Интересовался, что делать. Мы объяснили, что предоставление информации о товарах или услугах на иностранном языке расценивается как отсутствие информации. Если продавец в оговоренный срок не предоставит инструкцию, покупатель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных за товар денег. Кроме того, с 1 июля 1998 года на территории Российской Федерации продажа импортных товаров без информации о них на русском языке вообще запрещена. О подобных нарушениях можно «сигнализировать» в Роспотребнадзор.

А вот ещё более типичная ситуация, в какой наверняка побывали многие посетители супермаркетов: цена товара выросла, в компьютер «забили» новую, а ценник еще не поменяли. И на кассе пробивают сумму выше той, что указана на ценнике. «Я, конечно же, плачу, - сказала позвонившая нам дама, - но правомерно ли это?» Неправомерно. По Закону РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Ценники как источник информации должны указывать действительную стоимость вещи или продукта на момент их приобретения. И покупатель вовсе не обязан платить больше.

- Звучит красиво. А как этого добиться реально?

- Пригласить администратора, решение таких вопросов в его компетенции.

- Но это долго, муторно…

- Тут каждый для себя решает сам. Кто хочет, чтобы его уважали как потребителя, добьётся этого. А кому всё равно – «утрётся» и заплатит. Причём не только в подобных случаях, но и в более серьёзных не станет «качать права». Но судя по тому, что людей это интересует, они всё-таки склонны постоять за себя.

Появляются и вопросы «современного звучания», связанные с дистанционной торговлей – когда товары приобретают по каталогам, по почте, в так называемых телемагазинах, через интернет. Например, интересуются, можно ли отказаться от качественной вещи, приобретенной дистанционным способом. Ответ такой. До передачи товара от него можно отказаться в любое время, а после передачи – в течение семи дней. Или даже в течение трёх месяцев – если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент его доставки не была предоставлена в письменной форме. Разумеется, должны быть сохранены товарный вид, потребительские свойства изделия, а также документ, подтверждающий факт и условия его покупки. Впрочем, отсутствие такого документа не лишает потребителя возможности иным способом доказать факт приобретения товара у данного продавца.

Был и вопрос из разряда курьёзных. Люди приобрели щенка дога. В отсутствие хозяев «малыш» набедокурил: порвал обои, обивку на мебели. Вот и решили от него отказаться через пару дней, интересовались, можно ли вернуть собаку продавцу и получить назад уплаченную сумму. Пришлось их огорчить: животные включены в перечень «непродовольственных товаров надлежащего качества», не подлежащих возврату или обмену.

- А можно вопрос, который задал читатель? Заказал он кухонную мебель. Изготовили в срок, хорошо, и даже чересчур: приделали дополнительные ручки, которых в эскизе не было и на словах о них речи не шло. Изделие соответственно стало дороже. Должен ли клиент за них платить?

- Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы за плату. Заказчик вправе отказаться от их оплаты, а если они оплачены, вправе потребовать возврата «лишней» суммы.

Кстати, мы готовы ответить и на другие вопросы читателей «Калининградки». Пусть присылают.

Напоминаем:

до 15 апреля в мэрии и районных администрациях в рабочие дни с 10.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00) проводится расширенный приём граждан по вопросам защиты прав потребителей.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.